Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:34, биография
4 июня 2006 года исполнится 185 лет со дня рождения замечательного русского поэта А. Н. Майкова (к сожалению, почти забытого и игнорируемого)
В этой связи невольно вспоминается его стихотворение «Упразднённый монастырь», где представлена богатая картина отечественной средневековой обители. Эта картина озарена глубоким пониманием всего сделанного ею для русского общества. Вполне по-тютчевски верит Аполлон Николаевич в призвание родной Руси и умиляется, также как и Тютчев, её долготерпению, выносливости и крепости.
Глубоко верующий христианин в личной жизни и вполне уяснивший себе значение христианства, Майков таким же христианством отразился и в своих произведениях, изумительно, при этом, воспевая родную природу, века и народы, а также те исторические события, которые сопровождали как Россию, так и другие страны. Сумев своей чуткой душой понять не только события, и вполне уразуметь их истинный смысл, Аполлон Николаевич, по выражению К.П. Бестужева-Рюмина, старался «вознестись к высшему религиозному началу и в нём слиться со своим народом». Подобно Тютчеву, поэт считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа».
В этой связи вполне естественно Майков проявлял интерес к древнерусской истории и славянскому фольклору. Это помогло создать ему один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870). Его перевод был признан образцовым многими знатоками древнерусской литературы (в частности Ф.И. Буслаевым, Н.С. Тихонравовым, А.Н. Афанасьевым). Будучи истинным знатоком изящного, Майков как нельзя лучше проникся поэтической стороной «Слова…», в которой видит и реальность красок, их жизненность и современность. При этом, поэт старался сохранить слова и выражения их подлинника.
Также с глубоким сочувствием поэт рисовал образы Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I. Им были посвящены как поэтические, так и прозаические сочинения: «В Городце в 1863 году» (о смерти Александра Невского), «Москва – третий Рим», «Царь Иван Васильевич Грозный. Покорение Казани и Астрахани», «Завоевание Сибири», «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «Кто он?» (о Петре I), «Ломоносов», «Менуэт» (об эпохе Екатерины II) и т.д. Вот он как сам характеризует эти сочинения: «Я дошёл до того, что вижу, кажется, физиономии князей удельного и Московского периода». Этими сочинениями начинается как бы последний период его творческой деятельности.
На смену беззаботности, аристократического эпикуризма, стремления к наслаждению жизнью выступают думы о подвигах духа, размышления о высших вопросах человеческого бытия. Здесь как бы совершается своего рода превращение: Аполлон Николаевич всё более проникается религиозным духом, всё ярче отражает христианские воззрения и идеалы, в общем можно говорить о том, что поэт образов уступает место поэту-мыслителю. Самосозерцание, вдумчивость, размышление над сущностью жизни, скорбные думы о многих явлениях современности – вот основное содержание большенства сочинений Майкова этого периода.
В 1883 году вышло 4-е собрание сочинений Майкова – трёхтомное «Полное собрание сочинений А.Н. Майкова». В апреле 1888 года русское общество отпраздновало 50-летний юбилей его творческой деятельности. Александр III произвёл поэта в тайные советники и увеличил его пенсию. В дни юбилея Майков в общественном сознании являлся не только как преемник А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и как последовательный монархист. Консерватор и «государственник», являя тем самым реальную силу в противодействии революционному движению. Может быть и поэтому его имя до сих пор предано забвению. И в этой связи вполне закономерна реакция философа В.С. Соловьёва на его изумительное по своему духу патриотизма стихотворению «У гроба Грозного», где царь оправдывает свою жестокость и казни бояр интересами государства, православия и народа и называет себя зачинателем дел, которые были продолжены другими русскими царями. Соловьёв же упрекнул Майкова в том, что он «лукавыми словами… злую силу воспевал». Не больше, не меньше».
В стихах 80-90-х годов у Аполлона Николаевича видны прекрасные афоризмы, такие, как например: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», «Поэзия – венец познания», «Выше всех веков – есть Вечность!» и т.д.
В быту Майкову был присущ тонкий беззаботный юмор и доброта сердца. Будучи по своему характеру отзывчивым и добрым, он постоянно поддерживал молодых литераторов, а также однажды, проживая на даче у станции Сиверской, он стал председателем попечительского совета при местной Петропавловской церкви, при этом заботясь о постройке новой школы, церкви, богадельни, тратя много времени и денег». В.В. Розанов однажды записал в «Опавших листьях»: «Поэт Майков смиренно ездил в конке. Я спросил у Страхова – О, да! Конечно в конке. Он же беден. Был «тайный советник», и большая должность в цензуре».
27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу уж слишком легко одетым, вскоре заболел и через полтора месяца (20марта) умер. Он был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичего монастыря. Почти целый век этот замечательный русский поэт и патриот России был неоправданно предан забвению из-за того, что был консерватором и государственником. И моей задачей в этой статье является открыть почти заново это честное и благородное русское имя!
Список литературы
1) А.Н. Майков. Полное собрание сочинений. Т. 1-4. – СПб, 1914.
2) Русские писатели. Словарь. 1800-1917. Т.3. – М.:1994.
3) Краткая литературная
4) М.Л. Златковский. А.Н. Майков. – СПб.,1898.
5) О.Ф. Миллер. А.Н. Майков // «Русская мысль», 1888. №5-6.
6) М.М. Бородкин. Поэтическое творчество Майкова. – СПб, 1900.
7) Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Т.1. – М.:1998.
8) В.С. Соловьёв. Философия искусства и лит. критика. – М.:1991.
9) Н.В. Володина. Майковы. Преданья русского семейства. – СПб, 2003.
Майков А.Н. (1821—1897)