Литературный анализ стихотворения Г. В. Иванова "Иду - и думаю о разном"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:24, реферат

Описание

Эти строки из стихотворения «Как вы когда-то разборчивы были…» очень хорошо подходят не только для определения одной из сторон творчества поэта, они справедливы и по отношению к судьбе, жизни Г. Иванова в эмиграции. Именно здесь, во Франции, Иванов раскрылся как яркий, самобытный поэт. До этого его часто называли учеником И. Северянина, потом Н. Гумилёва, да поэт и не прекращал «учиться» на протяжении всей литературной жизни.

Работа состоит из  1 файл

ГЕОРГИЙ ИВАНОВ.docx

— 19.81 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Саратовский государственный университет

 им. Н.Г.Чернышевского» 

Кафедра новейшей русской литературы XX века 
 
 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ  АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ 

Г.В. ИВАНОВА  «ИДУ – И ДУМАЮ О РАЗНОМ…» 
 
 
 
 

Выполнила студентка 4-го курса 412 группы ИФиЖ

Вертянкина Е.Ю.

Преподаватель: Гапоненков А.А. 
 
 
 

Саратов, 2011

***

Иду - и  думаю о разном, 
   Плету на гроб себе венок, 
     И в этом мире безобразном

                                              Благообразно одинок. 
 
                                              Но слышу вдруг: война, идея, 
                                              Последний бой, двадцатый век. 
                                              И вспоминаю, холодея, 
                                              Что я уже не человек, 
 
                                              А судорога идиота, 
                                              Природой созданная зря - 
                                              "Урра!" из пасти патриота, 
                                              "Долой!" из глотки бунтаря.

1925 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ласково кружимся в вальсе загробном.

На  эмигрантском балу…

Г.Иванов 

  Эти строки из стихотворения «Как вы когда-то разборчивы были…» очень хорошо подходят не только для определения одной  из сторон творчества поэта, они справедливы  и по отношению к судьбе, жизни  Г. Иванова в эмиграции. Именно здесь, во Франции, Иванов раскрылся как  яркий, самобытный поэт. До этого его  часто называли учеником И. Северянина, потом Н. Гумилёва, да поэт и не прекращал  «учиться» на протяжении всей литературной жизни. Это его «учение» потом  было определено как центонность лирики. Но в 1931 году парижская эмиграция по-новому взглянула на поэта Георгия Иванова. В этом году вышел его сборник «Розы». Это первый сборник, появившийся после отъезда из России. И тут Иванов предстает другим. Бедность, оторванность от родины, безысходность эмиграции вылились в незабываемый ивановский стиль. Мир красоты и изящества теперь противостоит миру ужаса и безысходности, лирический герой одинок в этом мире и искренен в своём изгнанничестве. Эти темы доминируют, а потом еще глубже развиваются в поэзии Георгия Иванова 20-30-годов.

  Стихотворение «Иду – и думаю о разном» вошло в сборник «1949-1958. Стихи», сборник, ставший своего рода завещанием поэта. Он вышел спустя год после смерти Георгия Иванова. В сборник вошли произведения, написанные в разные годы, но не включенные в другие сборники. Рассматриваемое стихотворение относится к 1925 году, то есть к периоду создания сборника «Розы». Произведение вобрало в себя основные темы этого сборника, и даже могло бы войти в него. Что же это за темы?

  Вроде бы начало стихотворения передает обычное, повседневное действие – прогулку героя. Но не так всё просто. Даже выполняя такое простое действие, герой уже отделен от внешнего мира, он не с нами, а в своих  мыслях, в своём внутреннем мире: «Иду - и думаю о разном…». Тема двоемирия возникает у Иванова как раз в сборнике «Розы». Окружающий мир предстаёт жестоким, несправедливым, «безобразным», но есть другой, более снисходительный к герою мир идей, где он может укрыться от безысходности действительности. Это существование двух реальностей перемежается, порой трудно понять, где заканчивается реальный мир и начинается идеальный мир грёз: «Плету на гроб себе венок…». Что это: действие, которое происходит в реальном мире или метафора, передающая эмоциональное состояние героя? Скорее всего и то, и другое. Ведь грань между этими мирами очень призрачна. И, кажется, лирический герой находится в настоящем времени: «иду», «думаю», «плету», «слышу», «вспоминаю». Но что это за глаголы? Почти все они передают движение, состояние человеческой души. Герой все время балансирует на грани яви и воспоминания, сна. Что потом станет одной из характерных особенностей лирики Иванова.

