Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:02, статья
В устном народном творчестве кыргызов этим термином обозначают различные по тематике эпические песни, не входящие в состав монументальной эпической трилогии «Манас». Термин «малый эпос» можно признать условным, так как объём эпических песен, отнесенных к этой категории, достигает довольно значительных размеров. Общее кол-во малых эпосов колеблется от 16 до 20, что связано с проблемой их точной жанровой классификации.
Наиболее
характерные черты «малого
Курманбек, проявивший свои богатырские ка чества в юношеском возрасте, открыто заявляет о необходимости активного противостояния уг нетателям калмакам. В его обращении к своим дружинникам — чоро звучит призыв посвятить жизнь освобождению народа от гнёта внешнего врага. Воинская доблесть и бесстрашие героя делают его имя известным не только среди рода кыпчак, к-рому он принадлежит, но и среди всего кыргызского народа, видящего в нём своего заступника от поработителей. Но отец богатыря не хочет примириться с мыслью, что слава зат мила его имя. В самый ответственный момент он забирает у Курманбека богатырского коня. Курманбек садится на другого коня, не облада ющего такими боевыми качествами. Не веря в возможность одолеть многочисленных врагов, от богатыря уходят его соратники. Оставшись один, окружённый со всех сторон, Курманбек прояв ляет чудеса отваги, но не может одолеть врагов. Заключительные сцены эпоса, повествующие о смертельном ранении героя, его смерти в оди ночестве, полны трагизма и боли. Единствен ным утешением Курманбека становится его друг Аккан, к-рому он поручает судьбу своего сына.
К этой эпохе относится также время возник новения др. героического эпоса, о богатыре Эр Табылды, дошедшего до нас в трёх вариантах. Среди них своими высокими художественными качествами отличается вариант, записанный от акына Астана Тыныбекова. Основная идея эпо са заключается в освобождении народа от угне тателей, обретения единства и достижения мир ной жизни. Основным противником богатыря в эпосе является калмакский хан Чалкалмак. В борьбе с врагом герою помогают верные жиги ты — чоро Элдияр и Эрмек. Эпос воспевает от вагу и решительность богатыря, его преданность идее побратимства и сплоченности. Богатырю приходится вести борьбу не только с внешними врагами, но и с теми сородичами, к-рые всту пили в сговор с угнетателями. В отличие от эпоса «Курманбек», в эпической песне о бога тыре Эр Табылды борьба героя с внешними и внутренними врагами завершается его победой. В подобном разрешении центрального конфлик та нашла отражение историческая правда эпохи противостояния кыргызов калмакскому завое ванию.
Среди эпических песен о народных богатырях своим особым колоритом отличается сказание о деве-воительнице Жаныл Мырзе. Время фор мирования этого эпического сюжета также свя зывают с историческим этапом 16—18 вв. Од нако анализ сюжета данной песни позволяет предполагать, что время её возникновения от носится к концу указанного периода. Косвен ным подтверждением этого может служить то обстоятельство, что в качестве действующих лиц эпоса называют персонажей исторических и ге неалогических преданий кыргызов, относящих ся ко времени завершающего этапа противостояния калмыкской экспансии. Известны два ва рианта этой эпической песни, записанные со слов известных акынов Тоголока Молдо и А. Чоробаева. Третий вариант представлен записью из вестного собирателя и исследователя кыргызс кого фольклора Ы. Абдрахманова, превосходно изучившего стиль народных героических песен.
