Лицо серебрянного века Цветаева Марина Ивановна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, реферат

Описание

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. «эстетический переворот».

Содержание

Введение…………………………………………………….2-3
Биография И.М. Цветаевой………………………………..4-5
Творчество И.М. Цветаевой……………………………….5-8
Заключение………………………………………………....9-11
Список литературы……………………………………..…12-12
Приложение………………………………………………..13-14

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.24 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………….2-3
  2. Биография И.М. Цветаевой………………………………..4-5
  3. Творчество И.М. Цветаевой……………………………….5-8
  4. Заключение………………………………………………....9-11
  5. Список литературы……………………………………..…12-12
  6. Приложение………………………………………………..13-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал.

Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой  литераторов, осуществивших в конце  ХIX - начала ХХ в. «эстетический переворот». Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу. Ценность индивидуума они определяли богатством и красотой его внутреннего мира. Мысли и чувства человека были превращены в объекты исследования. Они стали основой творчества. Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.

Вместе с утверждением индивидуального  начала символисты и литераторы, близкие  к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа  и др.), занимались формированием  эстетического вкуса публики. Они  открывали читателю в своих работах  мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами  мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались  ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали  публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами  его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.

Вслед за символистами утверждение  индивидуального начала в искусстве  и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.

Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом  личности. Они возвратили философии  ценность и в центр ее поставили  человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они  хотели преобразовать все общество.

Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография М.И. Цветаевой

Родилась Цветаева Марина Ивановна 26 сентября в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав  образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и  Фрейбурга. В шестнадцать лет  совершила самостоятельную поездку  в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старо-французской литературы.

Стихи начала писать с шести  лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи  выпустила сборник «Вечерний  альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как  Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей  творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

В 1912 Цветаева вышла замуж  за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему держалась особняком.

В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу —  к мужу, который, пережив разгром  Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго  жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась  в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

К 1930-м годам Цветаевой  казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача  в эмиграции — в том, что  я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939 она восстановила свое советское гражданство и  вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.

 

  1. Творческая жизнь М.И. Цветаевой

Вся жизнь и творчество Цветаевой – это постоянная борьба склонности к одиночеству и жажды общения. Если характеризовать ее более конкретно, то можно выделить основные качества – застенчивость и ассоциальность, конфликтность и дерзость, но самым главным ее жизненным принципом является прямота и правдивость.

Избегая стен родного дома, где  все напоминало ей о матери, она  решает поселиться в интернате при  частной гимназии в Москве. Там  она отдается полностью поглощению литературы, что положительно сказалось  на ее культурном кругозоре и более  отрицательно – на успеваемости по основным предметам учебной программы.

0Самый первый сборник произведений Цветаевой – это романтичные, искренние, но детские переживания – наивные и от того зацепляющие за душу, стихотворения. Опытный Брюсов уже в нем усмотрел тенденцию к сопоставлению с дневником. Действительно, несмотря на все попытки Цветаевой аппелировать этот ярлык, такая особенность продолжала проявляться в каждом произведении. Марина подсознательно стремилась выразить в стихах каждое свое душевное переживание. Но даже несмотря на «дневниковость», творчество Цветаевой было иногда отчаянным противостоянием стереотипам, а иногда холодным расчетливым сарказмом, чем и привлекало ищущие свежих взглядов умы того времени.

Вторая книга Цветаевой  «Волшебный фонарь» (1912) был воспринят  как относительная неудача, как  повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что  начинает повторяться и, выпуская новый  сборник стихов, — «Из двух книг» (1913), она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом»  и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок. На протяжении 1913-1915 совершается постепенная смена «цветаевской» поэтической манеры: место трогательно-уютного детского быта занимают эстетизация повседневных деталей (например, в цикле «Подруга», 1914-1915, обращенном к поэтессе С.Я. Парнок), и идеальное, возвышенное изображение старины (стихотворения «Генералам двенадцатого года» (1913) «Бабушке» (1914) и др.). Начиная с этого времени, стихотворения Цветаевой становятся более разнообразными в метрическом и ритмическом отношении (она осваивает дольник и тонический стих, отступает от принципа равноударности строк); поэтический словарь расширяется за счет включения просторечной лексики, подражания слогу народной поэзии и неологизмов. В 1915-1916 складывается индивидуальная поэтическая символика Цветаевой, ее «личная мифология». Эти особенности поэтики сохранятся и в стихотворениях Цветаевой позднейшего времени.

 

Свойственные Цветаевой демонстративная независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и поведенческих норм проявлялись не только в общении с другими людьми, но и в оценках и действиях, относящихся к политике. Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914. Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж, чьи родители (умершие до революции) были революционерами-народовольцами. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Известие о ней застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. В начале зимы 1919-1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении «Две руки, легко опущенные…» (1920) и в лирическом цикле «Разлука» (1921), обращенном к мужу. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин. Там Цветаева оставалась до конца июля, где подружилась с временно жившим здесь писателем-символистом Андреем Белым. В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений — «Ремесло» (опубл. в 1923) — и поэму «Царь-Девица» В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег».

В 1924 Цветаева создает «Поэму Горы», завершает «Поэму Конца». В первой отражен роман Цветаевой с  русским эмигрантом, знакомым мужа К.Б. Родзевичем, во второй — их окончательный  разрыв. Мотивы расставания, одиночества, непонятности постоянны и в лирике Цветаевой этих лет: циклы «Гамлет» (1923, позднее разбит на отдельные стихотворения), «Федра» (1923), «Ариадна» (1923). Жажда и невозможность встречи, союз поэтов как любовный союз, плодом которого станет живое чадо — лейтмотивы цикла «Провода», обращенного к Б.Л. Пастернаку. Символом соединения разлученных становятся телеграфные провода, тянущиеся между Прагой и Москвой.

