Литературный стиль: Литература Барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:01, реферат

Описание

Барокко (от итал. barоссо, фр. baroque - странный, неправильный) - литературный стиль в Европе конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «бароко» перешел к литературоведению из искусствоведения из-за общего сходства в стилях изобразительных искусств и литературы той эпохи. Считают, что первым термин «бароко» относительно литературы использовал Фридрих Ницше.

Работа состоит из  1 файл

referat.docx

— 28.10 Кб (Скачать документ)

И все  же русское барокко - это не Ренессанс. Оно не может равняться с западноевропейским Ренессансом ни по масштабам, ни по своему значению. Не случайна и его  ограниченность во времени и в  социальном отношении - по преимуществу верхами общества. Это объясняется  тем, что подготовка к русскому Ренессансу, вылившемуся в формы барокко, шла слишком долго. Отдельные  ренессансные черты стали проявляться  в литературе еще раньше, чем они смогли слиться в определенное культурное движение. Ренессанс частично «растерял» “свои особенности по пути к своему осуществлению.

Поэтому значение русского барокко как своеобразного  Ренессанса - перехода, к литературе нового времени - ограничивается ролью  «последнего толчка», приблизившего  русскую литературу к типу литературы нового времени. Личностное начало в литературе, которое до барокко проявлялось эпизодически и в разных сферах, в барокко слагается в определенную систему.

Секуляризация литературы (т. е. приобретение ею чисто  светского1 характера), происходившая  в течение всего XVI и первой половины XVII в. и проявлявшаяся в разных сторонах литературного творчества, только в барокко становится полной. Накапливающиеся новые жанры  и перемена значения старых жанров именно в барокко приводит к сложению новой системы жанров - системы  нового времени.

Появление новой системы жанров - основной признак перехода русской литературы от средневекового типа к типу нового времени.

Не все  из историков и искусствоведов признают наличие на Руси Предвозрождения  и последующих отдельных ренессансных явлений. Происходит это главным  образом потому, что за «идеальный образец» любого Ренессанса принимается Ренессанс итальянский. Он считается единственным и неповторимым. Но дело в том, что Ренессанс как эпоха или ренессансные явления, растянувшиеся на длительный период времени, - это естественный переход от средневековья к Новому времени, переход, традиционно считающийся завершающей фазой средневековья. Существует не только итальянский Ренессанс, но и Ренессанс североевропейский, чешский и польский и многие другие. Кроме того, Ренессанс (или Возрождение - термины эти мы употребляем в одинаковом значении) не есть оценочная категория. Русь в эпоху своего классического средневековья - в XI - начале XIII в. (до монголо-татарского завоевания) - стояла на уровне других европейских культур, тогда как в эпоху Предвозрождения и последующего «замедленного Возрождения», когда отдельные 

Когда мы говорим о «секуляризации», о  приобретении литературой и культурой  в целом «светского характера», это  не означает, что литература и культура в целом становятся атеистическими или даже безрелигиозными. Дело заключается только в приобретении светских форм, светской, не религиозной эстетики, светского способа мышления. Рафаэль или Леонардо продолжают писать на религиозные сюжеты, но их произведения картины, а не иконопись, хотя и могут служить образами. 

   Литература барокко создала свою  эстетическую и литературную  теорию, которая обобщала уже  имевшийся художественный опыт. Наиболее известны сочинения  Б.Грасиана Остроумие или искусство изощренного ума (1642) и Подзорная труба Аристотеля Э.Тезауро (1655). В последнем, в частности, отмечается исключительная роль метафоры, театральность и яркость, символичность, способность сочетать полярные явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

Искусство и литература. Ирина Эльфонд,  
Голенищев-Кутузов И.Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко. В кн.: – Романские литературы. М., 1975 
Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983 
Виппер Ю.Б. Барокко в западноевропейской литературе XVII столетия. –В кн.: Творческие судьбы и история. М., 1990 
XVII в. в европейском литературном развитии. СПб, 1996 
Зарубежная литература Возрождения, барокко, классицизма. М., 1998 
История зарубежной литературы в XVII в. М., 1999 
Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (испанский театр маньеризма и барокко). СПб, 2000 
Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. М., 2001 
Барокко и классицизм в истории мировой культуры. М., 2001 
Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2001

Информация о работе Литературный стиль: Литература Барокко