Н.В.Гоголь "Мертвые души"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:28, доклад

Описание

В поэме Гоголя «Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира «деятельности безделья» Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич. Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей «общественного характера», как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и их социальному и политическому строю. Плюшкин - это самоотрицание деятельности, преследующей какие-либо реальные цели. Это переход действия в свою противоположность - антидействие.

Работа состоит из  1 файл

В поэме Гоголя.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)
  • В поэме  Гоголя «Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира «деятельности безделья»  Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании  своей выгоды Собакевич. Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей «общественного характера», как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и их социальному и политическому строю. Плюшкин - это самоотрицание деятельности, преследующей какие-либо реальные цели. Это переход действия в свою противоположность - антидействие.
 
  • В первую очередь, необходимо отметить, что сама фамилия, которая является «говорящей», стала нарицательным именем для  людей, страдающих болезненной страстью накопительства. Уже на пороге имения Плюшкина Чичиков встречает крестьян, очень точно охарактеризовавших этого помещика: «заплатанной, заплатанной!» Село Плюшкина представляет собой довольно жалкое зрелище: ветхие деревенские строения, избенки без стекол, некоторые из которых заткнуты тряпкой или зипуном. Имение помещика поражает воображение своей убогостью: «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно».
 
  • Первое  знакомство Чичикова с Плюшкиным  было и смешным и печальным  одновременно. С первого взгляда Чичиков вообще не мог понять, кто перед ним, - мужчина или женщина. На фигуре бесполого существа было платье «совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». Таким же невыразительным было и лицо помещика: «оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков». Его глаза служили исключительно практическим целям: «высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух ». Авторское сравнение глаз Плюшкина с маленькими хитрыми мышками становится понятным, когда мы узнаем больше о его жизни.
 
  • Плюшкин был  довольно богатым помещиком, владельцем более тысячи душ. Его кладовые были доверху наполнены хлебом, мукою, зерном, множеством холстов, сукон, овчин, высушенной рыбой, овощами и т. д., но все эти бесчисленные запасы никогда не употреблялись. Кроме того, Плюшкин ходил каждый день по улицам деревни, заглядывая под мостики, перекладины, и все, что попадалось ему на глаза (глаза-мышки), тянул домой, будь то старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок. Мужики, увидев Плюшкина на улице, говорили: «Вон уже рыболов пошел на охоту!» Жадность Плюшкина распространялась и на потерянную офицером шпору, и на забытое какой-нибудь бабой ведро у колодца. «Рачительный» хозяин Плюшкин в своей комнате «подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко».
 
  • Плюшкин находился в состоянии душевной болезни, о чем говорит и то, как он встречал и «потчевал» Чичикова, совершенно незнакомого человека. Обычно человек осознает свои недостатки и стремится не демонстрировать их окружающим, тем более незнакомым. Иногда мы долгое время общаемся с человеком, но даже не можем представить, какие качества скрываются под личиной его «доброты» и «вежливости». Какие вздорные и бессмысленные разговоры ведет Плюшкин! Наш герой Чичиков шокирован, он искренне радуется возможности отказаться выпить «славный ликерчик», в который, по словам Плюшкина, « козявки и всякая дрянь было напичкалась…».
 
  • Возвращаясь к началу главы, мы читаем: «Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего  детства…» Автору безвозвратно минувшие годы дороги тем, что тогда у него был свеж, остр детски любопытный взгляд, от которого ничто не ускользало. Кого бы ни увидел юный путник, он мысленно уносился за каждым в его бедную жизнь, желая угадать, каков человек, какова его жизнь. Заканчивается воспоминание о прошлом грустным признанием, которое звучит, как скорбь о человеке, гибнущем как личность в оковах пошлости. Не так ли погиб Плюшкин?
 
  • Много лет  назад он был просто бережливым хозяином, прекрасным семьянином. « Слишком  сильные чувства не отражались в  чертах лица его, но в глазах был виденум». Везде в господском доме был порядок: дети ухожены и веселы, хозяйка славилась хлебосольством. Но вскоре добрая хозяйка умерла, и все заботы перешли на самого Плюшкина. На старшую дочку он рассчитывать не мог: она без разрешения батюшки вышла замуж и убежала со штабс-ротмистром .Сын также не оправдал надежд отца: вместо спокойной чиновничьей жизни он выбрал военную службу. Младшая дочь, оставшаяся с отцом в доме, умерла. Таким образом, Плюшкин «очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств ». Сытая жизнь стала толчком к развитию скупости: детям было отказано в денежном довольствии. Постепенно старик начал забывать, сколько у него чего было, помнил только, в каком месте в шкафчике у него стоял графинчик с ликером, «на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил ».
 
  • Ко времени  встречи с Чичиковым Плюшкин  дошел до черты крайнего убожества, поэтому столь отчаянно звучит авторский  призыв к юноше забирать с собой  в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, все человеческие качества и порывы: «Не оставляйте их на дороге, не подымите потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость!» На одно мгновение во время разговора с Чичиковым о знакомых в Плюшкине просыпаются человеческие эмоции: «на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч». Но это был лишь проблеск: «лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и еще пошлее». С одной стороны, Плюшкин вызывает жалость: старость наложила на него свой жестокий, безысходный отпечаток. На это и указывает автор в размышлениях об ушедшей юности: «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» - но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловеческой старости». Но с другой стороны, ужас леденит сердце, когда представишь, что в руках этой «бесчеловечной старости» оказались судьбы тысячи ни в чем не повинных людей. Подчиненные злой волей Плюшкину, они должны были выносить на своих плечах чужую душевную болезнь

