Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:24, реферат
Эти строки из стихотворения «Как вы когда-то разборчивы были…» очень хорошо подходят не только для определения одной из сторон творчества поэта, они справедливы и по отношению к судьбе, жизни Г. Иванова в эмиграции. Именно здесь, во Франции, Иванов раскрылся как яркий, самобытный поэт. До этого его часто называли учеником И. Северянина, потом Н. Гумилёва, да поэт и не прекращал «учиться» на протяжении всей литературной жизни.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
им.
Н.Г.Чернышевского»
Кафедра
новейшей русской литературы XX века
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Г.В. ИВАНОВА
«ИДУ – И ДУМАЮ О РАЗНОМ…»
Выполнила студентка 4-го курса 412 группы ИФиЖ
Вертянкина Е.Ю.
Преподаватель:
Гапоненков А.А.
Саратов, 2011
***
Иду - и
думаю о разном,
Плету на гроб себе венок,
И в этом мире безобразном
1925
Ласково кружимся в вальсе загробном.
На эмигрантском балу…
Г.Иванов
Эти строки из стихотворения «Как вы когда-то разборчивы были…» очень хорошо подходят не только для определения одной из сторон творчества поэта, они справедливы и по отношению к судьбе, жизни Г. Иванова в эмиграции. Именно здесь, во Франции, Иванов раскрылся как яркий, самобытный поэт. До этого его часто называли учеником И. Северянина, потом Н. Гумилёва, да поэт и не прекращал «учиться» на протяжении всей литературной жизни. Это его «учение» потом было определено как центонность лирики. Но в 1931 году парижская эмиграция по-новому взглянула на поэта Георгия Иванова. В этом году вышел его сборник «Розы». Это первый сборник, появившийся после отъезда из России. И тут Иванов предстает другим. Бедность, оторванность от родины, безысходность эмиграции вылились в незабываемый ивановский стиль. Мир красоты и изящества теперь противостоит миру ужаса и безысходности, лирический герой одинок в этом мире и искренен в своём изгнанничестве. Эти темы доминируют, а потом еще глубже развиваются в поэзии Георгия Иванова 20-30-годов.
Стихотворение «Иду – и думаю о разном» вошло в сборник «1949-1958. Стихи», сборник, ставший своего рода завещанием поэта. Он вышел спустя год после смерти Георгия Иванова. В сборник вошли произведения, написанные в разные годы, но не включенные в другие сборники. Рассматриваемое стихотворение относится к 1925 году, то есть к периоду создания сборника «Розы». Произведение вобрало в себя основные темы этого сборника, и даже могло бы войти в него. Что же это за темы?
Вроде бы начало стихотворения передает обычное, повседневное действие – прогулку героя. Но не так всё просто. Даже выполняя такое простое действие, герой уже отделен от внешнего мира, он не с нами, а в своих мыслях, в своём внутреннем мире: «Иду - и думаю о разном…». Тема двоемирия возникает у Иванова как раз в сборнике «Розы». Окружающий мир предстаёт жестоким, несправедливым, «безобразным», но есть другой, более снисходительный к герою мир идей, где он может укрыться от безысходности действительности. Это существование двух реальностей перемежается, порой трудно понять, где заканчивается реальный мир и начинается идеальный мир грёз: «Плету на гроб себе венок…». Что это: действие, которое происходит в реальном мире или метафора, передающая эмоциональное состояние героя? Скорее всего и то, и другое. Ведь грань между этими мирами очень призрачна. И, кажется, лирический герой находится в настоящем времени: «иду», «думаю», «плету», «слышу», «вспоминаю». Но что это за глаголы? Почти все они передают движение, состояние человеческой души. Герой все время балансирует на грани яви и воспоминания, сна. Что потом станет одной из характерных особенностей лирики Иванова.
