Николай Васильевич Гоголь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:44, реферат

Описание

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник Вечера на хуторе близ Диканьки (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников Миргород и Арабески (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности маленького человека наиболее полно воплотилась в повести Шинель (1842), с которой связано становление натуральной школы.

Работа состоит из  1 файл

ГОГОЛЬ Николай Васильевич.doc

— 947.00 Кб (Скачать документ)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник Вечера на хуторе близ Диканьки (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников Миргород и Арабески (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности маленького человека наиболее полно воплотилась в повести Шинель (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало петербургских повестей (Нос, Портрет и др.) получило развитие в комедии Ревизор (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе Мертвые души (1-й том 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга Выбранные места из переписки с друзьями (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома Мертвых душ. Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.  
 
ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.  
Семья. Детские годы.
 

     Детские годы Гоголь провел в имении родителей  Васильевке (другое название - Яновщина). В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о  религиозном воспитании сына. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Однако  мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления  связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. Окончив гимназию в 1828, Гоголь в декабре  вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург.

В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Гоголь в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Следующий, 1833, год для Гоголя - один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории, он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборника - "Миргород" и "Арабески".

Осенью 1835 он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за роман "Мертвые души". Сюжет был также подсказан Пушкиным. В ноябре 1836 Гоголь переезжает в Париж. Здесь в феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет. Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда  писателя за границу, - период напряженной  и трудной работы над 2-м "Мертвых  душ". Написание "Мертвых душ" идет чрезвычайно трудно, с большими остановками. Работа несколько оживилась с переездом в Ниццу, где Гоголь провел зиму 1843-1844. Гоголь заставляет себя писать, преодолевая душевную усталость и творческие сомнения. Процесс написания поэмы все более превращается в процесс жизнестроения себя.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для  отдыха и "восстановления сил" в  Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения  и консультаций с различными медицинскими знаменитостями. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. И начинает работу заново.

Лето  и раннюю осень проводит в Васильевке, продолжает работу над 2-м томом. В 1852 г. Гоголь сообщает друзьям, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних  числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса. Его терзает предчувствие близкой смерти. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, но свидетельства того, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг их вредным влиянием, какое они будут иметь. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы 1855). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
Происходил из помещичьей семьи  среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил под террором загробного воздаяния.  
Задумываться о будущем я начал рано.... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Годы учения. Переезд в Петербург  
Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-19), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно в лирическом и сурьезном роде, но также и в комическом духе, например, сатира Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в вольнодумстве (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).  
По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма Ганц Кюхельгартен, написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.
 
 

       
 

      
По возвращении в Россию (в  сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала, статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.  
Вечера на хуторе близ Диканьки  
Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни Вечера на хуторе близ Диканьки (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.... Вместе с тем веселость гоголевской книги обнаруживала различные оттенки от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в Вечерах... проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.  
После выхода первой прозаической книги Гоголь знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.  
Миргородский и петербургский циклы. Ревизор  
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений Арабески и Миргород (оба в двух частях); начата работа над поэмой Мертвые души, закончена в основном комедия Ревизор, написана первая редакция комедии Женихи (будущей Женитьбы).
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Памятник  В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве 
 
 

     Сообщая о новых созданиях писателя, в  том  
числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере Ревизора (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем Современнике: Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале. Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году).  
Миргород и Арабески обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к Вечерам... (малороссийская жизнь), миргородский цикл, объединивший повести Старосветские помещики, Тарас Бульба, Вий, Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в Тарасе Бульбе столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же петербургских повестей из Арабесок (Невский проспект, Записки сумасшедшего, Портрет; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, Нос и Шинель) это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в Ревизоре, в котором сборный город как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги плута или авантюриста в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной немой сценой. Освобожденная от конкретных деталей наказания порока, передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое как напоминание о неминуемом Страшном суде.  
Главная книга  
В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над Мертвыми душами, сюжет которых (как и Ревизора) был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка ревизских душ умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно не только со стороны низменных рядов ее, но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие мертвая душа и вытекавшая отсюда антитеза живой мертвый из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, ревизская душа) передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика Мертвых душ (обозначение поэма указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).  
Второй том Мертвых душ. Выбранные места из переписки с друзьями  
После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что пути и дороги к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в Выбранных местах из переписки с друзьями (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых Размышления о Божественной литургии (опубликован посмертно в 1857).  
В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Николай Васильевич Гоголь