В
залах экспонируются портреты Некрасова,
выполненные выдающимися русскими
художниками И. Н. Крамским, К. Е. Маковским,
подлинные фотографии поэта, а также
портреты и фотографии знаменитых современников
Некрасова, бывавших в этой квартире.
Бережно хранятся первые издания произведений
Некрасова, книги круга его чтения. Особую
гордость музея составляет большое собрание
личных вещей поэта.
В
экспозиции раскрывается творческая лаборатория
поэта, в ней представлены черновые
варианты рукописей и беловые
автографы стихотворений и поэм
Некрасова. Рукописи поэм «Кому на Руси
жить хорошо», «Мороз Красный нос»,
лирические стихотворения дополняются
иллюстрациями, выполненными русскими
художниками при жизни Некрасова.
Все эти материалы помогают живее
представить и глубже понять жизнь
и творчество великого русского поэта.
В
книжных шкафах экспонируются издания
произведений Некрасова на языках народов
СССР и народов мира.
Замечательные
советские художники не раз обращались
к произведениям Некрасова – здесь
можно увидеть работы Б. М. Кустодиева,
В. А. Серова, А. Ф. Пахомова и других на
темы некрасовских поэм и стихотворений.
Мемориальный
музей Н. А. Некрасова активно
участвует в культурной жизни
Санкт-Петербурга. Музей проводит «Некрасовские
пятницы», в которых принимают
участие видные ученые – исследователи
творчества поэта. Здесь регулярно организуются
встречи с поэтами, писателями, артистами,
устраиваются литературно-художественные
вечера.
4. Литературно-мемориальный
музей Ф.М. Достоевского
Литературно-мемориальный
музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября
1971 года, к 150-летию со дня рождения писателя,
в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом
доме Достоевский дважды снимал квартиру:
в течение очень короткого времени в 1846
году и с октября 1878 года до дня своей смерти
– 28 января 1881 года. Начало и конец творческого
пути оказались сопряженными в одной точке.
Здесь он работал над ранней повестью «Двойник»,
здесь был написан его последний роман «Братья
Карамазовы». Квартира Достоевских воссоздавалась
по воспоминаниям современников и жены
писателя.
Идею
создания музея вынашивала вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская. В 1917 году она покинула
Петроград и год спустя умерла в полном
одиночестве в Крыму вдали от детей и внуков.
Все предметы, находившиеся в доме, где
жил Достоевский, были сданы ею при отъезде
из Петрограда на один из складов на хранение
и впоследствии пропали, а материалы архива,
за некоторыми исключениями, попали в
государственные архивы.
Музей
занимает два этажа. На втором этаже
находятся квартира писателя и основная
экспозиция. Квартира писателя — угловая,
как практически все его 20 петербургских
квартир. Интерьеры комнат мемориальной
квартиры воссозданы по воспоминаниям
современников и архивным материалам.
Здесь представлены подлинные вещи из
семьи писателя; книги, подаренные музею
его потомками. Большая литературная экспозиция
рассказывает о жизни и творчестве Достоевского.
За годы своего существования музей стал
научным и культурным центром. Здесь проводятся
ежегодные международные чтения «Достоевский
и мировая культура». В выставочных залах
регулярно открываются выставки современных
художников; в кинозале демонстрируются
фильмы, снятые по произведениям Достоевского;
проводятся литературные и музыкальные
вечера.
5.
Музей-квартира А.А.
Блока
Музей
был открыт к столетию со дня рождения
великого русского поэта Александра Александровича
Блока 25 ноября 1980 года в том доме, где
он прожил с 1912 по 1921 год.
Доходный
дом на Офицерской 57 (ныне улице Декабристов),
принадлежащий купцу М. Е. Петровскому,
был построен в семидесятых годах 19 века.
Квартиры сдавались людям среднего достатка,
к которым относились музыканты и артисты
Мариинского театра. В этом доме жили жена
и дети известного художника Репина, так
что дом практически с самого начала стал
прибежищем людей творческих профессий.
В
судьбе Александра Блока этот дом занимает
особое место. Он был построен в уникальном
районе Коломна - именно здесь, в театре
на Офицерской улице произошла премьера
его пьесы "Балаганчик", на этой же
улице жила некоторое время его мать, а
дом № 57 стал последним пристанищем великого
поэта. Атмосфера в доме располагала к
творчеству - именно здесь поэтом были
созданы его лучшие циклы стихов, поэмы
"Соловьиный сад" и "Двенадцать",
пьеса "Роза и крест".