Что же гонит лирического героя из этого мира? Хаос мира, его неустроенность. Человек чувствует себя песчинкой в этой огромной и бескрайней Вселенной. Он одинок:
«И в этом мире безобразном
Правда, и тот призрачный, хрупкий мир героя не спасает его от безобразия эпохи. Неожиданно его в уединение врываются «война», «идея», «последний бой», «двадцатый век». Четыре слова… но сколько в них всего! Боли, отчаяния, страдания. Автор даёт их через запятую, интонацией перечисления, хотя каждое слово навсегда выбито в его памяти, и ни куда не деться от этих слов. Они повсюду сопровождают героя, да и все поколение эмиграции:
«… Ласково кружимся в вальсе загробном.
На эмигрантском балу…»
Что еще подкупает в лирике Георгия Иванова, так это его неподдельная искренность, простота. Данное стихотворение представлено в форме рассуждения автора о самом себе. Это напоминает беседу с собой. Этот эффект еще больше достигается за счет использования четырехстопного ямба. Ямб часто использовался в поэзии, особенно в XIX веке, для создания эффекта живой речи. А укороченный ямб еще больше усиливает этот эффект:
U _ U _ U U U _ U
U _ U _ U U U _
U U U _ U U U _ U
U
U U _ U U U _
U _ U _ U _ U _ U
U U U _ U U U _ U
Вкрапления пиррихиев также убыстряют темп стихотворения, внося повествовательный, разговорный тон. Необходимо отметить, что темп замедляется в двух первых строках второй строфы, лирический герой как бы спотыкается, выходит из своего мира. И заставляют его сделать эти слова:
«Но
слышу вдруг: война,
идея,
Последний бой,
двадцатый век…»
А дальше темп возобновляется, зеркально отражая первую строфу. Герой вспоминает, что смирился, вернее ушёл от всего этого, от бренности мира. Он «уже не человек, а судорога идиота». И наряду с темой одиночества человека в мире, возникает тема бессмысленности его существования:
«А судорога идиота,
Природой созданная зря…»
Если еще говорить о строфике стихотворения, то здесь Иванов четко придерживается чередования точных мужской и женской рифм, используя перекрестный способ рифмовки. Вообще, в дальнейшем творчестве поэт будет не так постоянен в отношении рифм, чаще привлекая в свои стихи неточные рифмы. Тем самым создавалось впечатление живого разговора.
Но не только мироощущение лирического героя отразилось в этом произведении Иванова, здесь присутствует и его отношение к ситуации в России 20-х годов. Поэту были ненавистны большевики и то государство, которое они строили на его родине. Но и к «белым» эмигрантам он тоже не примкнул. И опять герой в одиночестве, он не ищет себе места ни в одном из лагерей. Опять слышится двойственность лирического героя. С одной стороны, он безумно любит свою страну, родную землю, но ту, которая была вынужденно оставлена им: «Урра!» из пасти патриота…». А с другой стороны, поэт не может смириться с происходящим в России, не принимает установившийся строй: «Долой!» из глотки бунтаря». Два крика, два крика души, разрывающие героя напополам, но он - ни то и не другое, он – «судорога» из этих криков. Он опять один. Этот конфликт, к сожалению, не разрешим. Лирическому герою остается лишь вернуться в созданный им мир.
Такое
маленькое стихотворение, но сколько
мыслей, тем содержит в себе. Одиночество
человека в мире, уход в мир иллюзий и надежд,
пусть и бесплотных, трагическое ощущение
эпохи, любовь к родине и ненависть к новому
государству, строящемуся на ней. Все эти
темы берут начало именно в сборнике «Розы».
В стихотворении и сборнике присутствуют
черты, которые потом стали некой визитной
карточкой поэта: простота, филигранность
стиха, искренность, исповедальность лирического
героя. Но основной пафос стихотворения
– это трагическое мироощущение героя.
Георгия Иванова часто называют единственным
русским экзистенциальным поэтом. В этом
произведении поэт доказывает своё звание.
Информация о работе Литературный анализ стихотворения Г. В. Иванова "Иду - и думаю о разном"