Новое осмысление военной темы в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:21, реферат

Описание

Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем
им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись
тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови,
слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей
планете войны шли всегда.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………….3
II. Понимание войны и людских характеров у Василя Быкова и Бориса
Васильева……………………………………………………………8
1. Биография Василя Быкова…………………………………8
2. Биография Бориса Васильева……………………………..11
3. Василь Быков: его понимание военной темы……………11
4. Человек и война в творчестве Бориса Васильева………..19
5. Мое мнение о творчестве Василя Быкова и Бориса
Васильева……………………………………………………26
III. Заключение……………………………………………………….28
IV. Список изученной литературы……………………………...…29

Работа состоит из  1 файл

Военная тема в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

рядового  солдата на  большой войне.  На   примере   самых   стратегически

незначительных  ситуаций автор дает ответы на сложные  вопросы войны.

      Проблема нравственного выбора  героя  на  войне  характерна  для  всего

творчества  В.Быкова.  Эта  проблема  ставится  практически  во   всех   его

повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и  других.  В  повести

Быкова "Сотников"  подчеркнуто,  заострена  проблема  подлинного  и  мнимого

героизма, которая  составляет суть сюжетной коллизии  произведения.  Писатель

дает художественное исследование моральных основ человеческого  поведения  в

их социальной и идеологической обусловленности.

      Василь Быков строит сюжеты  только  на  драматических   моментах  войны

местного, как  говорят, значения с участием простых  солдат.  Шаг  за  шагом,

анализируя мотивы  поведения  солдат  в  экстремальных  ситуациях,  писатель

докапывается  до  глубин  психологических  состояний  и  переживаний   своих

героев. Это качество прозы Быкова отличает  и  его  ранние  работы:  «Третья

ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

      В каждой новой повести   писатель  ставит  своих  героев  в  еще  более

сложные  ситуации.  Объединяет  героев  лишь  то,  что  их  действия  нельзя

оценивать однозначно. Сюжет повести «Сотников» психологически закручен  так,

что критики  сбились с толку в оценке поведения  героев Быкова.  А  событий  в

повести почти  никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный  герой

— предатель?! На мой взгляд, автор сознательно  идет  на  размывание  граней

образа этого  персонажа.

      Но на самом деле сюжет повести  прост: два партизана Сотников  и  Рыбак

отправляются  в деревню на задание — добыть овцу для  пропитания  отряда.  До

этого герои  почти  не  знали  друг  друга,  хотя  успели  повоевать  и  даже

выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне  мог  бы

уклониться от,  в  общем-то,  пустякового  задания,  но  он  чувствует  себя

недостаточно  своим среди партизан и поэтому  все же вызывается идти. Этим  он

как бы хочет  показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы».

       Два  партизана  по-разному   реагируют  на  предстоящую   опасность,  и

читателю кажется, что сильный и сообразительный  Рыбак  более  подготовлен  к

совершению отважного  поступка, нежели хилый  и  больной Сотников.  Но  если

Рыбак,  который  всю  свою  жизнь  «ухитрялся  найти  какой-нибудь   выход»,

внутренне уже  готов к тому, чтобы совершить  предательство,  то  Сотников  до

последнего дыхания  остается верным долгу  человека  и  гражданина:  «Что  ж,

надо было собрать  в себе последние  силы,  чтобы  с  достоинством  встретить

смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко  достается она  человеку,

чтобы беззаботно относиться к её концу».

      В повести сталкиваются не  представители  двух  разных  миров,  а  люди

одной страны. Герои  повести  -  Сотников  и  Рыбак  –  в  обычных  условиях,

возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны  Сотников

с честью проходит через тяжелые испытания и  принимает смерть,  не  отрекаясь

от своих убеждений, а  Рыбак  перед  лицом  смерти  меняет  свои  убеждения,

предает Родину,  спасая  свою  жизнь,  которая  после  предательства  теряет

всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир  иной,  чуждый

нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх  за  свою  жизнь

заставляет убивать  и предавать. Перед лицом смерти человек  остается  таким,

каков он есть на самом деле. Здесь проверяется  глубина  его  убеждений,  его

гражданская стойкость.

      В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме

Рыбака, прошли свой смертный путь до конца.

      В чем глубина творчества писателя  Быкова? В том, что  он  и   предателю

Рыбаку  оставил  возможность  иного   пути   даже   после   такого   тяжкого

преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание

в своем предательстве. Писатель оставил своему герою  возможность  покаяния,

возможность, которую  чаще дает человеку Бог, а  не  человек.  Писатель,  по-

моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

      Творчество В. Быкова трагично  по своему звучанию,  как   трагична  сама

война,  унесшая  десятки  миллионов   человеческих   жизней.   Но   писатель

рассказывает  о людях сильных духом, способных  встать над обстоятельствами  и

самой смертью. И  сегодня,  я  считаю,  невозможно  давать  оценку  событиям

войны, тех страшных лет, не принимая  во  внимание  воззрений  на  эту  тему

писателя  Василя  Быкова.  Произведение  проникнуто  раздумьями  о  жизни  и

смерти, о человеческом долге  и  гуманизме,  которые  несовместимы  с  любым

проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого  поступка  и

жеста героев, мимолетной мысли или реплик  -  дна  з  самых  сильных  сторон

повести "Сотников".