Личные
вещи и архив поэта бережно сохранялись
его женой - Любовью Дмитриевной Блок,
а в 1939 году после ее смерти поступили
в Пушкинский дом.
В
квартире № 21, где Блок с женой прожили
до февраля 1920 года, любовно воссоздана
мемориальная обстановка - кабинет поэта,
столовая, комната его жены, спальня. В
2005 году здесь была открыта новая литературная
экспозиция, которая позволяет прочитать
жизнь и творчество поэта как книгу. На
страницах-витринах этой книги можно увидеть
драгоценные автографы Блока, сделанные
им подписи на книгах и фотографиях, его
рукописи, письма и книги, выпущенные при
его жизни, личные вещи, портреты Блока,
написанные разными художниками, иллюстрации
к произведениям поэта и многое другое.
Каждый
год, 28 ноября сюда приходят почитатели
его таланта, чтобы отметить день рождение
поэта. В день его смерти - 7 августа те,
кому дорого его творчество, приходят
с цветами на Литераторские мостки Волкова
кладбища. А в квартире поэта и сейчас
происходят важные для культурной жизни
Петербурга события - литературные вечера
и конференции. Ведь в творчестве поэта
еще столько неразгаданных тайн.
6.
Государственный
литературно-мемориальный
музей Анны Ахматовой
в Фонтанном доме.
Музей
Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится
в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского
дворца, одного из красивейших особняков
XVIII века. Здесь, в квартире известного
искусствоведа, теоретика авангарда Николая
Пунина Анна Ахматова прожила почти 30
лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.
Музей
открылся в 1989 году к столетию со дня рождения
поэта, и был первым музеем в нашем городе,
который рассказывал о советском периоде
русской истории, когда представители
интеллигенции – поэты, художники, люди
эпохи Серебряного века, жизнь которых
пришлась именно на годы репрессий в социалистическом
Ленинграде – должны были сохранить свой
мир, свою личность в условиях тоталитарного
государства. Анна Ахматова принадлежала
к поколению рубежа двух столетий, и исторические
судьбы XX века, отразившиеся в ее судьбе,
последовательно раскрываются в многообразии
экспонатов музея. В 2003 году Музей Анны
Ахматовой в Фонтанном доме открылся в
новом облике.
Новое экспозиционное решение четко делится
на мемориальную часть, возвращая квартире
Пуниных – Ахматовой архитектурный облик
1920-1930 годов XX века, и литературно-историческую,
размещающуюся по соседству с пространством
квартиры. В то же время литературно-историческая
экспозиция видится как законченная и
самостоятельная часть музея прежде всего
потому, что она подчиняется принципиально
иной экспозиционной логике изложения
– sub specie aeternitis (под углом зрения вечности),
или ахматовское: «я помню все в одно и
то же время…».
В 2003 году Музей
Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
получил в дар от Фонда имущественного
наследия Иосифа Бродского подлинные
вещи поэта из его американского
дома в Саут Хедли. Фотографии интерьеров
дома позволили воссоздать не только
облик рабочего кабинета поэта, но и
вид из его окон. «Американский
кабинет Иосифа Бродского» - это
своего рода прелюдия к будущему музею,
повод для организации сменяющихся
вокруг представленных вещей выставок,
связанных с именем поэта.
В дополнении
к основной экспозиции в музее
работают несколько выставочных
залов и видео-гостиная, располагающая
богатой видеотекой фильмов на русском
и английском языках, посвященных как
собственно судьбе и творчеству Ахматовой,
так и многим другим представителям культуры
ХХ века. В выставочных залах осуществляются
различные выставочные проекты, по своему
характеру чаще всего интерактивные. Эти
проекты либо развивают отдельные аспекты
основной экспозиции, либо экспонируют
произведения современного искусства,
ассоциативно связанные с темами музея.
В выставочном пространстве проходят
литературные и публицистические вечера,
направленность которых обычно связана
с характером того или иного выставочного
проекта. Эти вечера собирают в музее свою
публику и делают музей своеобразным клубом
петербургской интеллигенции. Наряду
с этим в музее действует музейная педагогическая
мастерская, осуществляющая детские интерактивные
проекты.
