Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание

1. Поэзия К.И. Чуковского в детском чтении.
2. Проза К.И. Пришвина в детском чтении.
3. Пантелеев Л. (А.И. Еремеев) Честное слово.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по литературе,2 вариант.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)


 

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Лесосибирский педагогический институт (филиал)

 

Факультет педагогики и психологии

 

Кафедра литературы

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине  Детская литература

 

Специальность  Дошкольная педагогика и психология

 

семестр               __

 

Вариант              №__

 

Выполнил (а)   ______________________________________________

 

Студент (ка)                          курса  заочной формы обучения

 

Адрес  _______________________________________________________

             (индекс, край, район, город, улица, № дома, № телефона - для связи)

 

            _______________________________________________________

 

Работа зарегистрирована:    №___  «______»______________ 20 __ г.

 

Работа проверена  «______»______________ 20 __ г.

 

Оценка     ___________________________________________________

 

Подпись проверившего ________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Поэзия К.И. Чуковского в детском чтении.

2.      Проза К.И. Пришвина в детском чтении.

3.      Пантелеев Л. (А.И. Еремеев) Честное слово.

 

Поэтический текст со своей общей установкой на максимальную упорядоченность подразумевает презумпцию и графической упорядоченности текста. Существуют два деления художественного текста: прозаический текст и поэтический. В поэтическом  тексте слушателю или читателю предстоит установить, какова совокупность кодовых систем, регулирующих предложенный ему текст. Поэтому любая система закономерностей в принципе может быть воспринята в поэзии как значимая. Для этого необходимо, чтобы она, во-первых, была ощутимо урегулирована и этим отличалась от неорганизованного текстового фона и, во-вторых, нарушалась определенным, внутренне закономерным, образом. Множество возможных нарушений даст разнообразие информационных возможностей внутри данного типа организации.  Графическая урегулированность служит интересным примером реализации этой особенности поэтических текстов. Она позволяет проследить некоторые общие закономерности отношения поэтической структуры к общеязыковой. В естественном языке графическая структура - его письменная форма - не является ни стилем, ни какой-либо особой системой выразительности. Она представляет собой лишь графический адекват устной формы языка. Прежде всего, следует отметить совмещение графической строки и стиха. Это, по сути дела, чисто служебное обстоятельство приобретает столь большое значение, что при установке на предельную невыраженность структурных средств, сведение их к "минус-приемам" графическая разбивка на стихи может остаться единственным сигналом о принадлежности текста к поэзии. Следует отметить, что в период зарождения русской письменной поэзии нового времени требования к графическому оформлению стиха были значительно более суровыми, чем в дальнейшем. Поэзия эпохи барокко, освободившись от обязательного союза с музыкой, настолько прочно слилась с рисунком, что сама воспринималась как разновидность изобразительного искусства. При этом с наивной последовательностью соблюдался иконический принцип, перенесение которого на языковые знаки вообще составляет типичную черту поэзии. К концу XVIII в., поскольку противопоставление поэзии и прозы как двух функционально различных видов художественной речи окончательно закрепилось в сознании читателей и необходимость в укреплении его отпала, значимость сохранилась лишь за основным признаком - разбивкой на стихи. Зато обнаружились разные графические стили внутри стиховой структуры. Детская поэзия - огромный неповторимый мир, где все важно, все имеет большое значение - тема, образ, ритм, художественная выразительность и легкость запоминания. Конечно, речь идет о хорошей поэзии, соответствующей особенностям детской души, мироощущению и жизненному опыту ребенка. Это совсем не означает, что малышу противопоказаны А. Пушкин, М. Цветаева, А. Ахматова и другие великие “взрослые” поэты. Многие дети способны с раннего возраста почувствовать красоту серьезной поэзии. Но правильно ли будет лишать малыша прекрасных стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Я. Акима, Е. Благининой? Познавать мир все-таки легче с помощью простых и доступных понятий, заложенных в стихах детских поэтов. Вот почему в этот раздел программы включены детская поэтическая классика и стихотворения современных молодых талантливых писателей, имеющих свой почерк, свой взгляд на детскую поэзию. Детский писатель, литературовед и критик, журналист, переводчик, исследователь языка — вот далеко не полный перечень профессий, в которых ярко проявил себя К. Чуковский.
Творчество Чуковского уникально тем, что в нем собран многолетний опыт работы в литературе, знание детской психологии, фольклора.                                                                  У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
Поколение за поколением читали дети и взрослые сказки в стихах К. Чуковского. Сначала бабушки и дедушки читали их вашим мамам и папам, затем мамы и папы читали вам... И вот пришел ваш черед читать эти старые добрые сказки своим детям.
Вспомните детские впечатления от сказок дедушки Корнея. Конечно, было жаль Муху-Цокотуху, заключенную в плен злым Пауком. И, наверное, очень хотелось, чтобы Федора, поскорее, помирилась с посудой, а злой Крокодил отпустил солнце.
Известно, что, когда Чуковский писал счастливый конец “Мухи-Цокотухи”, он и сам пустился в пляс.
Корней Иванович читал стихи, упиваясь их музыкой, как бы внушая слушателю своим чтением, что никакой иной музыки, кроме этой, стиху не надобно. Правда, наделенный феноменальным стиховым слухом, Чуковский, кажется, был лишен слуха музыкального и всю жизнь проявлял устойчивое равнодушие к музыке. Но только ли по этой причине в "поющейся поэзии" его интересовала - поэзия? Во всяком случае, отказавшись от вакансии слушателя песен, он убежал к своей высокой должности читателя стиха. Выбор придал его мнению резкую определенность. Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер. Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Примерно с этого времени у Корнея Ивановича началось увлечение детской словесностью. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил» (1916).
Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Это стало его настоящим увлечением — психика детей и то, как они овладевают речью. Вышли в свет его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) — непревзойденные шедевры литературы «для маленьких», издающиеся до сих пор. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «Маленькие дети» (1928), получившую затем название «От двух до пяти» (1933). «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал», - признавался он.
Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле. Инициатором травли стала Н. К. Крупская. Неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде редакторов возник даже такой термин — «чуковщина».
 

