Краткие сведения о Жане-Батисте Мольере. Комедия «Мизантроп» в театре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание

Под вдохновением, навеянным классовой ненавистью, Мольер внес в «Тартюф» и «Дон Жуан» ряд трагичных черт, которые проступают сквозь ткань комедийного произведения, в то время, когда в «Мизантропе», (Le Misanthrope 1666), эти черты настолько усилились, что почти совсем вытеснили комичный элемент.
Типичный пример «высокой» комедии с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний героев, с преобладанием диалога над внешним действием, с полным отсутствием фарсового элемента, с взволнованным, патетичным и саркастичным тоном монологов главного героя, «Мизантроп» стоит в творчестве Мольера.

Работа состоит из  1 файл

Мизантроп чистовик.docx

— 33.25 Кб (Скачать документ)

  

  Мизантро́пия - неприятие, ненависть к человечеству, неприязнь, презрение к «правилам», «моральным ценностям», догматам.

 

  Хотя  мизантропы выражают общую неприязнь  к человечеству в целом, они,  как правило, поддерживают нормальные  отношения с определёнными людьми. Мизантропия может быть мотивирована  чувством изоляции и социального  отчуждения, или просто презрением  к характерным чертам, присущим  большей части человечества.

     Мизантропы могут поддерживать  нормальные и близкие отношения  с людьми, но количество таких  людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный  выбор тех, с кем общаться  и дружить. Здесь антипатия  мизантропа проявляется особенно  хорошо, поскольку для них характерно  презрение к распространённым  человеческим ошибкам и слабостям,  в том числе и к своим  собственным. 

   Известные мизантропы:

Композитор  Петр Ильич Чайковский, киногерой Грегори Хаус («Доктор Хаус»), а так же немало известные писатели Джонатан Свифт и Валерий Брюсов.  
 

   Критика моральной деградации аристократической верхушки в произведении.

  

   События происходят в кругу молодых аристократов. Мольер изображает 20-ти летних девушек и юношей, в жизни которых присутствует только лесть, ложь, любовные отношения сплетни. Таким образом Жан Батист показывает пороки ,которые существовали в 17 веке в кругу именно аристократов.

  Возьмем  ситуацию с Оронтом: юноша пытается  навязать свою дружбу Альцесту, так как в тех кругах очень  почетно дружить с ним. Этот  молодой человек уверен, что он  талантлив. Оронт предлагает свой  сонет Альцесту и Филинту. Два  друга и два мнения. Альцест  высказал, то что он действительно  думал о написанном и тем  самым разнес творчество оронта  в пух и прах. А позиция Филинта  – угодить всем. Филинт едва  знает этого человека, но он  расхваливает каждую строфу, чтобы  не обидеть юное дарование.

После критики Альцеста Оронт подал  в суд. Альцесту пришлось признать превосходство  этого произведения. (Подлость).

 Селимена  не привыкла к тому, чтобы воздыхатели  — а у нее их имелось немало  — добивались свидания лишь  для того, чтобы ворчать и ругаться. А как раз так повел себя  Альцест. Наиболее горячо обличал  он ветреность Селимены, то, что  в той или иной мере она  дарит благосклонностью всех  вьющихся вокруг нее кавалеров.  Девушка возражала, что не в  её силах перестать привлекать  поклонников — она и так  для этого ничего не делает, все происходит само собой. С другой стороны, не гнать же их всех с порога, тем более что принимать знаки внимания приятно, а иной раз — когда они исходят от людей, имеющих вес и влияние — и полезно.

  Когда  Селимене доложили о двух визитерах  — придворных щеголях маркизе  Акасте и маркизе Клитандре,  — Альцесту стало противно  и он ушел; вернее, преодолев себя, остался. Беседа Селимены с  маркизами развивалась ровно  так, как того ожидал Альцест  — хозяйка и гости со вкусом  перемывали косточки светским  знакомым, причем в каждом находили  что-нибудь достойное осмеяния: один  глуп, другой хвастлив и тщеславен,  с третьим никто не стал  бы поддерживать знакомства, кабы  не редкостные таланты его  повара.

