Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:27, доклад
Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу.
Литературные течения серебряного века
Русский символизм
Символизм был первым течением
модернизма, возникшим на русской
почве. Традиционному познанию мира
символисты противопоставили идею конструирования
мира в процессе творчества. Творчество
в понимании символистов –
подсознательно-интуитивное
Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругу поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом.
Мир стихов Иннокентия Анненского
дал словесности Николая
Литературное течение
акмеизма (возникло в России в начале
1910-х годов).
Группа молодых поэтов,
оппозиционно настроенных по отношению
к символистам, стремилась преодолеть
утопизм символической теории. Лидером
этой группировки стал Сергей Городецкий,
к нему присоединились Николай Гумилёв,
Александр Толстой. Литературные занятия
проводили Вячеслав Иванов, Иннокентий
Анненский, Максимилиан Волошин. Поэты,
обучающиеся стихосложению, стали называть
себя «Поэтическая академия». В октябре
1911 года «Поэтическая академия» преобразовалась
в «Цех поэтов» по образцу средневековых
названий ремесленных объединений. Руководители
«цеха» стали поэты следующего поколения
– Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.
Был поставлен и решён вопрос о создании
нового поэтического течения – акмеизма
(от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая
сила). Акмеистами стали Анна Ахматова,
Осип Мандельштам, Михаил Кузмин и др.
Первой ласточкой акмеизма, его эстетической основой стала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности». Статья диктовала принципы «прекрасной ясности»: логичность замысла, стройность композиции; «кларизм» по существу стал призывом к реабилитации эстетики разума и гармонии, противостоял глобализму символистов.
Наиболее авторитетными
учителями для акмеистов стали
поэты, сыгравшие когда-то заметную
роль в символизме, - М. Кузмин, И. Анненский,
А. Блок. При имени Гумилёва мы ныне
вспоминаем о том, что он был основателем
акмеизма. А он был прежде всего редчайшим
примером слитности стихов и жизни. Все
его годы воплощались в его стихах. Жизнь
его – жизнь романтического русского
поэта – воспроизводится по его творениям.
Гумилёв оставил нам мужественное предугадание:
Земля забудет обиды
Всех воинов, всех купцов,
И будут, как встарь, друиды
Учить с зелёных холмов.
И будут, как встарь, поэты
Вести сердца к высоте.
Как ангел водит кометы
К неведомой им мечте.
Его ритмы имеют вес. Его
строки светятся и благоухают. Его
интонация повела за собой рать поэтов,
оказавшуюся непобедимым
Он был строг и неумолим к молодым поэтам и к себе, он первым объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно учиться, как учатся музыке и живописи. Он был мужественен и упрям, он был мечтателен и отважен. В нём сочетались мальчишество и воспитанность молодого человека, кончившего с медалью Царскосельскую гимназию, бродячий дух и непреклонный фанатизм поэта. Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, обвеянные ароматом высоких гор, жарких пустынь, дальних морей. Странствующий рыцарь, аристократический порядок, он был влюблён во все времена, страны и эпохи.
Когда началась мировая война, Гумилёв ушёл на фронт. О его приключениях ходили легенды. Он получил три «Георгия», был тяжело ранен, но его душа расцветала в дерзкой героической красоте.
Как истинный русский гений, он обладал даром предвидения, предсказав себе в потрясающем стихотворении «Рабочий»:
Он стоит над раскалённым
горном,
Невысокий старый человек,
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век
Все товарищи его заснули,
Только он один ещё не спит,
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землёю разлучит.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом польётся на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век…
Мы не знаем подробностей его убийства (страна убила, расстреляла своего героя!), но знаем, что, стоя у стены, он не подарил палача даже взгляда смятения и страха.
Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт… Хмурая тень его, негодуя, отлетела от обезображенной, окровавленной, страстно любимой им Родины…
Им были написаны книги стихов: «Путь конквистадора», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр», пьесы в стихах; книга китайских стихов «Фарфоровый павильон», готовились к печати книги стихов «Огненныё столп», «Посредине странствия земного», «Поэма дракон»…