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Это очень важная задача – рассматривая природу и нравственность как единое целое, формировать у ребёнка потребность в общении с природой, потребность в бережном отношении к ней, а также в выборе своих действий.
В основном в произведениях затрагиваются проблемы природы и нравственности, так как эти два понятия идут нераздельно друг от друга.
Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции – вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей. Актуальность этой задачи отражена в концепции по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился  (1873- 1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени – в реальном училище, в Риге – в политехникуме, в Лейпциге – в университете. Получил специальность агронома.
Первая его книга – о русском Севере -  “В краю непуганых птиц”. Главная тема творчества – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
Заветная мечта – обрести своего Читателя, который сначала сам “поймёт,
а … уж потом всем скажет”.
Пришвин описывает в своих рассказах не просто отношение людей к природе, а отношение их к природе в процессе своего развития, в процессе переделки своей собственной человеческой природы.
Пришвин никогда не делил своё творчество на “взрослое” и “детское”. “Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое”, – утверждал писатель. Есть такое понятие – лирическая проза. Лирика – это когда автор вне сюжета, напрямую с читателем разговаривает. Нам привычней встречать это в стихах. Но недаром сам Пришвин называл свои пейзажные зарисовки в несколько строк поэмами. А как ещё назвать миниатюры вроде этой: “Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это оказался первый цветок”. И вот ещё: “Лес берегами как руками развел, и вышла река”.
 Зарисовки Пришвина похожи на японские танки или хокку, в основе лежит то же пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства.
А сколько еще в рассказах  Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами – наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется – и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. И Хозяин Леса, сильный  своим разумом, добрый “сердечной мыслью”, всматривается, вслушивается в нее, любуется, понимает – и принимает под свою защиту.
  Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства “через посредство охоты”… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Одностраничный рассказ “Лисичкин хлеб ”, очевидно, важен писателю, его название вынесено в заголовок цикла, объединяющего четырнадцать рассказов. Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным.
В своём дневнике в 1951 году Пришвин пишет: “Чувство природы есть чувство жизни личной, отражённое в природе: природа – это я. Труднее всего говорить о себе, от того так и трудно говорить о природе”.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина “шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат ”; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам (“Золотой луг”); точно богатырь, выбивается из-под
листьев гриб (“Силач”); шепчет лес (“Шёпот в лесу”). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях (“Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки”).
В природе людей поражают её творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – всё это воспринимается нами как прекрасное начало.
 У детей формируется понятие о добре и зле, совести и чести.
Так, Пришвин в  рассказе “Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: “Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам - съест”.
Рассказ “Ребята и утята” учит маленьких слушателей быть добрыми и внимательными к живым существам: “И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: “До свидания, утята!” ”
Также и многие другие эстетические категории вызревают в процессе общения с природой. Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: “Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж”. Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Здесь воспитателю важно помнить о значении книги для детей, о том, как она должна быть оформлена, какой материал содержать и какие вопросы решать. Если книга по-настоящему хороша, то в ней должны реализовываться познавательные, художественные и эстетические функции.
Таким образом, книга должна быть доступна до понимания и сознания ребёнка, должна удовлетворять его познавательные интересы, развивать мышление, память, воображение.
Рассматривая разные жанры, в первую очередь следует отметить рассказ. Рассказ основан на реальных событиях, он может содержать в себе повествование, описание, рассуждение. Например, в  рассказе Пришвина “Пиковая Дама” показаны отношения между курицей и утятами, которых ей подложили. Для писателя это явилось интересным предметом для размышления, психологического анализа поведения курицы. Также есть у писателя цикл рассказов – “Рассказы егеря”, где егерь беседует с рассказчиком. Особенно выделяются два рассказа из этого цикла – “Ёж” и “Гаечки”, где описаны моменты из жизни синиц, а также наблюдения за ёжиком в квартире автора. Писатель подробно описывает жизнь животных – это даёт детям возможность увидеть животный мир, кроме того, узнать повадки зверей.
В текстах очень часто встречаются моменты, где автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни.