  Блестящие  придворные кавалеры Акаст и  Клитандр привыкли к легким  успехам в сердечных делах.  Среди поклонников Селимены они  решительно не находили никого, кто мог бы составить им  хоть какую-то конкуренцию, и  посему заключили между собой  такое соглашение: кто из двоих  представит более веское доказательство  благосклонности красавицы, за  тем и останется поле боя;  другой не станет ему мешать.

 Тем  временем с визитом к Селимене  заявилась Арсиноя, считавшаяся,  в принципе, её подругой. Но беседа  их была достаточна специфична, так как они решили говорить  только правду друг-дружке. Результат  – они рассказали все слухи,  которые крутились вокруг них.

Финальным проявлением моральной деградации стало письмо Селимены, в котором  она обсуждала каждого, кто был  ей знаком и тех, кого она считала  своими друзьями:

 Про  Альцеста:

     "...Что  касается  маленького  маркиза, который вчера так  долго жал мне

руку, то, по-моему, вряд ли есть что-нибудь мизернее его особы; единственное

его   достоинство  -  это  дворянство.  Относительно  господина  с  зелеными

бантами..."

    Она не называла людей по имени, каждому из них она дала прозвище. 

   Не смотря на то что аристократы имели высокий социальный статус, они оставались «маленькими» людьми. 

   Соотношение в произведении гуманной философии Филинта и фанатичной философии Альцеста. 

   Начнем с гуманной философии Филинта.

  Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. 

   В Филинте воплощен идеал «порядочного человека» в соответствии представлениями светского общества XVII века. . Не случайно Филинт отступает от своих правил и говорит Альцесту в лицо, нередко при свидетелях, довольно неприятные вещи, не скрывая своего мнения: это несомненное влияние Альцеста. Филинт ищет дружбы Альцеста, а не наоборот, следовательно, более в нем нуждается. Филинт прибегает к лести, что делает его похожим на других аристократов.

   Альцест – не только образ благородного разоблачителя социальных пороков, который ищет «правды» и не находит ее: он отличается некой двойственностью. С одной стороны, он – позитивный герой, благородная обида которого вызывает к нему сочувствие зрителя, читателя; с другой стороны, он не лишен и негативных черт, которые делают его комичным. Он очень горячий, несдержанный, нетактичен, лишен чувства меры и чувства юмора. Свои искривленные речи он обращает к никчемным людишкам, не способных понять его. Своим поведением он на каждом шагу ставит себя в смешное положение перед теми людьми, которых сам же и не уважает.  

   Дилемма Альцест — Филинт сходна с гамлетовским вопросом «Быть или не быть», не имеющим однозначного разрешения и поэтому трагичным. Филинт и Альцест оба правы — или оба неправы, что создает поразительную по художественному выражению мыслительную и психологическую загадку, над которой несколько веков бьются зрители, как, очевидно, бился Мольер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы.

Проанализировав произведение Мольера можно сделать  следующие выводы:

   Мизантроп — человеконенавистник, каким является главный герой Альцест.

     Мизантро́пия - неприятие, ненависть к человечеству, неприязнь, презрение к «правилам», «моральным ценностям», догматам.

 

  Темой комедии является жизнь аристократической молодежи, их заботы, чувства, окружение и в противопоставление этому всему выходит мятежник-одиночка, который стремится жить в обществе, в котором нет лжи, обмана, лицемерия, но в результате он остается непонятым и одиноким. 

  «Мизантроп»  стал первым произведением, в  котором Мольер показал истинное  лицо аристократии. Он, с помощью  диалогов и монологов главного  героя, открыто критикует моральную  деградацию аристократической верхушки, тем самым выносит на поверхность их далеко неразумное поведение и низкое, неуважительное отношение друг к другу. 

   
 

   
 
 
 
 

  
 
 

Информация о работе Краткие сведения о Жане-Батисте Мольере. Комедия «Мизантроп» в театре