Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:50, доклад
Любовная лирика серебряного века создавалась многими великолепными авторами. Эти поэты творили в рамках абсолютно различных направлений, но общей у них была особенная направленность поэтического восприятия – они не стремились передавать реалистичность происходящего, но, используя литературные средства старались делать это в иносказательной форме, заставляя читателя задумываться над символичностью сказанного.
Поэзия Серебряного века
Любовная лирика
11.11.2012
Кетцян Ваник |
Вступление
Любовная лирика серебряного века представляет собой все лирические произведения, посвященные теме любви, которые создавались русскими поэтами на протяжении конца XIX – начала XX века. Они качественно отличались от всего, что писалось в России до этого, а значит, смело могли претендовать на создание и занятие новой ниши в русской литературе и культуре, что они, с успехом и сделали.
Любовная лирика серебряного века русской литературы считается одной из наиболее образно богатых и глубоких во всей мировой поэзии. И это неслучайно, ведь серебряный век, несший с собой перемены в мироощущении Поэта, сделал своеобразный переворот не только в том, как должно (или может) выглядеть лирическое произведение, но и в том, как и в каких формах в нем могут преподноситься авторские образы, события и идеи.
Любовная лирика серебряного века создавалась многими великолепными авторами. Эти поэты творили в рамках абсолютно различных направлений, но общей у них была особенная направленность поэтического восприятия – они не стремились передавать реалистичность происходящего, но, используя литературные средства старались делать это в иносказательной форме, заставляя читателя задумываться над символичностью сказанного.
Серебряный век русской поэзии – это целая эпоха – великая эпоха, подарившая всему миру таких гениев, как Иннокентий Анненский, Великий князь Константин Романов, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам , Владимир Маяковский и тд. Я открывал их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очарованная романтической возвышенностью и глубиною их чувств.
*
* *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И
если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа.
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)
Иннокентий Анненский – его перу принадлежит это стихотворение, которое открывает замечательный сборник стихов о любви – Поэзия Серебряного века.
Любовью
ль сердце разгорится, –
О, не гаси ее огня!
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня?
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хоть бы любовию ответной
Тебе никто не отплатил.
Пусть говорят: как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь, –
Не верь во лживое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,
Угаснет в срок определенный
Наш мир, а с ним и тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возженный,
Пребудет в вечности веков.
(К.Р.)
Великий князь Константин
Романов, его стихи появлялись на страницах печатных изданий за скромной подписью «К.Р.» и несомненно встречали живой отклик современников, почитавших не только высокий слог, но и людей искренних и светлых душою.
Нежнее
нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое –
От неизбежного.
От неизбежного –
Твоя печаль
И пальцы рук
Не остывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
(О. Мандельштам)
Осип Мандельштам – какие необычные краски, слова
и сравнения находит поэт для воссоздания
облика своей возлюбленной!
«Люблю»,
– сказал я не любя –
Вдруг прилетел Амур крылатый
И руку взявши, как вожатый,
Меня повлек вослед тебя.
С прозревших глаз сметая сон
Любви минувшей и забытой,
На светлый луг, росой омытый,
Меня нежданно вывел он.
Чудесен утренний обман:
Я вижу странно, прозревая,
Как алость нежно-заревая
Румянит смутно зыбкий стан;
Я
вижу чуть открытый рот,
Я вижу краску щек стыдливых,
И взгляд очей еще сонливых,
И шеи тонкий поворот.
Ручей журчит мне новый сон,
Я жадно пью струи живые –
И снова я люблю впервые,
Навеки снова я влюблен!
(М.Кузьмин)
Михаи́л Алексе́евич
Кузми́н — русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, ком
Нежно
говорил ей –
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, – не звезда,
а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц
улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите,
только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
(В. Маяковский)
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский — русский советский поэт.
Хочу
у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать – куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы – на палубе…
Вы – в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны…
– Благославляю Вас на все
Четыре стороны!
(М. Цветаева)
Хочешь
знать, как все это было? –
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» –
«Да».
(А. Ахматова)
А закончить мне хотелось
бы, обратившись вновь к стихам Иннокентия Анненского. «Весенний
романс».
Еще
не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
(И. Анненский)
Поэзия Серебряного века – ее свет вселяет веру в торжество красоты, добра и величия человеческого духа.
Думаю, каждый со мною согласится,
что исповедальные строки любовной лирики
поэтов Серебряного века способны внушать
нам, что жить просто и мудро, любить светло
и чисто, «смотреть на небо и молиться
Богу» – есть счастье не только не преходящее,
но и каждому, в ком дышит Дух, доступное.
И вполне обретаемое.
~ ~