Рассказ позволяет увидеть характер реального героя, способен разобраться в мотивах его действий и, что особенно важно, сделать вывод: следовать его примеру или нет. Понимание окружающего мира, его действительности также идёт через рассказ. Многие свои рассказы Пришвин наделяет долей сказочности, звери у него “разговаривают”, “мыслят”, почти как люди, но очеловечивание в произведениях писателя никогда не бывает полным, то есть звери и птицы могут думать, но про себя, слушать, смотреть, но не выполняют не свойственных им действий, так как живут в реальной для них обстановке.
В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах, в основном, для знакомства детей с природой используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе.
Пришвин считал, что птицы и звери, деревья и травы умеют разговаривать, есть у них свой язык.
Это бывает только в сказках? А вот и нет! “Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим”, - так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: “Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину”.
Книги Пришвина “Лисичкин хлеб”, “В краю дедушки Мазая”, “Золотой луг”, - азбука природы. Многому она научит, многое объяснит.
Зимний лес. На снегу следы зверюшек и птиц. Ничего не сможете вы прочесть по этим следам, из  рассказов  Пришвина  дети  узнают о белочке, которая доставала свои запасы, припрятанные на зиму, о лисичке, которая пробежала к лесной речке водицы напиться. Есть в лесу и свой доктор – дятел. Дерево выслушал и “приступил к операции извлечения червя”.
Любил Михаил Михайлович лес. Шёл он туда за открытиями: “Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался”, - писал Пришвин. Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина.
Рассказы Пришвина очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Могут узнать, например, что можно грача научить разговаривать, а собак научить есть горох и многое другое. Дети многому могут научиться у героев произведений, таких как, например, Вася Весёлкин, который не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Услышав ложь, Вася Весёлкин “поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный, с глазами, гневно устремлёнными” на лжеца. Такими должны быть все дети, именно этого хотел писатель, придумывая рассказ.
Одни рассказы могут понять все дети, а другие ещё могут не дойти до сознания ребёнка, поэтому, отбирая то или иное произведение, важно, чтобы оно соответствовало возрасту детей, удовлетворяло их интересы, было направлено на развитие воображения, мышления, памяти.
Совокупность жанров литературы позволяет решить эти педагогические задачи, причем, чем больше воспитатель будет обращать внимание на их решение при помощи всех возможностей определённого жанра, тем лучше.
Говоря об особенностях восприятия рассказа, следует отметить подлинность его содержания. В содержании заключён опыт, который может пригодиться в жизни; ситуации, в которые можем попасть мы, встречаются в содержании. Поэтому дети воспринимают серьёзно рассказ, принимают за образец поведение того или иного персонажа или отвергают его, предполагают, как поступил бы на его месте сам ребёнок.
Рассказ – это модель окружающего мира, его понимание строится на основании этого и воспитатель должен подводить детей к этому выводу.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе. Есть дети, которые наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробки насекомых,  составляют букетики из цветущей земляники, отрывают бутоны для «угощения» куклам и т.д.). Наконец встречаются, способные жестоко относится к растениям и животным.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях, особенностях развития и их значимости. Жестокое отношение к природе – результат нравственной не воспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
Дошкольнику свойственна подражательность, в силу которой он заимствует образы поведения, легко поддается внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. В своих рассказах М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе. А также через ознакомление детей с его произведениями мы даем детям природоведческие знания, которые способствуют формированию у детей бережного отношения к окружающему миру.
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно по этому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.
 Детям органически присуща любовь ко всему живому, но внимание, наблюдательность, интерес их, конечно, нужно у ребёнка развивать и воспитывать – постепенно, последовательно, целенаправленно.
Ведь даже придя в лес, на луг, в поле, дошкольник не может охватить, вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей.
Сделать это поможет ему книга. Основными задачами следует считать: ознакомление детей с природой, формирование любви и бережного отношения к ней.
Очень важно после прочтения рассказа о природе, понаблюдать в реальной жизни на природе о прочитанном. В этом случае процессы восприятия и понимания достигнут более высокого уровня.
Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликнется на неё, познавая образы художественной литературы.
 Рассматривая формы работы с книгой, необходимо ориентироваться на возраст дошкольников.
Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
 

