Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:09, контрольная работа
1. В данных словах поставьте ударение, соответствующее современной литературной норме
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
3. Определите род имен существительных и согласуйте их с прилагательными.
1. В данных словах поставьте ударение, соответствующее современной литературной норме
Дремота, видение мира, танцовщица, приговор, какими судьбами, меткая острота, ассиметрия, клубы дыма, избалованный, задолго, усугубить, нормировать, дозвониться, задал, раздала, отняли, пальто мало, добыча, заголовок, инструмент, квартал, кладовая, корысть, кремень, фольга.
Ответ: Дремо׳та, ви׳дение мира, танцо׳вщица, пригово׳р, каки׳ми судьба׳ми, ме׳ткая остр׳׳та, ассиме׳трия, клу׳бы׳ ды׳ма, избало׳ванный, задо׳лго, усугу׳би׳ть, норми׳рова׳ть, дозвони׳ться, зада׳л, раздала׳, о׳тняли, пальто׳ мало׳, добы׳ча, заголо׳вок, инструме׳нт, кварта׳л, кладова׳я, коры׳сть, креме׳нь, фольга׳.
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
У нас соб…рались оф..церы студенты почему(то) пр..имущественно медики чиновники начиная от надворного советника и к…нчая простым к…нцелярским служащим с…минаристы словом то пестрое смеша…ое общество какое можно встретить в столицах где давно все переем…шалось в одной общей сутолоке.
Ответ: У нас собирались офицеры, студенты, почему-то преимущественно медики, чиновники, начиная от надворного советника и кончая простым канцелярским служащим, семинаристы - словом, то пестрое, смешанное общество, какое можно встретить в столицах, где давно все перемешалось в одной общей сутолоке.
3. Определите род имен существительных и согласуйте их с прилагательными.
Пестр… какаду, модн… каре, мощн… секъюрити, ночн… рандеву, огромн… мозоль, молот… кофе, бедн… сирота, разрушительн… торнадо, пропущенн… пенальти, маленьк… шимпанзе.
Ответ: Пестрый какаду (м.р.), модное каре (ср.р.), мощная секьюрити (ж.р.), ночное рандеву (ср. р.), огромная мозоль (ж.р.), молотый кофе (м.р.), бедный(ая) сирота (м.р., ж.р.), разрушительный торнадо (м.р.), пропущенный(ое) пенальти (м.р., ср.р.), маленький шимпанзе (м.р.).
4. Допишите окончание существительных
В перестрелк…, на взморь…, к Марь…, в ущель…, к знамен…, с плащ…, о прибыт…, по дорог…, о спектакл…, в постел…, к бандерол…, в повест…, по дивиз…, по окончан…, после возвращен…, в оцеплен…, с врач…, в безветр…, о ген….
Ответ: В перестрелке, на взморье, к Марье, в ущелье, к знамени, с плащом, о прибытии, по дороге, о спектакле, в постели, к бандероли, в повести, по дивизии, по окончании, после возвращения, в оцеплении, с врачом, в безветрии, о гении.
5. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий лексической норме.
Рассказ (исторический, историчный)
Обед (сытный, сытый)
Значение (воспитательное, воспитательское)
Удостоверение (командировочное, командированное)
Соревнование (отборное, отборочное)
Ответ: исторический рассказ, сытный обед, воспитательное значение, командировочное удостоверение, отборочное соревнование.
6. Выберите из слов, данных в скобках, вариант, соответствующий синтаксической норме.
– «Известия» (пометили, поместила) рецензию на премьеру в театре.
– Никто, даже опытные хирурги, уже (не мог, не могли) спасти больного.
– Решить вопрос (по приезду, по приезде) из командировки.
– Тренер удивлен (результатом, результату) игры.
Ответ:
– «Известия» пометили рецензию на премьеру в театре.
– Никто, даже опытные хирурги, уже не мог спасти больного.
– Решить вопрос по приезде из командировки.
– Тренер удивлен результату игры.
7. Раскройте скобки.
(По)сейчас, (за)даром, (по)пусту, (на)память, (без)умолку, (до)отказа. (на)лету, (на)ощупь, (не)(в)моготу, (не)(по)детски, (честь)честью, мало(по) малу, рука(об)руку, (по)видимому, точь(в)точь, совсем (не)интересно, вовсе(не)интересно, встретил (не)приветливо, ехали (не)быстро, но весело, костюм (в)пору.
Ответ: Посейчас, задаром, попусту, на память, без умолку, до отказа. на лету, на ощупь, невмоготу, не по-детски, честь честью, мало-помалу, рука об руку, по-видимому, точь-в-точь, совсем не интересно, вовсе не интересно, встретил неприветливо, ехали не быстро, но весело, костюм впору.
8. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. Музыка торжественно гремела над городом глушила разрывы снарядов гул самолетов треск и шорох горящих деревьев. 2. Мне давно уже хотелось найти такой уголок где бы все было под рукой и охота и рыбалка и грибы и ягоды. 3. Руки человека раздвинули дремучие леса заставили расступиться горы наполнили влагой сухие пустыни перегородили реки освободили сокрушительную и всемогущую энергию атома создали удивительной красоты картины и статуи. 4. Шуми шуми зеленый лес. Знаком мне шум твой величавый И твой покой и блеск небес Над головой твоей кудрявой. 5. Людям хотелось все сохранить и розы и снег.
Ответ: 1. Музыка торжественно гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолетов, треск и шорох горящих деревьев. 2. Мне давно уже хотелось найти такой уголок, где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. 3. Руки человека раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, наполнили влагой сухие пустыни, перегородили реки, освободили сокрушительную и всемогущую энергию атома, создали удивительной красоты картины и статуи. 4. Шуми, шуми, зеленый лес. Знаком мне шум твой величавый!(,) И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. 5. Людям хотелось все сохранить: и розы, и снег.
9. Укажите случай нарушения лексической сочетаемости слов.
Замените ошибочные словосочетания правильными.
География нефтедобычи, география туризма, география достижений, география гастролей, география рекордов.
Ответ: Нарушение лексической сочетаемости имеется в сочетании «география туризма». В основе значения лексемы «география» имеется сема «сфера территориального распространения чего-нибудь» [Ожегов, 1992, с. 129] , значение слова «туризм» базируется на семе «поход, путешествие». То есть значение движения и перемещения совпадает в компонентах словосочетания (туристический маршрут).
«География гастролей». Гастроли - «выступления, спектакли, даваемые приезжими актерами» [Ожегов, 1992, с. 127]. То есть, в значении лексемы определена сема «движения и распространения», что является семантически близким слову «география» (график гастролей).
«География рекордов» - нарушение смысловой сочетаемости компонентов (история рекордов).
10.
Найдите случаи ошибочного
1. В настоящее время наши усилия направлены к усвоению основных вопросов программы. 2. В книге дается характеристика современному очерку. 3. Михайлов недаром был удостоин высокой наградой. 4. Была выражена благодарность в адрес тем, кто помог шефам. 5. Можно сказать, что только часть молодежи любила и начинала идти за этими поэтами. 6. Госпожа Простакова весьма бесцеремонна, чувства тактики у нее вовсе нет.
Ответ: 1.Неправильный выбор падежа управляемого слова (В настоящее время наши усилия направлены на усвоение основных вопросов программы). 2. Неправильный выбор падежа управляемого слова: (В книге дается характеристика современного очерка). 3. Неправильный выбор падежа управляемого слова (Михайлов недаром был удостоин высокой награды). 4. Неправильный выбор падежа управляемого слова: (Была выражена благодарность в адрес тому, кто помог шефам). 5. Ошибки в порядке слов (Можно сказать, что только часть молодежи любила этих поэтов и начинала идти (следовала) за ними). 6. Ошибки в порядке слов: сочетание слов, близких по смыслу, приводит к смысловой избыточности (Госпожа Простакова весьма бесцеремонна).
11. Прочитайте текст.О Шостаковиче
Все жанры музыкального искусства обогатил этот удивительный художник, обогатил своей темой, своим взглядом на мир, своей неповторимой индивидуальностью, новаторскими открытиями.
В его музыке – пульс нашей жизни, хотите познать время –слушайте ее, проникните в мир глубоких и емких мыслей ее создателя, мир удивительной гармонии сердца и ума, она полна страстного протеста против жестокости, мещанского благодушия, и в то же время эта музыка – всегда гимн человеку, гимн вере в него; гуманизм и гражданственность – вот тот фундамент, на котором воздвигнуто здание «стиля Шостаковича».
Музыка Дмитрия Шостаковича никогда не развлекает, но всегда обогащает слушателя. Тем, кто ищет в музыке лишь ласки для слуха, отдыха от забот, чуждо будет это искусство.
Музыку Шостаковича нельзя слушать на ходу, случайно включив на лужайке транзистор или впопыхах забежав в Большой зал консерватории по тому случаю, что не было билетов в кино, но доверившись ей, можно многое понять, ощутить вновь и красоту родного пейзажа, и невозместимость потери близкого человека, и благоговение перед человеческим разумом. Музыка Шостаковича – это исповедь художника, сильная своей откровенностью, иногда даже трагичная в своей беспощадной правдивости, она не оставляет слушателя равнодушным.
12. Напишите аннотацию текста.
Представленный текстовый фрагмент обозначает проблему эстетического восприятия музыкальных произведений известного композитора Д. Шостоковича. Идея гуманизма, фокусирующая доминанты тематических направлений, определяет актуальность, особенности понимания и интерпретации художественного мира музыкального произведения и философии создателя, которому отведена роль бесстрастного судьи. Поэтому музыка Шостаковича так же сложна и психологически окрашена, как и сама жизнь человека в многообразии наполняющих ее импульсов.Литература