Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 16:05, реферат
Одно из самых жёстких обвинений Сталину - это обвинение в создании "культа личности".
Логичен вопрос: что же такое культ личности? ответ прост: это высшая степень уважения к человеку, граничащая с его обожествлением, верой в его непогрешимость. Плохо ли такое явление само по себе? Да, плохо. Ибо приучает общество к бездумной вере в Вождя.
Культ личности
Контрольная
работа по русской литературе
Студент 1 курса заочного отделения
Художественно-педагогического отделения (группа З/РТК-14)
Зорин
Жан Владимирович
Проверил:
к.
филол. н., ст. преподаватель Звонова
С.А.
Г.Пермь, 2011 г.
Одно из самых
жёстких обвинений Сталину - это
обвинение в создании "культа
личности".
Логичен вопрос: что же такое культ личности?
ответ прост: это высшая степень уважения
к человеку, граничащая с его обожествлением,
верой в его непогрешимость. Плохо ли такое
явление само по себе? Да, плохо. Ибо приучает
общество к бездумной вере в Вождя.
Ибо, культовое обожествление личности
- не изобретение социализма и ХХ века.
Он - культ - проявлялся у всех народов
и во все времена. Однако историческим
фактором становился лишь у великих народов
и в переломные времена истории.
В нашей истории Культ личности стал явлением,
прямо влиявшим на саму историю.
Культ личности Сталина возник в 30-х годах.
Это было обусловлено исторической обстановкой.
В стране шла жесточайшая классовая борьба.
И это понятно: Ещё в цветущем дееспособном
возрасте были яростные противники нового
социального строя. Разбитые в суровые
годы 4-х летней Гражданской войны, когда
народ поддержал курс большевиков, разбитые,
но ещё не потерявшие надежды на реванш,
в том числе на помощь "заграницы",
враги не смирились, не прекратили сопротивления
новому.
Страна наша только-только вылезала из
безграмотности, только начала создавать
собственную интеллигенцию, собственную
культуру... Средства массовой информации
были представлены малым количеством
газет и, так называемыми "тарелками"
- редких тогда радиорепродукторов, слушать
которые собирался народ со всей округи.
Важнейшим средством политического просвещения
была устная пропаганда. А перед рабочими,
перед крестьянами выступало множество
людей.
Простым, в массе своей не очень грамотным
людям трудно было осмыслить происходящие
перемены, тем более, что упомянутые враги
организовывали саботаж, распускали слухи...
Они тоже выступали перед людьми, искажая
политику партии.
Кое-кто из них говорил внешне привлекательные
вещи, что, мол, зачем нужны чрезмерные
усилия? Что индустриализация страны может
подождать, что военной угрозы извне нет...
Что раньше нужно "накормить народ"...
И культ вождя стал приобретать уродливые
черты, стал для наиболее грамотных и развитых
людей смешным, а значит тормозом дальнейшего
движения вперёд.
В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен — настоящего и прошлого, а также ряд других проблем.
В печати появлялись и продолжают появляться горестные по собственной тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именованием Сталина. Почему по-прежнему в центре внимания тридцатые годы, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества. Я думаю, что это не случаем: мы не желаем повторения схожих сумрачных страниц нашей истории, а еще потому, что трудности того времени мы во многом ощущаем как трудности, имеющие самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню.
Несколько лет
назад большой энтузиазм
Сейчас нам просто судить тридцатые годы, сейчас нам многое понятно о Сталине, а каково было им, жившим в период полного поклонения вождю, ведь для большинства, Сталин был в то время больше, чем икона.
Вождь народов — страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Вина Сталина заключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него были только материалом для достижения цели. Сталин считал, что страдания вызывают величайшую энергию. Рыбаков мастерски обрисовал те объяснения и оправдания, которые позволяли Сталину с легкой душой обрекать на страдания и смерть миллионы людей.
В романе "Дети Арбата" Рыбаков
пробует раскрыть психологию этого
человека. Сталин считал, что лишь страдания
вызывают величайшую энергию. Мы ясно
видим те объяснения и оправдания, которые
дозволяли ему с легкой душой обречь на
страдания и погибель миллионы людей.
По его мнению, люд нужно силой вынудить
пойти на жертвы во имя грядущего, а для
этого нужна мощная власть, которая способна
внушить ужас. Это людоедская теория только
прикрывает основное - желание беспредельной
власти. Как тут ни вспомнить теорию Раскольникова
из романа Достоевского “Преступление
и наказание” о “сильных мира сего” и
“тварях дрожащих”! В России возникает
целая плеяда палачей, главной фигурой
которой становится следователь.
В “Детях
Арбата” следователь Дьяков
Иным произведением, посвященным теме культа личности, является роман Замятина "Мы", созданный в 1921 году. Ведущая тема романа - драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Роман написан в необычайном жанре "антиутопии". Замятин, по специальности инженер- кораблестроитель, лучше остальных знал, как создается механизм, где винтики необходимы для сотворения одного целого. Но люди, общество - это не просто "винтики" в сложной гос машине, а живые существа, у которых своя, одна - единственная жизнь. Когда человека превращают в "винтик", он теряет свою колоритную, неповторимую особенность и деградирует как личность. История показала, что перевоплощение человечества в совокупность "винтиков" ведет к преступлению перед человечеством.
В романе “Мы”
в фантастическом облике предстает
перед нами возможный вариант
будущего общества, в котором “сильные
мира сего” мечтают о людях-роботах.
Перед читателем
Интимная жизнь тоже рассматривается
как государственная обязанность, выполняемая
согласно "табелю сексуальных дней".
Роман Замятина - это предупреждение об
большой угрозы, грозящей человечеству:
власти машин и власти страны. Замятин
как бы заблаговременно предсказал действия
истории нашей страны. Писатель указывает,
что в обществе, где все ориентировано
на угнетение личности, где игнорируется
человеческое "я", где единоличная
власть является неограниченной, возможен
бунт. Способность и желание ощущать, обожать,
быть свободным в мыслях и поступках толкают
людей на борьбу. Но власти находят выход:
у человека при помощи операции убирают
фантазию - последнее, что заставляло его
поднимать гордо голову, чувствовать себя
разумным и сильным. И все же остается
надежда, что человеческое достоинство,
не умрет ни при каком режиме. Писатель
говорит нам, что не существует идеального
общества. Жизнь — это стремление к идеалу.
И когда это стремление оставляет человека,
жизнь его теряет смысл.
Наш люд пережил и горькие уроки
коллективизации, и сталинизм, и
репрессии, и всеобщий ужас, и застой, и
разгул преступности, которая длится сейчас.
Произведения, подобные
роману Рыбакова "Дети Арбата" и
роману Замятина "Мы", пробившиеся
к нам из небытия, дозволят по-новому
взглянуть на действия истории, осмыслить
роль человека в них. Это произведения
- предостережение против отказа сопротивляться,
если человеческое общество желают перевоплотить
в "винтики". Такие книги несут свет
в нашу жизнь.
список
литературы:
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта
http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru
http://stalinpravda.narod.ru/