      Папа  Римский  вручил  писателю   В.Быкову   за   повесть   «Сотников»

специальный приз  католической  церкви.  Этот  факт  говорит  о  том,  какое

нравственное  общечеловеческое  начало  усматривается  в  этом  произведении.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том,  что  он  сумел  принять

страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не  поддаться  той  низменной

мысли, которой  поддался Рыбак: «Все равно сейчас  смерть  не  имеет  смысла,

она ничего не изменит». Это не так — страдания  за  народ,  за  веру  всегда

имеют смысл  для человечества. Подвиг  вселяет  нравственную  силу  в  других

людей, сохраняет  в них веру. Другая причина,  по  которой  приз  церкви  был

вручен автору «Сотникова» кроется в  том,  что  религия  всегда  проповедует

Идею понимания  и прощения. Действительно, осудить  Рыбака легче  легкого,  но

чтобы иметь  полное право на это, надо, по крайней  мере, оказаться  на  месте

этого  человека.   Конечно,   Рыбак   достоин   осуждения,   но   существуют

общечеловеческие    принципы,    которые    призывают    воздержаться     от

безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

      В становлении человека первоосновой  должны  стать  благородные   идеалы

людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

      Трагизм войны показан Быковым  в   рассказе  «Одна ночь». 

Сюжет нельзя назвать  простым. Сложность заключается  в том,  что  в  развитие

сюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается  между  гражданским

долгом и человеческими  состраданием. 

Центральный персонаж  рассказа  Иван  Волока,  спасаясь  от  немецких  пуль,

оказывается в  подвале под грудой  обвалившихся  стен.  Но  самым  сложным  и

необъяснимым  становится то, что вместе с ним  под завалами остается  немецкий

солдат. Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под  завалов  самостоятельно

не выбраться. Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого  безоружного,

пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая  того, что он  делает,

Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать  рану. 

Целую ночь они  пытаются найти  выход  из  каменной  клетки.  И  вот  они  на

свободе. Немец  понимает, что оставшись с  русским  солдатом,  он  попадет  в

плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни

за что не отдавать врагам этого человека просыпается  в  Иване.  Забывая  обо

всем, он убивает  солдата. Тема жестокости и  бесчеловечности  войны  красной

нитью  проходит  через  всё  произведение.  Войне  можно   дать   оценку   –

захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей,  идущих

умирать за что-то, за  идеалы? У войны свои законы.  Главные  герои  военных

действий –  страх  и  ненависть.  Они  движут  людьми,  заставляя  их  порой

совершать жестокие и негероические поступки. Что двигало  Иваном,  когда  он

стрелял во Фрица  – страх перед комиссаром, ненависть  к  гитлеровцам?  Нельзя

дать определенный ответ – все смешалось,  рассыпалось,  как  мозаика.  Быков

мастерски изображает картины войны через  восприятие  молодого  солдата.  По

одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами  можно  многое  сказать  о

том, какой видит  войну автор.  «Позади  грохнул  взрыв…»,  и  когда  Волока,

«…запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то  от  неожиданности

едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца,  но  и  немцы

тут видно, не ждали  его. Передний что-то бормотал заднему,  на  мгновение  в

его расширенных  глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение  Волока,

не целясь нажал  на спуск – автомат содрогнулся от  беспорядочной  очереди  –

немец выпустил из рук карабин и упал лицом  не мостовую…» Вот  истинное  лицо

войны: хаос,  паника,  слепая  жестокость,  мотивированные  только  одним  –

страхом. Эта  война  не  имеет  никакой  другой  цели,  кроме  единственной,

-убивать людей.  Поначалу оказавшись  под  насыпью   обрушившихся  стен,  Иван

испытывает жгучую ненависть к  немцу  «Аа,  доняло,  собака!»  -говорит  он,

наблюдая тщетные  попытки солдата выбраться из-под  бетонной глыбы.  Ивану  за

полгода службы в полку не довелось так  близко  увидеть  немецкого  солдата.

«Это был четвертый  немец попавшийся ему под руку»,  пишет  Быков.  Троих  он

убил даже не задумываясь – так надо. Вот  именно: надо. Для  Волоки  немцы  –

враги, у которых  нет  лица  и  нет  лица  и  нет  чувств.  И  вот,  впервые

очутившись лицом  к лицу со  своим  врагом,  он  теряется.  «Всего  несколько

минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались  в

этом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними  и

не произошло, дружно расшатывали кусок  бетона,  чтобы  выбраться  из  общей

Информация о работе Новое осмысление военной темы в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева