Новаторство Чехова-драматургия( по пьесе "Вишневый сад")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:10, доклад

Описание

“Вишневый сад” Чехова представляет собой сочетание комедии — “местами даже фарса”, как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал позволяет Чехову неоднозначно оценивать происходящее, давать двойственную, трагическую характеристику героям. Высмеивая их слабости и пороки, автор одновременно сочувствует им. Среди героев “Вишневого сада” нет ни одного чисто комического персонажа. Так, постаревший ребенок Гаев в иные минуты своей сценической жизни вызывает жалость и сострадание. Епиходов не только смешон со своими бесконечными неудачами, он и в самом деле несчастен! Все у него некстати, любовь его отвергнута, самолюбие его постоянно страдает. Персонажей “Вишневого сада” Чехов не делит на положительных и отрицательных, все они одинаково несчастны, одинаково недовольны своей жизнью.

Работа состоит из  1 файл

Художественное новаторство Чехова.doc

— 27.50 Кб (Скачать документ)

  Художественное новаторство Чехова-драматурга

“Вишневый сад” Чехова представляет собой сочетание  комедии — “местами даже фарса”, как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал позволяет Чехову неоднозначно оценивать происходящее, давать двойственную, трагическую характеристику героям. Высмеивая их слабости и пороки, автор одновременно сочувствует им. Среди героев “Вишневого сада” нет ни одного чисто комического персонажа. Так, постаревший ребенок Гаев в иные минуты своей сценической жизни вызывает жалость и сострадание. Епиходов не только смешон со своими бесконечными неудачами, он и в самом деле несчастен! Все у него некстати, любовь его отвергнута, самолюбие его постоянно страдает. Персонажей “Вишневого сада” Чехов не делит на положительных и отрицательных, все они одинаково несчастны, одинаково недовольны своей жизнью.

    Драму  своих героев Чехов видит именно  в их повседневной жизни, поэтому  главное внимание он уделяет  изображению будней, а события  отодвигаются на второй план. Сюжет и композиция в пьесе носят чисто внешний, организующий характер. Само событие продажи вишневого сада является неотвратимым. Между Раневской, Гаевым и Лопахиным не возникает конфликта. Раневская и Гаев практически добровольно отказываются от вишневого сада и после его продажи даже чувствуют некоторое облегчение.

    “В  самом деле, теперь все хорошо, — говорит Гаев. — До продажи  вишневого сада мы все волновались,  страдали, а потом, когда вопрос  был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже”. Имение как бы само плывет в руки Лопахину. Петя Трофимов и Аня даже и не пытаются препятствовать этому. Свой “вишневый сад” они видят только в мечтах. Таким образом, Чехов изображает все события в их закономерном развитии, сами эти события не содержат в себе конфликта. Главный же конфликт развивается в душах героев. Он заключается не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве своей жизнью, невозможности соединить мечту и реальность. Поэтому после покупки вишневого сада Лопахин не становится счастливее, он так же, как и остальные герои пьесы, мечтает о том, чтобы скорее “изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.

    Особенности  конфликта повлекли за собой  изменения в изображении драматургических  характеров. Герои пьесы выявляют  себя не в поступках, направленных  к достижению цели, а в переживаниях  противоречий бытия. Поэтому в  пьесе отсутствует напряженное  действие, оно сменяется лирическим раздумьем. Герои “Вишневого сада” не реализуют себя не только в действии, но и в слове. Каждая произнесенная фраза обладает скрытым подтекстом. Возникает так называемое “подводное течение”, несвойственное классической драме. Примером тому может служить следующий диалог героев: 

    “Любовь  Андреевна (задумчиво). Епиходов  идет...

    Аня  (задумчиво). Епиходов идет...

    Гаев. Солнце село, господа. 

    Трофимов. Да”. 

    В  данном случае слова значат  гораздо меньше, чем чувство неустроенности своей жизни, скрывающееся за обрывками фраз.

    Таким  образом, именно в лирическом  подтексте отражается сложная,  противоречивая духовная жизнь  героев. В пьесе “Вишневый сад”  Чехов создает особую лирическую  атмосферу. Автор не дает резкой  индивидуальной речевой характеристики героям, скорее, их речь сливается в одну мелодию. С помощью этого эффекта автор создает ощущение гармонии. И, несмотря на то что Чехов разрушает сквозное действие, которое явилось организующим началом в классической драме, его пьеса не утрачивает внутреннего единства. Важно и то, что общее построение пьесы — это и настроение каждого героя. Поэтому все персонажи внутренне очень близки друг другу. На это общее настроение откликается в драме каким-то трагическим звуком: “...все сидят, задумавшись, тишина, слышно только, как тихо бормочет Фирс, вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий и печальный”. В финале к этому звуку прибавляется и другой, еще более безотрадный: “Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву”.

    Новаторство  Чехова-драматурга заключается в  том, что он отходит от принципов  классической драмы и отражает  драматическими средствами не  только проблемы, но и показывает  психологические переживания героев.

Информация о работе Новаторство Чехова-драматургия( по пьесе "Вишневый сад")