Культ личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:05, реферат

Описание

Одно из самых жёстких обвинений Сталину - это обвинение в создании "культа личности".
Логичен вопрос: что же такое культ личности? ответ прост: это высшая степень уважения к человеку, граничащая с его обожествлением, верой в его непогрешимость. Плохо ли такое явление само по себе? Да, плохо. Ибо приучает общество к бездумной вере в Вождя.

Работа состоит из  1 файл

тема культа личности.doc

— 46.00 Кб (Скачать документ)

ФГОУ  ВПО «Пермский государственный  институт искусства и культуры»

Художественно-педагогический факультет

Заочное отделение

 
 
 
 

Культ личности 

Контрольная работа по русской литературе 
 
 

                                                                                                                                                                        Выполнил:

                    Студент 1 курса  заочного отделения

                    Художественно-педагогического  отделения (группа З/РТК-14)

                    Зорин Жан Владимирович 

                    Проверил:

                    к. филол. н., ст. преподаватель Звонова С.А. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Г.Пермь, 2011 г.

Одно из самых  жёстких обвинений Сталину - это  обвинение в создании "культа личности".  
 
Логичен вопрос: что же такое культ личности? ответ прост: это высшая степень уважения к человеку, граничащая с его обожествлением, верой в его непогрешимость. Плохо ли такое явление само по себе? Да, плохо. Ибо приучает общество к бездумной вере в Вождя. 
Ибо, культовое обожествление личности - не изобретение социализма и ХХ века. Он - культ - проявлялся у всех народов и во все времена. Однако историческим фактором становился лишь у великих народов и в переломные времена истории.  
В нашей истории Культ личности стал явлением, прямо влиявшим на саму историю. 
 
Культ личности Сталина возник в 30-х годах. Это было обусловлено исторической обстановкой. В стране шла жесточайшая классовая борьба.  
И это понятно: Ещё в цветущем дееспособном возрасте были яростные противники нового социального строя. Разбитые в суровые годы 4-х летней Гражданской войны, когда народ поддержал курс большевиков, разбитые, но ещё не потерявшие надежды на реванш, в том числе на помощь "заграницы", враги не смирились, не прекратили сопротивления новому.  
 
Страна наша только-только вылезала из безграмотности, только начала создавать собственную интеллигенцию, собственную культуру... Средства массовой информации были представлены малым количеством газет и, так называемыми "тарелками" - редких тогда радиорепродукторов, слушать которые собирался народ со всей округи.  
 
Важнейшим средством политического просвещения была устная пропаганда. А перед рабочими, перед крестьянами выступало множество людей.  
Простым, в массе своей не очень грамотным людям трудно было осмыслить происходящие перемены, тем более, что упомянутые враги организовывали саботаж, распускали слухи... Они тоже выступали перед людьми, искажая политику партии.  
 
Кое-кто из них говорил внешне привлекательные вещи, что, мол, зачем нужны чрезмерные усилия? Что индустриализация страны может подождать, что военной угрозы извне нет... Что раньше нужно "накормить народ"...  
 
И культ вождя стал приобретать уродливые черты, стал для наиболее грамотных и развитых людей смешным, а значит тормозом дальнейшего движения вперёд.
 

В современной  литературе нашей страны отчетливо  проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен — настоящего и прошлого, а также ряд других проблем.

В печати появлялись и продолжают появляться горестные по собственной тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именованием Сталина. Почему по-прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества. Я думаю, что это не случаем: мы не желаем повторения схожих сумрачных страниц нашей истории, а еще потому, что трудности того времени мы во многом ощущаем как трудности, имеющие самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню.

Несколько лет  назад большой энтузиазм вызывал  роман Рыбакова "Дети Арбата". Завышенный энтузиазм к этому произведению разъясняется тем, что писатель в первый раз в нашей литературе подробно и правдиво обрисовал психологию Сталина в качестве государственного деятеля, человека, у которого соединились воедино представления о благе народном и благе своем. Под своим благом предполагалась бескрайняя власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. "Дети Арбата" - это роман о столичной молодежи тридцатых годов, чья молодость проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор ведает о том, как по-различному проявлялись люди в тяжелых испытаниях. В романе мы видим картину жестокости и ужаса, каждое слово, произнесенное против, могло решить судьбу человека, поэтому каждый боялся высказать свое мировоззрение, поддержать товарища на собрании.

Сейчас нам просто судить тридцатые годы, сейчас нам многое понятно о Сталине, а каково было им, жившим в период полного поклонения вождю, ведь для большинства, Сталин был в то время больше, чем икона.

 Вождь народов — страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели. Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей.

 
В романе "Дети Арбата" Рыбаков  пробует раскрыть психологию этого  человека. Сталин считал, что лишь страдания  вызывают величайшую энергию. Мы ясно видим те объяснения и оправдания, которые дозволяли ему с легкой душой обречь на страдания и погибель миллионы людей. По его мнению, люд нужно силой вынудить пойти на жертвы во имя грядущего, а для этого нужна мощная власть, которая способна внушить ужас. Это людоедская теория только прикрывает основное - желание беспредельной власти. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского “Преступление и наказание” о “сильных мира сего” и “тварях дрожащих”! В России возникает целая плеяда палачей, главной фигурой которой становится следователь.

 В “Детях  Арбата” следователь Дьяков верил  “не в действительную виновность, а в общую версию виновности”.  Он запутывает Сашу Панкратова: то играет на его честности,  то запугивает, то обещает освобождение. В те времена “хорош” был только тот следователь, который уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими мог заставить человека подписать признание в преступлении, им не совершенном. У Рыбакова на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди становятся такими палачами.

Иным произведением, посвященным теме культа личности, является роман Замятина "Мы", созданный в 1921 году. Ведущая тема романа - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман написан в необычайном жанре "антиутопии". Замятин, по специальности инженер- кораблестроитель, лучше остальных знал, как создается механизм, где винтики необходимы для сотворения одного целого. Но люди, общество - это не просто "винтики" в сложной гос машине, а живые существа, у которых своя, одна - единственная жизнь. Когда человека превращают в "винтик", он теряет свою колоритную, неповторимую особенность и деградирует как личность. История показала, что перевоплощение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человечеством.

В романе “Мы” в фантастическом облике предстает  перед нами возможный вариант  будущего общества, в котором “сильные мира сего” мечтают о людях-роботах. Перед читателем разворачивается  “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а “счастье” это заключается в отказе от своего “я” и растворении в безличном “мы”.

 
Интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая согласно "табелю сексуальных дней". Роман Замятина - это предупреждение об большой угрозы, грозящей человечеству: власти машин и власти страны. Замятин как бы заблаговременно предсказал действия истории нашей страны. Писатель указывает, что в обществе, где все ориентировано на угнетение личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание ощущать, обожать, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции убирают фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И все же остается надежда, что человеческое достоинство, не умрет ни при каком режиме. Писатель говорит нам, что не существует идеального общества. Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление оставляет человека, жизнь его теряет смысл.

 
Наш люд пережил и горькие уроки  коллективизации, и сталинизм, и  репрессии, и всеобщий ужас, и застой, и разгул преступности, которая длится сейчас.

Произведения, подобные роману Рыбакова "Дети Арбата" и  роману Замятина "Мы", пробившиеся  к нам из небытия, дозволят по-новому взглянуть на действия истории, осмыслить  роль человека в них. Это произведения - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое общество желают перевоплотить в "винтики". Такие книги несут свет в нашу жизнь.  
 
 

список литературы: 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  

http://www.coolsoch.ru/

 http://lib.sportedu.ru

http://stalinpravda.narod.ru/

Информация о работе Культ личности