В Париже в ноябре 1925 она закончила  поэму «Крысолов» на сюжет средневековой  легенде о человеке, избавившем немецкий город Гаммельн от крыс, выманив их звуками своей чудесной дудочки; когда скаредные гаммельнские обыватели отказались заплатить ему, он вывел, наигрывая на той же дудочке, их детей и отвел на гору, где их поглотила разверзшаяся земля. Крысолов был опубликован в пражском журнале «Воля России».

Во Франции Цветаева создала  еще несколько поэм. Поэма «Новогоднее» (1927) — пространная эпитафия, отклик на смерть немецкого поэта Р.-М. Рильке, с которым она и Пастернак  состояли в переписке. Поэма «Воздуха» (1927), — художественное переосмысление беспосадочного перелета через Атлантический  океан, совершенного американским авиатором  Ч. Линдбергом. Полет летчика у Цветаевой — одновременно символ творческого парения и иносказательное, зашифрованное изображение умирания человека.

Во Франции Цветаевой были созданы  посвященные поэзии и поэтам циклы  «Маяковскому» (1930, отклик на смерть В.В. Маяковского), «Стихи к Пушкину» (1931), «Надгробие» (1935, отклик на трагическую смерть поэта-эмигранта Н.П. Гронского), «Стихи сироте» (1936, обращены к поэту-эмигранту А.С. Штейгеру). Творчество как каторжный труд, как долг и освобождение — мотив цикла «Стол» (1933). Антитеза суетной человеческой жизни и божественных тайн и гармонии природного мира выражена в стихотворениях из цикла «Куст» (1934). В 1930-х Цветаева часто обращалась к прозе: автобиографические сочинения, эссе о Пушкине и его произведениях «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».

Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений — цикл «Стихи к Чехии» (1938-1939) - поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени — лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х. У Цветаевой произошел тяжелый конфликт с дочерью, настаивавшей, вслед за своим отцом, на отъезде в СССР. В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью и 18 июня 1939 Цветаева с сыном вернулись на родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Путь поэта — это  крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь  и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия. Это время вошло в  историю под названием «серебряный век». Тогда надежда окрыляла многих, но тем страшнее было разочарование, тем серьезнее была проверка на мужество и верность себе. Большинство поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных затрат. Однако талант нельзя растерзать и покорить. Доказательством этой мысли стало творчество прекрасной русской поэтессы М. Цветаевой. На ее долю выпали горечь разлук и тоска одиночества. Однако лирическая героиня поэтессы никогда не была слабой. Никакое горе не смогло сломить ее.  
Цветаева создает в своей лирике образ сильной, волевой личности, не признающей навязанных кем-то правил, самостоятельной и привыкшей отвечать за свои поступки. Для себя поэтесса требует немного. Она ищет тепла и участия, обращаясь к «своим» и «чужим» «с требованием веры», «с просьбой о любви». Лирическая героиня стремится быть нужной всем, говорить с целым миром и с отдельным человеком, отдавая «огонь» своей души.  
К сожалению, мир отвечал лишь равнодушием и холодом, что отразилось в поэзии Цветаевой на решении всех проблем. Основной мотив ее творчества — это «буйство чувств», страсть, неистовство. Любовь никогда не бывает безоблачной. Это всегда борьба, «поединок роковой». Лирическая героиня способна преодолеть все преграды, отстаивая свое право на чувство, способна «выстрадать и вернуть назад» своего избранника. Она непредсказуема и неожиданна. Ей нетрудно в одно и то же время быть неясной, ласковой и надменной. Такой предстает она в стихотворении «Попытка ревности». В нем соединились насмешка над бывшим героем и в то же время плохо скрываемое страдание при воспоминании о предательстве. Бунтующая и страстная, она порой страдает, как самая обыкновенная женщина, задающая вечный вопрос: «Мой милый, что тебе я сделала?»  
Цветаева безмерна во всех проявлениях чувства. Ей не нужно спокойствия, поэтесса требует полнокровной жизни, вечного движения. Все, что дорого «крылатой душе», вложила М. Цветаева в стихотворения о родине. Россия поэтессы — это выражение духа бунтарства, своеволия, непокорности. Цветаевская Русь многолика. Здесь торжествуют и плачут, мучаются и восстают, но не знают кротости и смирения. Любимая поэтессой Москва становится под ее пером символом русской истории, русской культуры, главным истоком жизни. Цветаева не сомневается, что рано или поздно все пути пересекутся в древней столице, в этом «огромном странноприимном доме». Зов своей Москвы слышала поэтесса в годы разлуки с родиной. Это проявилось в стихотворении «Тоска по родине». В его последнем многоточии немое признание в таком сильном чувстве, на которое способно только безудержное и мятежное сердце М. Цветаевой.  
С юных лет она осознала, что поэт принадлежит к числу избранных, поэтому творчество представлялось ей «высшей степенью подверженности наитию», вдохновение — бурным порывом, вовлекающим в себя все жизненное. Сгорая, рождать свет — вот истинное предназначение подлинного творчества, «ибо путь комет — поэтов путь».  
О чем бы ни говорила М. Цветаева, она всегда наполнена неиссякаемым желанием «все понять и за всех пережить». Ее сердце распахнуто навстречу самым разнообразным впечатлениям. Нелегко было Цветаевой с ее «безмерностью» уживаться с «миром мер», но неистребимая и безумная надежда на то, что холодная стена непонимания рухнет, спасала ее в горькие минуты отчаяния. 

Информация о работе Лицо серебрянного века Цветаева Марина Ивановна