Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:51, доклад
Личность Лескова
Отец Лескова — Семен
Дмитриевич Лесков (1789 —- 1848), был выходцем
из духовной среды. По словам Николая Семёновича:
«…большой, замечательный умник и дремучий
семинарист». Впрочем, отец порвал с духовной
средой и поступил на службу в орловскую
уголовную палату, куда же после его смерти
(в 1848) поступил и сам Николай Семёнович,
бросив гимназию.
Лесков начал печататься только
после нескольких лет казённой и частной
службы, сравнительно поздно — на двадцать
девятом году жизни, поместив несколько
заметок в газете «Санкт-Петербургские
ведомости» (1859 - 1860), несколько статей
в киевских изданиях «Современная медицина»
и «Указатель экономический». Переехав
в 1861 в Петербург, он начинает сотрудничать
в газете «Северная пчела», позднее в журналах
«Отечественные записки», «Время», «Русская
речь» и др. В статье по поводу пожаров
в мае 1862, о которых распространялись слухи
как о поджогах, осуществляемых революционно
настроенными студентами и поляками, писатель
упомянул об этих слухах, что было воспринято
демократической публикой как донос, и
потребовал от властей их подтвердить
или опровергнуть, что вызвало неудовольствие
властей. Вследствие этого Лесков был
отправлен редакцией «Северной пчелы»
в длительную командировку через Динабург,
Вильну, Гродно, Пинск, Львов, Прагу, Краков
в Париж. Обладая обширными знаниями и
придерживаясь мнения, что писатель должен
в своих произведениях представлять жизнь
с разных точек зрения, Лесков не захотел
примыкать ни ко главенствующему в России
лагерю консерваторов, ни к сторонникам
революции, что на протяжении всей жизни
вызывало трудности для напечатания его
книг. Консерваторы критиковали его за
либерализм - ругательное в России слово,
а радикальные, революционные демократы
- за вдумчивое рассмотрение в своём творчестве
традиционных консервативных институтов
- семьи и церкви. Помимо этого, как и свой
многолетний друг и корреспондент Лев
Толстой, Лесков критично относился к
российской государственной бюрократии
и общественному институту церкви, чем
заслужил дополнительные нападки.
Писатель много лет страдал
стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось
обострение болезни, и 21 февраля (3 марта)
1895 года Николай Лесков скончался.
Издание произведений
Впервые собрание сочинений Николая Семёновича
Лескова вышло в свет только после его
смерти, в 1902-1903 годах в издательстве Маркса
в Петербурге, и вызвало первую общественную
волну интереса к творчеству писателя.
После революции 1917 года Лесков был объявлен
"реакционным, буржуазно-настроенным
писателем", и произведения его на долгие
годы (исключение составляет включение
2-х рассказов писателя в сборник 1927 года)
были преданы забвению. Во время короткой
хрущёвской оттепели советские читатели
наконец получили возможность вновь соприкоснуться
с творчеством Лескова - в 1958 году марксовское
издание начала века было полностью переиздано.
В годы застоя предпринимались попытки
издавать короткие собрания сочинения
и отдельные тома с произведениями Лескова,
в которые не входили работы, связанные
с рассмотрением религиозных вопросов,
такие как "Соборяне" и "Некуда",
и которые снабжались обширными тенденциозными
комментариями. Впервые по настоящему
полное (30-ти томное) собрание сочинений
писателя стало выходить в 1990-е годы в
издательстве "Терра". В это издание
помимо известных произведений планировалось
включить все найденные, ранее не издававшиеся
статьи, рассказы и повести писателя. Однако
после 2000 года по различным политическим
и финансовым причинам издание притормозило
регулярную работу, и за последние восемь
лет выпустило лишь три разрозненных тома.
«Я ведь вполне
самоучка...»
Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.
«Закабаление в литературу»
В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.
Успех и скандал
С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты — жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Об общественной позиции писателя в те годы свидетельствует его полемика с «Современником», наиболее авторитетным журналом левой ориентации. Хотя сам Лесков, видимо, прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литераторы-радикалы, в начале 1860-х гг. он выступал уже как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказательства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.
Антинигилистические романы
С января 1864 начал печататься роман Лескова «Некуда», окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на «молодое поколение», хотя, помимо «шальных шавок» нигилизма, писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романа (в основном — сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова — бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв — провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен «шпионом», написавшим «Некуда» по заказу III Отделения. Столь бурная реакция объяснялась и откровенной памфлетностью романа: Лесков нарисовал узнаваемые карикатуры на известных литераторов и революционеров. Антинигилистические мотивы, звучавшие и в других его произведениях 1860-х гг., а также роман «На ножах» (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы «мошенники от нигилизма», усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет — рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874) — прошли почти незамеченными.
Расцвет
Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования. За внешне непритязательным рассказом о «житье-бытье обитателей старгородской поповки» проступает обобщенный образ национального бытия и самостоятельная концепция русской жизни. Борьба главного героя хроники священника Туберозова с «вредителями русского развития» (как нигилистами, так и равнодушными администраторами) — внутренняя пружина и смысловой центр повествования. Духовенство, вопреки инерции общественного мнения, трактуется в хронике и как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения для раздираемой противоречиями пореформенной России. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечатленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере (см. Сказ): автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).
«... Христианство есть учение жизненное»
Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества. Он входил в мир старообрядцев и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м гг. в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием («у нас византиизм, а не христианство»), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством (см. Толстовцы). Эволюция писателя от рассказа «На краю света» (1875) — художественной апологии национального православия, к очеркам «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полунощники» (1891), где писатель выступал язвительным критиком официальной церковности, закономерно привела в 1880-е гг. к его «возвращению» в либеральную прессу и к постепенной реабилитации Лескова в общественном сознании. Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из «Пролога» (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию «легенд» из жизни первохристиан («Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Зенон-златокузнец», 1890), превратив их в художественную проповедь «хорошо прочитанного Евангелия». Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием «церковной набожности, узкой национальности и государственности», упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.
«Лесков — писатель будущего» (Л. Н. Толстой)
До конца дней
Лесков оставался художником-
«Я ведь вполне самоучка...»
Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.
«Закабаление в литературу»
В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.
Успех и скандал
С переездом в
Петербург в 1861 началась интенсивная
работа Лескова в периодике. Он быстро
стал заметным публицистом. Вскоре в
печати появились и его первые
беллетристические опыты —
Антинигилистические романы
С января 1864 начал печататься роман Лескова «Некуда», окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на «молодое поколение», хотя, помимо «шальных шавок» нигилизма, писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романа (в основном — сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова — бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв — провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен «шпионом», написавшим «Некуда» по заказу III Отделения. Столь бурная реакция объяснялась и откровенной памфлетностью романа: Лесков нарисовал узнаваемые карикатуры на известных литераторов и революционеров. Антинигилистические мотивы, звучавшие и в других его произведениях 1860-х гг., а также роман «На ножах» (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы «мошенники от нигилизма», усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет — рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874) — прошли почти незамеченными.