Николай Сапунов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 06:56, творческая работа
Описание
Работа состоит из 1 файл
Николай Сапунов
- Тема театра, главная в живописи художника этого времени, поначалу решалась непосредственно - в желании просто запечатлеть в картине происходящее на подмостках. Сапунов создал несколько композиций под названием "Театр", в которых представил погруженный в темноту зрительный зал и освещенную сцену с поющими актерами, экспрессивную фигуру руководящего оркестром дирижера и напряженно следящую за представлением нарядно одетую публику. Художник стремился передать необычную, приподнятую атмосферу театра. Затем само действие становится у него сюжетом картин.
- Так появляется его ранний "Балет"
1903-1904 годов (ГТГ). Эта работа, в отличие от темных "Театров", ярка нарядна, многоцветна. Однако и здесь еще сохраняется описательность в изображении пышного театрального интерьера с золочеными ложами и многочисленных фигурок кордебалета.
- Удача пришла к художнику тогда, когда задача и з о б р а ж е н и я театра сменилась задачей живописно-пластического в ы р а ж е н и я чудесной его способности преображать реальность в волшебство, сказку, мечту. Именно так исполнен Сапуновым его прелестный серебристый "Балет"
1905 года (ГТГ). Это словно ускользающее видение, возникшее из паутины и газа, картина-мечта, навеянная образами Театра.
- В ранних работах - и театральных, и станковых - Сапунов предстает художником "жаждущего красоты поколения"
(слова С.Дягилева). Его искусство в этот период близко эстетическим принципам "Мира искусства". Многие его произведения первой половины 1900-х годов созданы на основе именно этих принципов. Среди сапуновских работ такого рода можно отметить стилизованный под XVIII век "Портрет актрисы Андреевой"
(С.-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства), близкие по манере к стилизациям Константина Сомова "В парке. Влюбленные"
(ГРМ), "Арлекин и дама"
(частное собрание, С.-Петербург)
- Темой творчества Сапунова становится "Карусель". На первых порах этот образ заинтересовал художника как выражение национального духа, образец русского праздника, в котором отражены народные вкусы, представления о красоте. Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества. Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков. В окончательном варианте картины, большом полотне, находящейся ныне в Государственном Русском музее в Петербурге и ставшей главным созданием Сапунова, мотив к а р у с е л и вырастает в образ некой обобщающей силы - в символ вечного кружения жизни, шумной, красивой, казалось бы, веселой и беззаботной, но по сути таящей в себе чувство трагической предопределенности Судьбы.
«Карусель»
- В праздничное зрелище превращает его кисть и спокойный обряд чаепития ("Чаепитие", 1912). Смелая красочность съедает в работах Сапунова Н.Н. глубину пространства, сближает с ковровой поверхностью холста яркие цветные пятна одежд, голубоватую зелень деревьев, пёстрые обои купеческого интерьера. Легкую матовую темперу художник предпочитал тяжёлому, густому маслу. Ещё один его любимый жанр - декоративный натюрморт, с вычурно-нарядными вазами, драгоценным золочёным фарфором и цветным стеклом на фоне мерцающего шёлка, с крупными, пышными, чуть приувядшими, потерявшими свою упругость цветами, словно тающими в напоенной их густым, пряным ароматом атмосфере пышности и богатства. В них есть всегда некая чрезмерность, почти приторное изобилие матово-нежных оттенков голубого, золотистого, сиреневого и холодного розового ("Голубые гортензии", 1907; "Пионы", 1908; "Мистическое собрание" (1909); "Гостиница"; "Голландка Лиза";"Цветы и фарфор", 1912, и др.). Короткая жизнь талантливого художника оборвалась внезапно и нелепо: он утонул, катаясь летней белой ночью на лодке.
Информация о работе Николай Сапунов