Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 21:10, реферат
Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую классическую литературу. В поэме "Мёртвые души" писатель обращается к одной основных тем своего - к русскому помещичьему классу. Центральное место в первом томе занимает пять "портретных" глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к труду.Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особой последовательности - по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.
Гоголь - великий
писатель-реалист, творчество которого
прочно прошло в русскую классическую
литературу. В поэме "Мёртвые души"
писатель обращается к одной основных
тем своего - к русскому помещичьему
классу. Центральное место в первом томе
занимает пять "портретных" глав,
в которых представлены образы помещиков:
Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича
и Плюшкина. Их объединяет паразитизм
существования, праздная бездеятельность,
отсутствие привычки к труду.Автор располагает
главы, посвящённые помещикам, в особой
последовательности - по степени деградации
своих героев, начиная с Манилова.
Манилов - первый помещик в этой галерее
образов. Поместье Манилова - парадный
фасад помещичьей России. Претензии на
изысканность, образованность, утончённость
вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю
пустоту обитателей усадьбы. В сущности,
это декорация, прикрывающая скупость.
Бесхозяйственность Манилова открывается
ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно,
жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше.
"… Маниловка не многих могла заманить
своим место положением". Печать серости,
скудости, неопределённости окружает
Манилова: серый день, серые избы. В его
усадьбе и доме следы запустения. Его дом
"стоял одиночкой на юру, открытый всем
ветрам, каким только вздумается подуть".
Вместо тенистого сада вокруг барского
дома стояло пять-шесть берёз "жиденькими
вершинами". Да и в самой деревне нигде
не было "растущего деревца или какой-нибудь
зелени". В комнатах рядом с прекрасной
мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей.
Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит
в упадок, не замечает уродливости своего
быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов
не занимается управлением своего поместья,
всецело передав это приказчику. Он не
может даже сказать Чичикову, сколько
у него крестьян и умирали ли они со временем
последней ревизии. Полной непонимание
практической стороны жизни, бесхозяйственность
можно отметить у помещика Манилова.
Значительно отличается от Манилова помещик
Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя,
"чёртов кулак". Гоголь рисует Собакевича,
как "человека здорового и крепкого",
которого природа "рубила со плеча".
Помещик резко нападает на всех, кто кажется
ему врагом, неотступен в осуществлении
своих желаний. Собакевич по-хозяйски
умён и практичен. Он не разоряет мужиков,
потому что это не выгодно ему самому.
Страсть на обогащение толкает его на
хитрость, заставляет изыскать разные
средства наживы. Поэтому, в от других
помещиков, он применяет новшество - денежный
оброк. Собакевич плут и мошенник. Ко всем
людям он подходит с собственной меркой.
Во всём губернском городе, по его убеждению,
один "порядочный человек: прокурор,
да и то, если сказать правду, свинья".
Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся
и покупается.
У Манилова мы видим любезное щебетание
в разговоре, у Собакевича - резкость, нападок
на всех. Полная бесхозяйственность Манилова
противопоставлена в поэме практичности
Собакевича. Помещик Манилов совершенно
равнодушный к судьбам крестьян, Собакевич
же не разоряет своих мужиков. "Изысканность"
Манилова противопоставлена в "Мёртвых
душах" мрачному церемониалу в доме
Собакевича.
Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей
России. Претензии на изысканную утончённость
и образованность уступают место объективной
картине, расточительной праздности, внутренней
пустоты. У Собакевича "кулацкая"
хозяйственность нужна только для наиболее
полного насыщения желудка.
По-разному реагируют Манилов и Собакевич
на предложение Чичикова о купле-продаже
"мёртвых душ". Манилов испытывает
растерянность, оказавшись перед непонятным
для него явлением - предложением Чичикова
купить у него мёртвые души: "Он чувствовал,
что ему нужно что-то сделать, предложить
вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает".
Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых
душ ещё раз говорит о его бесхозяйственности
и желании угодить приятному гостю: он
не только отдаёт все души безвозмездно,
но и берёт на себя расходы по совершению
купли. Собакевича нисколько не удивляет
купля-продажа мёртвых душ, а волнует лишь
то, сколько он за них получит. Собакевич
знает, что всё в этом мире продается и
покупается, и на предложение Чичикова
прямо и грубо отвечает: "Извольте, я
готов продать".
Манилов, Собакевич и другие помещики,
представленные Гоголем, "списаны с
жизни", являются порождением определённой
социальной среды. Они - "мёртвые души".
В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрацию
постепенного омертвления человека. Он
раскрыл картину угасания человеческого
в человеке. "Будьте не мёртвые, живые
души," - писал Гоголь помещикам-дворянам.
А Герцен так писал о поэме Гоголя "Мёртвые
души": "Манилов и прочие - вот мёртвые
души, и мы их встречаем на каждом шагу".
Информация о работе Манилов и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"