 

Сад уже опустел,  на  улицах мелькали огоньки,  и  где-то  за деревьями

звенел колокольчик сторожа. Я стоял за кустами и плакал. Вдруг я услышал шаги, и кто-то меня окликнул:                                                       - Эй, что с тобой, мальчик?

Я сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голову, посмотрел на

того, кто меня окликнул. Это был дяденька, который мне не был знаком и сказал:

- Ничего.

- Как это ничего? Тебя кто обидел?

- Никто.

- Так чего ж ты плачешь?

Мне еще  трудно было говорить, я еще не  проглотил всех слез,  еще

всхлипывал, икал, шмыгал носом.

- Давай  пошли,  -  сказал незнакомец мне. Смотри,  уже  поздно,  уже  сад

закрывается.

И он хотел взять меня за руку. Но я поспешно отдернул руку и

сказал:

- Не могу.

- Что не можешь?

- Идти не могу.

- Как? Почему? Что с тобой?

- Ничего, - сказал я.

- Ты что - нездоров?

- Нет, - сказал я, - здоров.

- Так почему ж ты идти не можешь?

- Я - часовой, - сказал я.

- Как часовой? Какой часовой?

- Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.

- Да с кем же ты играешь?

Я помолчал, вздохнул и сказал:

- Не знаю.

- Послушай,  - сказал мне незнакомый дяденька. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?

- Да,  - сказал я. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то

большие ребята  подходят и  говорят:  "Хочешь играть  в  войну?"  Я  говорю:

"Хочу".  Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был...  он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад – в этой будке.  А  ты будешь часовой...  Стой здесь,  пока я тебя не сменю".  Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".

- Ну?

- Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".

- Ну и что?

- Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

- Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?

- Еще светло было.

- Так, где же они?

Я опять тяжело вздохнул и сказал:

- Я думаю, - они ушли.

- Как ушли?

- Забыли.

- Так чего ж ты тогда стоишь?

- Я честное слово сказал...

- Вот так история получилась!  -  сказал я  ему.  -  Что же  ты  будешь

делать?

- Не знаю, - сказал мальчик и опять заплакал.

Незнакомец молчал, видимо, думая о чем-то или он просто не верил моему рассказу. Мне было невероятно обидно, что я не мог толком объяснить ситуацию и, от этого мне хотелось плакать еще больше.

- Ты, наверно, есть хочешь? - спросил он у меня.

- Да, - сказал я, - хочу.

- Ну, вот что, - сказал добрый дяденька, подумав. - Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.

- Да, - сказал я. - А это можно разве?

- Почему же нельзя?

- Вы же не военный.

Он почесал затылок и сказал:

- Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это

может сделать только военный, только начальник...

Он только сказал: "Подожди минутку", - а сам побежал к выходу...              Пока незнакомец не пришел, я продолжал стоять на посту и ждал смены - ведь часовой не стоит ведь на посту всю жизнь. От этих мыслей я опять заплакал.

Меня окликнул дядечка. Я обрадовался, даже вскрикнул от радости, а он сказал:

- Ну, вот, я привел начальника.

Увидев командира,  я выпрямился,  вытянулся.

- Товарищ караульный, - сказал командир. - Какое вы носите звание?

- Я - сержант, - сказал я.

- Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Я помолчал, посопел носом и сказал:

- А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек...

- Я - майор, - сказал командир.

И тогда я приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки

и сказал:

- Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.

Оба мужчин неожиданно расхохотались.

И я тоже весело и с облегчением засмеялся.

Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож

несколько раз повернул в скважине ключ.

Майор протянул мне руку.

- Молодец,  товарищ сержант,  -  сказал он.  - Из тебя выйдет настоящий

воин. До свидания.

Я сказал: "До свиданья".

А  майор  отдал  нам  обоим  честь и,  увидев,  что  опять подходит его

трамвай, побежал к остановке.

Дяденька тоже попрощался со мной и пожал мне руку.

- Может быть, тебя проводить? - спросил он у меня.

- Нет, я близко живу. Я не боюсь, - сказал я.

И он еще раз крепко и с удовольствием, как мне показалось, пожал мне руку. А я радостно пошел домой, время от времени подпрыгивая оттого, что я сдержал свое слово и взрослые меня в этом поддержали. До сих пор я помню этот случай из моего счастливого и богатого приключениями детства.

 

 

 



Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"