Дева-воительница Жаныл представлена в эпо се в качестве представительницы кыргызского рода нойгут. Благодаря своей отваге и воинской доблести, она успешно отражает попытки вне шних врагов и др. могущественных кыргызских родов обратить её сородичей в данников. Слава о красоте и отваге Жаныл разносится далеко за пределы её родного края. С целью взять её в жёны и покорить нойгутов к ней сватаются несколько кыргызских ханов — Учуке, Тюлкю и Кудаяр. Проявив легкомыслие и неуважение к деве-вои тельнице, они погибают от её руки. Жаныл не прощает им словесных оскорблений и насмешек. Однако последствия гибели знатных кыргызских ханов не могли не отразиться на жизни её соро дичей и её личной судьбе. Жаныл подвергается осуждению со стороны объединившихся против неё кыргызских родов. Чтобы избежать полного истребления рода нойгутов, она вынуждена принять условия позорного для неё замужества. Её выдают за немощного старика, имеющего совер шенно незнатное происхождение. Однако жизнь в неволе длится недолго. Во время одного из пиров устраиваются воинские состязания, в к-рых её просят принять участие. Она вновь об лачается в свои воинские доспехи и к ней воз вращается былая отвага и решительность. Одер жав победу в состязаниях, Жаныл возвращается в родной край, где продолжает бороться за свой народ.
В данной
эпической песне нашла
Особенности социальных воззрений народа нашли отражение в эпических песнях следующе го жанрового типа, в к-рых главным героем выступает умный и находчивый представитель про стого люда, демонстрирующий превосходство над представителями феодальной знати. К эпиче ским песням подобного рода относится, в первую очередь, эпос «Кедейкан». Данная эпиче ская песня дошла до нас в записях от известных акынов К. Акиева и А. Усенбаева, являющихся преемниками великого певца Токтогула. Время сложения этой эпической песни можно связы вать с периодом обострения противоречий фео дально-родового строя, в к-ром уже резко обозначилось противостояние многочисленной бед ноты богатой верхушке феодальной знати. Глав ному герою эпоса удается, опираясь на ум и из воротливость, уговорить хана уступить ему на три дня власть. По прошествии этого срока, Ке дейкан не собирается возвращать ханский пре стол и остается правителем на всю оставшуюся жизнь. В этой эпической песне присутствуют элементы социальной утопии, основанной на вере, что власть может перейти к простому чело веку, если он проявит достаточно ума и изобре тательности. В эпических песнях подобного рода уже нет прежнего идеала героического, связан ного с проявлением воинской отваги и доблес ти, они формируют новую эстетику восприятия обычного приземлённого героя, делая его близ ким для понимания широких народных слоев. Так, в эпической песне «Мендирман», главному герою удается выйти победителем в словесном поэтическом состязании с ханом и сохранить себе не только жизнь, но и добиться намного боль шего. Мендирман становится правителем, о к-ром мечтает народ, ханом, знающем беды и нужды простого люда.
Следует отметить, что исполнение малых эпосов имеет свою специфику. Как правило, ма лые эпосы, за исключением эпоса «Эр Тёштюк», исполнялись не сказителями, а певцами — акы нами, в сопровождении музыкального инстру мента. Это обстоятельство наложило своеобраз ный отпечаток не только на поэтику малых эпо- сов, но и на их идейно-эстетическое содержание и тематическое разнообразие.
Последняя
жанровая группа малых эпосов представлена
эпическим и песнями лирико-
Для малых эпосов характерно многообразие жанровых форм эпической поэзии, богатство поэтических и стилистических приемов, разра ботанных в течение веков многочисленными по колениями сказителей и певцов-акынов. Эпи ческая традиция кыргызов оказалась настолько активной и продуктивной, что смогла охватить собой отражение самых разнообразных пред ставлений и событий народной жизни. В этом проявляется одна из специфических особенно стей кыргызской народной культуры, вместив шей огромный пласт народной памяти в форму эпического повествования.
«Курманбек», киргизский героический эпос. Главный герой эпоса Курманбек, сплотив вокруг себя разрозненные киргизские роды и племена, героически защищает свободу и независимость родного народа от иноземных захватчиков. Известны 4 варианта эпоса. Впервые ««Курманбек»» записан в 1923 «Курманбек» Мифтаховым от сказителя М. Мусулманкулова и опубликован в 1928. 2-й вариант (не опубликован) записан в 1958 от Манана Каландарова, жившего в Джиргатальском районе Таджикистана. Наиболее полным является вариант киргизского советского акына «Курманбек» Акыева, изданный в Киргизии в 1938 и 1957. В 1966 записан вариант С. Дыйканбаева.