Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:34, реферат
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области.
Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух техникумах (лесотехническом и горно-химическом), работал кочегаром и служил в морфлоте в звании матроса.
Лирика Николая Михайловича Рубцова
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области.
Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух техникумах (лесотехническом и горно-химическом), работал кочегаром и служил в морфлоте в звании матроса.
В 1962 году Рубцов создает
свой первый, пока лишь машинописный и
неофициальный стихотворный сборник
– «Волны и скалы». Тогда же он
поступает в Литературный институт
имени Максима Горького, который
заканчивает в 1969 году. Первый печатный
сборник поэзии Рубцов выпускает
в 1965 году под обобщающим названием
«Лирика». В конце 60-х – начале
70-х годов свет увидели и другие
книги его стихов: «Звезда полей»,
«Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые
цветы» и последний сборник «
Николая Рубцова часто упрекали в некоторой вторичности его стихов по отношению к поэзии Есенина, Блока, Тютчева, Фета и других великих поэтов. Устав от этих замечаний, Рубцов составил стихотворный ответ критикам:
Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета.
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..
Из этих строк явственно видно, что поэт не стремится слепо подражать классикам, он ратует за преемственность подлинной поэзии: искреннюю манеру хороших стихов нужно не только перенять, но и развить, что гораздо сложнее. Для этого преемник должен жить теми же мыслями и эмоциями, что и вдохновивший его поэт прошлого. Такую общность Рубцов ощущает с Сергеем Есениным. Ему даже удается довольно точно передать обуревающие Есенина чувства в своем стихотворении «Последняя осень»:
И понял он, что вот слабеет воля,
А где покой среди больших дорог?!
Что есть друзья в тиши родного поля.
Но он от них отчаянно далек!
И в первый раз поник Сергей Есенин…
Лирику Николая Рубцова часто называют печальной и даже мрачной. Поэт действительно дал повод так думать: не последнее место в его произведениях занимала тема смерти. Но смерть в стихах Рубцова – отнюдь не разрушающая стихия и не конец пути, напротив, она предстает хранителем старины и великой истории Родины. Так, в знаменитом стихотворении «Над вечным покоем» непременным атрибутом смерти и погребения становится их «святость»:
…И так в тумане омутной воды
Стояло тихо кладбище глухое,
Таким все было смертным и святым,
Что до конца не будет мне покоя.
Земным символом сохраняющей былое «святой» смерти выступают белые ромашки на погосте, «существа уже иного мира»:
И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая…
…….
Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребен
В такой же белой горестной рубашке…
Главный мотив лирики Николая Рубцова – воспевание старой Руси, той деревенской части России, которая ближе всего к природе. Например, в стихотворении «В сибирской деревне» поселение неотделимо от окружающего его осеннего леса, едино с бурной рекой:
Какой покой!
Здесь разве только осень
Над ледоносной
Мечется рекой,
Но крепче сон,
Когда в ночи глухой
Со всех сторон
Шумят вершины сосен…
………..
Случайный гость,
Я здесь ищу жилище
И вот пою
Про уголок Руси,
Где желтый куст,
И лодка кверху днищем,
И колесо,
Забытое в грязи…
В стихотворении «Доволен я буквально всем!» Рубцов с восторгом говорит о единении с русской природой:
Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться…
Современникам Николая Рубцова
удалось удивительно точно
Самые сокровенные моменты
жизни Н.М. Рубцова связаны с
написанием стихов. Лейтмотив его
произведений: «из души живые звуки
в стройный просятся мотив». Талант
этого поэта не смогли заглушить
ни голодное детство, ни тяжелые годы
войны.
Лирика Рубцова совершенно особая. Настроения
людей, картины быта не нашли широкого
и глубокого отражения в его стихах. Наиболее
эмоционально в них выразилось личное
«я» поэта. Тема души прозвучала в творчестве
РУбцова волнующе, пронзительно. Основной
мотив его стихотворений – мотив одиночества.
Рубцов торопился писать, жить, словно
чувствовал свой скорый конец. Одно из
его лучших стихотворений так и называется
– «Я умру в крещенские морозы…».
В каждой строчке поэт передавал свои
самые сокровенные переживания. Лирический
герой его произведений ставит перед собой
вечные философские и нравственные проблемы:
смысла жизни, человека и бытия, жизни
и смерти, любви и разлуки.
В программном стихотворении Рубцова
«Звезда полей» отразилось мироощущение
поэта. Недаром оно впоследствии послужило
названием целого сборника. При этом вечные
вопросы в лирике Рубцова неразрывно связаны
с темой Родины. Для лирического героя
Родина – это идеал святости.
В основу этого стихотворения положена
антитеза. В первых строчках лирическому
герою тревожно, смутно на сердце. Возникает
состояние скрытой горечи. В то же время
здесь звучит нежная любовь к Родине: «сон
окутал родину мою». Здесь появляется
еще одна антитеза: малая родина, над которой
горит «звезда полей», и вся огромная родина.