  Что же гонит лирического героя из этого мира? Хаос мира, его неустроенность. Человек чувствует себя песчинкой в этой огромной и бескрайней Вселенной. Он одинок:

  «И  в этом мире безобразном

                                           Благообразно одинок…»

  Правда, и тот призрачный, хрупкий мир  героя не спасает его от безобразия эпохи. Неожиданно его в уединение  врываются «война», «идея», «последний бой», «двадцатый век». Четыре слова… но сколько в них всего! Боли, отчаяния, страдания. Автор даёт их через запятую, интонацией перечисления, хотя каждое слово навсегда выбито в его памяти, и ни куда не деться от этих слов. Они повсюду сопровождают героя, да и все поколение эмиграции:

  «…  Ласково кружимся в вальсе загробном.

                              На эмигрантском балу…»

  Что еще подкупает в лирике Георгия  Иванова, так это его неподдельная искренность, простота. Данное стихотворение  представлено в форме рассуждения  автора о самом себе. Это напоминает беседу с собой. Этот эффект еще больше достигается за счет использования  четырехстопного ямба. Ямб часто  использовался в поэзии, особенно в XIX веке, для создания эффекта живой речи. А укороченный ямб еще больше усиливает этот эффект:

      U _ U _ U U U _ U

  U _ U _ U U U _

      U U U _ U U U _ U

  U U U _ U U U _ 

  U _ U _ U _ U _ U

                                                   U _ U _ U _ U _

    U U U _ U U U _ U

                                                   U U U _ U U U _ 

                                                  U _ U _ U U U _ U

                                                  U _ U _ U U U _

                                                  U _ U _ U U U _ U

                                                  U _ U _ U U U _

  Вкрапления  пиррихиев также убыстряют темп стихотворения, внося повествовательный, разговорный тон. Необходимо отметить, что темп замедляется в двух первых строках второй строфы, лирический герой как бы спотыкается, выходит  из своего мира. И заставляют его  сделать эти слова:

  «Но слышу вдруг: война, идея, 
            Последний бой, двадцатый век…»

  А дальше темп возобновляется, зеркально  отражая первую строфу. Герой вспоминает, что смирился, вернее ушёл от всего этого, от бренности мира. Он «уже не человек, а судорога идиота». И наряду с темой одиночества человека в мире, возникает тема бессмысленности его существования:

  «А  судорога идиота,

               Природой созданная зря…»

  Если  еще говорить о строфике стихотворения, то здесь Иванов четко придерживается чередования точных мужской и  женской рифм, используя перекрестный способ рифмовки. Вообще, в дальнейшем творчестве поэт будет не так постоянен  в отношении рифм, чаще привлекая  в свои стихи неточные рифмы. Тем  самым создавалось впечатление  живого разговора.

  Но  не только мироощущение лирического  героя отразилось в этом произведении Иванова, здесь присутствует и его отношение к ситуации в России 20-х годов. Поэту были ненавистны большевики и то государство, которое они строили на его родине. Но и к «белым» эмигрантам он тоже не примкнул. И опять герой в одиночестве, он не ищет себе места ни в одном из лагерей. Опять слышится двойственность лирического героя. С одной стороны, он безумно любит свою страну, родную землю, но ту, которая была вынужденно оставлена им: «Урра!» из пасти патриота…». А с другой стороны, поэт не может смириться с происходящим в России, не принимает установившийся строй: «Долой!» из глотки бунтаря». Два крика, два крика души, разрывающие героя напополам, но он - ни то и не другое, он – «судорога» из этих криков. Он опять один. Этот конфликт, к сожалению, не разрешим. Лирическому герою остается лишь вернуться в созданный им мир.

  Такое маленькое стихотворение, но сколько мыслей, тем содержит в себе. Одиночество человека в мире, уход в мир иллюзий и надежд, пусть и бесплотных, трагическое ощущение эпохи, любовь к родине и ненависть к новому государству, строящемуся на ней. Все эти темы берут начало именно в сборнике «Розы». В стихотворении и сборнике присутствуют черты, которые потом стали некой визитной карточкой поэта: простота, филигранность стиха, искренность, исповедальность лирического героя. Но основной пафос стихотворения – это трагическое мироощущение героя. Георгия Иванова часто называют единственным русским экзистенциальным поэтом. В этом произведении поэт доказывает своё звание. 
 
 
 

    

Информация о работе Литературный анализ стихотворения Г. В. Иванова "Иду - и думаю о разном"