7.
Литературно-мемориальный
музей М.М. Зощенко
Государственный
литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко
был открыт в 1992 году в последней квартире
писателя – в знаменитом писательском
доме на канале Грибоедова, 9 (современный
адрес – Малая Конюшенная, 4/2). В разные
годы одновременно с М. Зощенко в этом
доме жили Б.Корнилов, Н. Заболоцкий, Е.
Шварц, М. Слонимский, О. Форш,
Б. Эйхенбаум, Б.Томашевский и многие другие
деятели литературы и искусства. В дом
на канале Грибоедова, 9 Зощенко переехал
в 1934 году, потом неоднократно менял квартиры,
и в последние годы жизни оказался в небольшой
двухкомнатной квартире № 119. Сейчас одна
из комнат – мемориальная, это кабинет
писателя, во второй комнате (бывшая комната
его жены Веры Владимировны Зощенко) размещена
литературная экспозиция. Уникальность
музея М. Зощенко состоит в том, что в кабинете
все вещи подлинные, обстановка, в которой
проходили дни писателя с января 1955 по
июль 1958 года, воссоздана с детальной точностью.
Музей М. М. Зощенко – единственный литературный
музей в Санкт-Петербурге, посвященный
писателю советского периода и жизни интеллигенции
в сложную эпоху 1930 – 1950-х годов. В музее
осуществляется выставочная деятельность
на различных площадках города, постоянно
ведется научная работа, работа по пополнению
фондов. Одним из приоритетных направлений
деятельности музея в последние годы становится
работа с детской аудиторией. В музее разработаны
экскурсии и музейные занятия по литературе
ХХ века, созданные с учетом школьной программы
и современных образовательных стандартов.
Существующая
ныне литературная экспозиция музея М.
М. Зощенко (открыта в январе 2004 г.) выполнена
по художественному проекту В. Е. Никифорова и
является второй по счету постоянной экспозицией
музея. Интересное художественное решение
– подача материала на листах-перекидках,
которые можно листать, как книгу, - сделало
экспозицию интерактивной и максимально
информативной. Речь здесь идет не только
о судьбе М. Зощенко, но и о судьбе российской
культуры, о трагических историях обитателей
писательского дома на канале Грибоедова,
9, о ленинградской литературе ХХ века.
Эмоциональным
центром экспозиции является инсталляция
из водопроводных труб, словно на машине
времени переносящая нас в атмосферу 1920-1930-х
годов. Здесь есть шляпка, в которой вполне
могла ходить «аристократка» - героиня
одного из самых известных рассказов М.
Зощенко. Застыл в ожидании застолья старинный
кофейник. Того и гляди заговорит голосами
давно ушедших людей видавший виды радиоприемник.
Здесь дети любят подолгу фантазировать,
а взрослые – вспоминать: как мололи кофе
ручной мельницей, как взвешивали продукты
безменом, как гладили тяжеленными чугунными
утюгами, как выглядит комната в свете
керосиновой лампы.
В
экспозиции музея М. Зощенко представлены
уникальные материалы, касающиеся жизни
и творчества писателя, его личные вещи
и документы, фрагменты рукописей, редчайшие
издания книг и журналов 1920-1930-х годов.
8.
Заключение.
С
момента своего основания Петербург играл
значительную роль в литературной жизни
России. Пушкинский Петербург (район Мойки,
Зимнего дворца и Исаакиевской площади
с Медным всадником, Петербург Достоевского
(район Сенной площади и канала Грибоедова),
Гоголя, а в 20 в. – Петербург Ахматовой
и Даниила Хармса. Город на Неве бережно
хранит приметы и символы этих культурных
пластов, по ним можно путешествовать
бесконечно.
Традиция
оборудовать небольшой музей известной
личности на фоне обычно воссозданного
интерьера его обиталища зародилась во
Франции и ей уже почти двести лет. На сегодня
в Санкт-Петербурге более 30 квартир-музеев,
помимо описанных в моей работе наиболее
известных литературных музеев, так же
существуют:
-Музей-квартира
Державина на набережной реки Фонтанки,
118;
-Музей-квартира
Иосифа Бродского;
-Музей
Набокова на Б.Морской, 27;