Таким образом, пространство стихотворения
расширяется.
Сам образ звезды традиционен для русской
поэзии. С ее образом тесно связано представление
о тепле. Именно здесь, во «мгле заледенелой»,
так нужны ее приветливые лучи. Счастье
лирического героя немыслимо без счастья
его Родины:
…И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Во многих стихотворениях поэт использует
фольклорные традиции и мотивы русской
христианской философии, темы крестьянской
поэзии. Произведения Рубцова отличаются
пристрастием к деталям сельского быта,
сочетанием христианских и языческих
мотивов, темами классической русской
литературы. Поэт утверждает самобытность
русской нации. Рубцов убежден, что есть
зависимость духовного мира человека
от земли, традиций крестьянской жизни.
Он поэтизирует любовь к малой родине,
стремление к бескомпромиссной правде,
хранит память о войне. Рубцов часто обращается
к народной душе, одухотворяет самые обыкновенные
вещи. Поэт восхищается многими, забытыми
ныне, ценностями, подчеркивает важность
народной нравственности и национальной
культуры. Эти темы нашли свое отражение
в стихотворении «Русский огонек»(1964).
В нем подчеркивается спокойствие и миролюбие
русского человека. Лирический герой здесь
– путник, вечный странник, затерянный
на просторах России. Он заходит в дома
незнакомых людей, и его встречают как
дорогого гостя, дают обогреться, оставляют
ночевать. Как христианская заповедь,
звучат слова:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.
Пейзаж строится по принципу контраста.
Сначала описывается зимняя красота природы.
На фоне монументальной природы появившийся
в снежной пустыне огонек воспринимается
как очаг жизни, надежда. Образ героини
стихотворения типичен для тех лет. Старушка
до сих пор живет воспоминаниями о страшной
войне.
Ключевым здесь является мотив сиротства.
Особенно пронзительно он звучит в кульминации
стихотворения:
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий.
Пейзажи Рубцова подкупают своей достоверностью,
глубинным знанием жизни. Его стихотворение
«Журавли» перекликается с произведением
«У сгнившей лесной избушки». В самом начале
стихотворения поэт обращает внимание
на то, что именно с началом октября связан
журавлиный отлет. Осенняя картина сразу
вызывает мотив прощания. Его подготавливает
эпитет «сгнившая» избушка. По деталям
стихотворения можно восстановить социальную
роль лирического героя, его знание природы
и души человека. Мотив прощания с природой
усиливается с помощью образов улетающих
журавлей и листопада. Осенняя прохлада
означает неприкаянность лирического
героя. Поэт проводит своеобразную параллель
со стаей птиц. Каждый человек перед лицом
своей судьбы одинок в людском море.
Во многом произведения Рубцова перекликаются
с лирикой Фета. Поэт постоянно обращается
к молчаливым собеседникам, ищет гармонии
с природой. С этим связана психологическая
тонкость его пейзажа: пристрастие к изображению
пограничных состояний и времен суток,
особое отношение к свету и тени. Для поэта
характерен мотив обращения к родным могилам,
тема памяти. Он воспринимает смерть как
смирение. Это своеобразное вступление
в царство «сказочного мира», «последнее
новоселье».
Часто поэт использует символы христианской
религиозной культуры. Эти темы характерны
для стихотворения «Крещенские морозы».
Ночь на Крещение воспринимается Рубцовым
как некое мистической действо. Для поэта
подобное время священно. Именно тогда
душа стремится к соединению с Богом. Журавли
у Рубцова – это часть природы, которая
сиротеет с их отлетом. Прощальный плач
этих гордых прославленных птиц связывает
прошлое и настоящее Родины. Вечное и прекрасное
сливается у поэта именно с образом Отечества.
Соединение вечных тем и мотива Родины
характерно для стихотворения «Посвящение
другу». Через все произведение проходят
традиционные мотивы: образ ночи, звезды,
огней в деревне, реки. Все это дает лирическому
герою надежду, поддерживает его. Зима
у поэта всегда связана с душевным холодом.
«От зимней стужи глохнет покинутый луг»,
- утверждает кто-то, но не лирический герой.
Не гибнут надежды героя, пока «светлые
звезды горят». Исследователи творчества
Рубцова справедливо отмечали, что образ
дороги связан у него с образом Времени,
истории, судьбы России.
Все темы и мотивы лирики поэта тесно перекликаются
между собой. Вместе они образуют неповторимое
единство. Поэзия Рубцова задумчивая,
нежная, зовущая к размышлению. Крестьянское
селение, земля связаны с космосом. Нельзя
однозначно назвать лирику Рубцова «тихой».
В ней отразилась широкая русская натура,
задушевность, искренность. Никто не сумел
проникнуть в народную жизнь так глубоко
и проникновенно, как Н.М. Рубцов. «Звезда
его полей» продолжает освещать нашу жизнь.