Прореха на человечестве. Сочинение: Образ Плюшкина 
 

Способ изображения  Плюшкина несколько отличается от показа предшествующих помещиков. Если Манилов, Коробочка и другие представлены Гоголем как характеры уже  сложившиеся и омертвевшие, то Плюшкина он дает в развитии, рисуя сам процесс его деградации. Считая, что он является пределом распада человеческой личности, «прорехой на человечестве», Гоголь стремился не просто воссоздать еще один типичный характер, но обязательно показать, как происходит само крушение личности, как человек становится Плюшкиным. Лирическое отступление, с которого начинается глава, пронизано горьким признанием преобладания пошлости в жизни, которая уничтожала «живое движение прежних лет, смех и немолчные речи». Оно поэтому звучит как элегия об уходящей жизни и молодости, об утраченных «юности и свежести». Предваряя повествование об утрате человеком живого человеческого облика, о полнейшем равнодушии его ко всему живому, лирическое отступление  помогает   понять   причины   социальных уродств жизни, причины совершившегося с Плюшкиным превращения. 

Дальнейший анализ проводим по плану, который может  выглядеть примерно так:

-        Какая черта в характере Плюшкина  стала главной?

-        Как обнаруживает себя эта черта в описании его внешности? дома? имения?

-        Что рассказывает Гоголь о  прошлом помещика?

-        Как произошло его превращение  в скрягу? Каковы причины этого  превращения?

-        Как раскрывается характер Плюшкина  в сцене торга?

-        Что можно сказать о положении  крестьян Плюшкина?

-        Типичен ли Плюшкин? Чем он  страшен? 

Обращая внимание на текст главы, поможем им придти к таким выводам. Основная черта  в характере Плюшкина - это перешедшая все пределы, доведенная до абсурда скупость. Она довлеет над всем его бытием, руководит всеми его мыслями. Помещик, у которого тысяча с лишним душ крепостных, владелец огромного имения, где амбары ломятся от муки, зерна, холстов, сукон, овчин и т. п., Плюшкин в то же время боится позволить себе малейшее излишество- он .готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, лишь бы не подорвать основ своего «благосостояния». Однако дошедшая до абсурда скупость не только не упрочивает его материального благополучия, но становится главной причиной постепенного разорения: «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз… мука в подвалах превратилась в камень … к сукнам, холстам и домашним материям страшно было 

Процесс необратимого разорения Плюшкина выразительно подчеркивается описанием деревни, усадьбы, дома помещика. Их вид поражает упадком и запустением. Достойно венчает картину этого «выморочного места» фигура его хозяина в старом колпаке и платье, напоминающем женский капот, так что Чичикову было трудно определить, кто перед ним: «баба или мужик». Предположение Чичикова, «что это, верно, ключница»,- символично: Плюшкин - сторож вещей, их раб. Но «было время, когда он был только бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… в глазах его был виден ‘ ум; опытностью и познанием света была проникнута его речь». 

Что же произошло  потом? В чем причина столь  страшного и безобразного превращения? Гоголь видит ее в социальных условиях его бытия (паразитизм, праздность), порождающего бедность чувств. И в счастливые времена жизни Плюшкина «слишком сильные чувства не отражались на его лице». После смерти последней дочери «человеческие чувства мелели в нем ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в той изношенной развалине». Медленно и постепенно совершался процесс его деградации: сначала умерла жена - Плюшкин «стал беспокойнее, подозрительнее, скупее»; затем убежала со штаб-ротмистром Александра Степановна, сын определился в полк - Плюшкин послал им вместо помощи проклятье. «В доме стало еще пустее». Когда же умерла его младшая дочь, он остался единственным сторожем и хранителем своих богатств.

«Одинокая жизнь  дала сытную пищу скупости, которая, как  известно, имеет волчий голод, и чем  более пожирает, тем становится ненасытнее». 

По мере того, как скупость овладевала Плюшкиным, рвались все нити, связывающие  его с людьми. Выразительно раскрывается характер Плюшкина в сцене купли-продажи  «мертвых душ». Здесь в первую очередь  обращает внимание его реакция на предложение Чичикова: от радости Плюшкин лишается на какое-то мгновение дара речи, но уже в следующую минуту к нему возвращаются привычные страх и забота - ведь купчая крепость повлечет за собой издержки! Не менее характерно и другое. Как и Собакевич, Плюшкин не просто отдает Чичикову списки умерших крестьян, а долго торгуется с ним. Но если расчетливый и практичный Собакевич сразу запрашивает «по сту рублей за штуку», то Плюшкин, утративший всякое представление о реальной ценности вещей, торгуется по мелочам, выклянчивая, как милостыню, к назначенным Чичиковым тридцати копейкам «пристегнуть еще хоть по две». При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть». 

Раскрытие образа Плюшкина неотделимо от показа бедственного положения его крестьян. О нем красноречиво свидетельствует не только нищенский вид их домов и деревни, но и другие эпизоды, сцены, детали. Не желая «лишних» расходов, Плюшкин морит своих крестьян голодом, и они у него, по замечанию Собакевича, «мрут, как мухи». По той же причине он держит в доме только одни сапоги для всей дворни, и его крепостные вынуждены босиком «отплясывать по морозу». В глазах Плюшкина все крестьяне - тунеядцы и лентяи. Он подозревает их в самых низких пороках. Почти утратив человеческий облик, Плюшкин, тем не менее, считает крестьян существами неизмеримо более низкого порядка. 

Информация о работе Н.В.Гоголь "Мертвые души"