Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 11:27, реферат
Литературная судьба Киплинга сложилась не совсем обычно. Слава к писателю чаще всего приходит в конце жизни, как итог его литературной деятельности, а нередко и после смерти. Но у этого "маленького пилигрима" (как он сам себя называл в силу своего небольшого роста), родившегося в Бомбее в 1865 году, двенадцать лет прожившего в Индии и исколесившего многие страны, все сложилось иначе.
Литературная
судьба Киплинга сложилась не совсем
обычно. Слава к писателю чаще всего
приходит в конце жизни, как итог
его литературной деятельности, а
нередко и после смерти. Но у
этого "маленького пилигрима" (как
он сам себя называл в силу своего
небольшого роста), родившегося в Бомбее
в 1865 году, двенадцать лет прожившего в
Индии и исколесившего многие страны,
все сложилось иначе. В двадцать три года
Киплинг стал известен в своей стране,
в двадцать четыре — прославился чуть
ли не на весь мир и попал в разряд классиков,
а в сорок два года получил Нобелевскую
премию по литературе. Однако сразу же
после смерти Киплинга вокруг его имени
развернулась дискуссия, в результате
которой "железного Редьярда", еще
недавно бывшего "властителем дум"
и непререкаемым авторитетом, развенчали
и сдали, так сказать, в архив. И все забыли,
что многие отточенные фразы Киплинга
давно стали крылатыми выражениями и навсегда
вошли в язык, что в повседневной речи,
того и не зная, то и дело цитируют его,
что большинство героев его рассказов
о джунглях стали нарицательными именами.
Итак, померкла слава поэта и романиста
Киплинга, но не слава автора двух "Книг
джунглей", в которые входят рассказы
о Маугли. Рассказы эти не только стали
во многих отношениях настоящим открытием
для европейской литературы, но и обрели
в наши дни особую остроту звучания. И
дело здесь даже не в том, что, воссоздавая
неповторимый мир джунглей в его живой
целостности, мир чудесный без чудес, Киплинг
досконально, с научной точностью изучил
характеры, нравы, повадки птиц, зверей
и пресмыкающихся, хотя без этого, конечно,
не было бы той конкретности изображения,
благодаря которой каждый эпизод истории
Маугли становится зримым. Дело здесь,
пожалуй, в том волшебном искусстве, с
которым автор проникает в самое сердце
дикой, буйной, первобытной природы. Сейчас,
когда цивилизация подчас жестоко и безоглядно
наступает на все живое, нас особенно волнует
картина не тронутого человеческой рукой
тропического леса, где под жгучими и живительными
лучами солнца пышно цветут диковинные
цветы, раскидывают свои ветви разные
причудливые растения и живут своей естественной
жизнью не пуганные человеком звери. Да
что и говорить, читая "Маугли", мы
вдыхаем пряный, обжигающий воздух подлинных
джунглей, углубляемся в непроходимые
заросли, запутываемся в лианах, пугаемся
и замираем от восхищения... Мы околдованы...
И все же секрет непостижимой силы рассказов
Киплинга о джунглях, естественно, не в
проблемах охраны среды обитания, не в
экологии, пусть даже в ее поэтическом
аспекте, а прежде всего в самих образах
животных Киплинговские животные не аллегорические,
то есть воплощающие те или иные человеческие
черты, фигуры, а живые звери со своими
повадками, пластикой, они живут в джунглях
естественной жизнью. В "Маугли" Киплинг
как бы заново открыл и, главное, воплотил
причастность человека к природе, точнее,
его сопричастность ко всему живому. На
страницах повести вновь ожила доисторическая
эпоха, когда звери и люди сосуществовали
как бы на равных.
Образ человека, выросшего среди зверей,
издавна привлекал людское воображение.
Еще в Древнем Риме существовали предания
о мальчиках, вскормленных волчицей. Однако
в истории с Маугли важно другое. Этот
голый Лягушонок, выросший в сильного
и храброго юношу и постигший благодаря
стараниям своих воспитателей — Отца
Волка, медведя Балу, пантеры Багиры и
слона Хатхи — сложные Законы Джунглей,
свершает подвиги и побеждает своих врагов
именно потому, что он человек. Он может
остановить на бегу оленя и сбить с ног
кабана, но в отличие от зверя глаза его
никогда не вспыхивают хищным блеском,
и только он один может овладеть Красным
Цветком — огнем. На вере Киплинга в возможности
человека как существа разумного и благородного,
на вере во всепобеждающую силу его интеллекта
и воли воспиталось не одно поколение
молодых людей. Даже противники Киплинга
признавали, что он формировал характеры
— характеры активные, твердые, непреклонные.
Преодолевая бесчисленные опасности,
то и дело попадая в трудные, почти безвыходные
положения, Маугли мужает на глазах у читателей.
Мы видим, как в постоянной борьбе окончательно
складывается его благородный, активный
и сильный характер. Он приветлив, честен,
смел, справедлив, одним словом, идеальный
пример для подражания, доходчивый и заразительный
именно потому, что характер этот раскрывается
в увлекательных приключениях, в которых
нет и тени дидактики. Воспитательный
смысл такого чтения всем очевиден.