- название
реферата: «Нравственные ценности в
произведениях русской литературы
ΧΙΧ века»
- причина выбора
темы: во все времена был и остается
актуальным вопрос о нравственных проблемах
личности, утеря нравственных ценностей
в обществе – это одна из вечных
проблем
- цель: провести
исследовательскую работу и ответить
на вопросы:
1. Как
давно обозначилась проблема
утери нравственных ценностей?
2. Вопрос
о нравственности актуален лишь
в рамках конца ΧΙΧ – ΧΧΙ
в.в. или проблему поднимали
ранее?
- произведения,
на которые опиралась в ходе исследовательской
работы: И.С. Тургенев «Ася»
Н.В. Гоголь «Ревизор»
А.С. Грибоедов «Горе
от ума»
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой
нашего времени»
Н.В. Гоголь «Мертвые
души»
- Как писатель
– реалист Тургенев в своих произведениях
пытался изобразить особенности общественно-исторической
ситуации середины ΧΙΧ века. Его интересует
внутренний мир личности. Человек с его
идеалами и переживаниями, поисками и
надеждами всегда в центре внимания писателя.
Необычной и даже странной кажется нам
вначале Ася – главная героиня одноименного
произведения. Несмотря на странности
в поведении, Ася с первой минуты кажется
нам обаятельной, искренней, интересной
девушкой. Полюбив впервые, она не может
этого скрыть и не знает, что же ей теперь
делать. Поведение Аси так же трогательно
непоследовательно, как сильна и решительна
любовь, захватившая душу и сердце
девушки. Нежность, доверчивость, самоотверженность
Аси нередко озадачивает людей, привыкших
жить в мире, полном лжи и трусости.
- Появление
в 1836 году комедии «Ревизор» приобрело
общественно важное значение потому, что
своей комедией писатель призывал людей
и читателей заглянуть в свою душу, задуматься
об общечеловеческих ценностях. Влияние
комедии «Ревизор» на российское общество
было огромным. Фамилия Хлестаков стала
употребляться как имя нарицательное.
А хлестаковщиной стали называть любое
безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое
хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью.
На мой взгляд, преодоление хлестаковщины
в себе самом можно считать одним из основных
путей самосовершенствования каждого
из нас. Таким образом, можно утверждать,
что, выведя в комедии обобщенные типы
людей и отношений между ними, Н.В. Гоголь
смог с огромной силой отразить в произведении
жизнь современной ему России. Вдохновляемый
идеалами высокого призвания человека,
писатель выступил против всего низкого,
прочного и бездуховного, против падения
общественных норм человеческой морали.
- Комедия «Горе
от ума» занимает особое место в
ряду выдающихся произведений первой
половины ΧΙΧ века. Произведение сыграло
значительную роль в нравственном и общественно-политическом
воспитании нескольких поколений людей.
Оно пробудило в них стремление бороться
с насилием, подлостью и безнравственностью.
В образе главного героя, Александра Андреевича
Чацкого, автор изобразил передового человека
своего времени, воодушевленного возвышенными
идеями, восставшего на борьбу против
реакционного общества в защиту свободы,
культуры и ума, ищущего новые, более совершенные
формы жизни.
- В творчестве
А.С. Пушкина роман «Евгений Онегин»
занимает центральное место.
Это произведение о том, как не сложилось
взаимное счастье двух людей, которое
было «так возможно, так близко». А виновато
в этом несовершенное общество, навязывающее
свои «пустые» ценности. Путь нравственного
возвышения человека автор видит в улучшении
этого общества через естественность
и красоту отношений, которые уже недоступны
между Онегиным и Татьяной.
- В романе
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
затронул многие социальные, нравственные
и философские проблемы, возникшие в среде
дворянской молодежи 30-х г.г. ΧΙΧ века.
Отличительной чертой этого времени стало
отсутствие высоких общественных идеалов
для поколения. Печорин действительно
является героем своего времени, потому
что он во многих своих проявлениях
является слепком своего окружения, отражением
нравственного убожества общества. И все
же, на мой взгляд, именно люди, подобные
Печорину, сумели вывести общество из
этого болота зла, фальши, бесцельности
существования.
- Поэма Н.В.
Гоголя «Мертвые души» проникнута глубокой
тревогой писателя по поводу искажения,
которому подвергается духовный мир человека
в мире душевладельцев. Автор располагает
главы, посвященные помещикам, в особой
последовательности – по степени деградации
души, нравственных качеств своих героев.
Полную деградацию человека Гоголь изобразил
на примере Плюшкина. Автор по праву окрестил
его «прорехой на человечестве». Сравнивая
гоголевских помещиков, можно обнаружить
в каждом из них свои пародии на ум, порядочность
и сердечность. Но всех их объединяет одно
– античеловеческая сущность, полное
отсутствие духовности, их внутренний
мир мелок и ничтожен.
- Огромную
роль в становлении мировоззрения
играет литература. Но, на мой взгляд, писательский
талант неоднозначно влияет на позицию
читателей. В наше нелегкое время, на перепутье
столетий и дорого, все чаще выходят в
свет книги, которые с трудом можно назвать
литературными произведениями: дешевые
боевики и детективы. Эти произведения
переполнены пошлостью и вульгарностью.
И невольно возникает вопрос: действительно
ли мы стали такими бездуховными? Верю,
что это только временное явление и лет
через пятнадцать или двадцать все станет
на свои места. Люди будут читать истинную
литературу, несущую доброту и красоту,
раскрывающую лучшие человеческие качества.
Я убеждена в том, что люди не забыли о
нравственности и ценят все то прекрасное,
что дал им Бог