Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:30, доклад
Существует знаменитое высказывание, о творчестве Гоголя: "смех сквозь слезы". Но к гоголевскому смеху примешана далеко не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в единое целое под пером мастера, создает необыкновенную красочность гоголевской сатиры.
Сатира в произведении Гоголя сочетается с глубоким лиризмом, - это произведение о России, о ее прошлом, настоящем, будущем, о ее историческом предназначении.
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость, отсутствие простого понятия о патриотизме.
Я выбрал поэму
Н.В. Гоголя "Мертвые души" потому,
что это грандиозное
Существует знаменитое высказывание,
о творчестве Гоголя: "смех сквозь слезы".
Но к гоголевскому смеху примешана далеко
не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость,
и протест. Все это, сливаясь в единое целое
под пером мастера, создает необыкновенную
красочность гоголевской сатиры.
Сатира в произведении Гоголя сочетается
с глубоким лиризмом, - это произведение
о России, о ее прошлом, настоящем, будущем,
о ее историческом предназначении.
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными,
конкретными чертами. Что ни герой, то
неповторимая личность. Но при этом его
герои сохраняют родовые, социальные признаки:
низкий культурный уровень, отсутствие
интеллектуальных запросов, стремление
к обогащению, жестокость, отсутствие
простого понятия о патриотизме.
Сюжет поэмы достаточно прост:
ее главный герой, Чичиков, – прирожденный
аферист и грязный
Галерея портретов помещиков открывается
образом Манилова. Он был человек видный;
черты лица его не были лишены приятности,
но в эту приятность, слишком было добавлено
сахару. Он улыбался заманчиво, был белокур,
с голубыми глазами. Раньше он служил в
армии, где считался скромнейшим и образованнейшим
офицером. На фоне обитателей города и
поместий он кажется весьма обходительным
и вежливым помещиком. Однако, раскрывая
внутренний облик Манилова, его характер,
Гоголь показывает полнейшую его пустоту
и никчемность.
Писатель подчеркивает в характере Манилова
его бессмысленную мечтательность. Он
не занимается хозяйством, свою жизнь
проводит в праздности. Свое безделье
Манилов скрашивает беспочвенными мечтами
и бессмысленными проектами. Вместо настоящего
чувства – у Манилова приятная улыбка,
вместо мысли – глупые рассуждения, вместо
деятельности – пустые мечты.
Коробочка, к которой случайно занесло
Чичикова, – полная противоположность
маниловской мечтательности. Это одна
из тех небольших помещиц, которые жалуются
на неурожаи, убытки, а сами набирают понемногу
деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам
комодов.
Казалось бы, Коробочка с недалекостью
кругозора является полной противоположностью
Чичикову с его авантюризмом и грандиозностью
задуманного предприятия. Но сходство
с нею у Чичикова есть, и немалое. Не случайно
здесь Гоголь обращается к описанию шкатулки
Чичикова, она напоминает комод Коробочки.
Кажется, что в нем, ничего нет, кроме дорожных
вещей. Но, в там скрывается еще маленький
потаенный ящик для денег.
Далее – снова контраст: от Коробочки
- к Ноздрёву. В противоположность мелочной
и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается
буйной удалью и широкой натурой. Он очень
активен и подвижен. Ни на мгновение не
задумываясь, Ноздрёв готов заняться тем,
что приходит ему в голову. Энергия Ноздрёва
лишена какой-либо цели. Он с легкостью
начинает и бросает любое свое предприятие.
Идеалом его являются люди, которые живут
шумно и весело, не обременяя себя заботами.
Всюду, где появляется Ноздрёв, затевается
ссоры, возникают скандалы. Хвастовство
и ложь – главные черты характера Ноздрёва.
Никогда он не остается, верен ни своим
словам, ни отношениям.
Собакевич – один из тех людей, которые
трезво оценивают и жизнь, и людей. Когда
это необходимо, Собакевич умеет действовать
и добиваться того, чего он хочет. Основательность,
крепость – отличительные черты, как самого
Собакевича, так и окружающей его обстановки.
Животное начало преобладает в натуре
Собакевича, не имеющего никаких духовных
запросов. По его убеждению, единственным
важным делом может быть только забота
о собственном существовании, насыщении
желудка. Просвещение он считает ненужной,
и вредной выдумкой: Собакевич расчетлив
и практичен. Это хитрый и наглый делец,
и Чичикову пришлось с ним довольно трудно.
Он умеет устроиться в жизни, но именно
в этом качестве с особой силой проявляются
его низменные чувства и стремления.
Таким образом, помещиков в "Мертвых
душах" объединяют общие черты: бесчеловечность,
праздность, пошлость и духовная пустота.
Понятие "мертвые души"
многообразно преломляется в поэме
(мертвые души – как умершие крепостные
и как духовно омертвевшие помещики и
чиновники). Однако с понятием омертвления
души связана надежда на возрождение.
Поэтому мы можем говорить о том, что главной
тревогой и заботой автора была именно
живая Россия.
В поэме миру угнетателей – "мертвых
душ" противопоставлен многострадальный
русский народ, нищая, но полная жизни
и внутренних сил Русь. Родина – это, прежде
всего народ. Николай Васильевич Гоголь
с большим мастерством изобразил в поэме
простых русских людей. С первых же строк
произведения мы видим двух мужиков, они
пришли утопить горе в вине, они еще не
знают, что делать, как изменить жизнь,
но у них уже зародилась ненависть к угнетателям.
Читая поэму, мы знакомимся с крепостными
помещиков. Эти крепостные своим трудом
создали богатство помещикам, только сами
живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны
и забиты. Слуга Чичикова Петрушка, кучер
Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка,
девочка Пелагея – все они бесправные,
приниженные, дошедшие до отупения.
Гоголь с восхищением и любовью говорил
о способностях народа, его смелости, трудолюбии,
выносливости, жажде свободы. Крепостной
богатырь, плотник Пробка, исходил с топором
за поясом и сапогами на плечах все губернии.
Каретник Митяй создавал экипажи необыкновенной
прочности и красоты. Печник Милушкин
мог поставить печь в любом доме. Талантливый
сапожник Максим Телятников – что шилом
кольнет, то и сапоги. Крепостные показаны
хорошими работниками, с увлечением они
выполняют дело, с таким же увлечением
отдаются веселью. Гоголь ценил в народе
природный талант, живой ум, острую наблюдательность.
Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые
души" - величайшее произведение мировой
литературы.
Гоголь отразил всю омерзительную сущность
дворянско-бюрократического строя с его
дикими полицейскими порядками, моралью
крепостников и помещичьим произволом.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен
лирический образ народной России, о которой
Гоголь пишет с любовью и восхищением.
Все произведение пронизано верой в "таинственный"
русский народ, в его неисчерпаемый нравственный
потенциал. Гоголь чувствовал душу русского
народа, которую и выразил в образе быстро
несущейся вперед тройки, воплощающей
в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь,
что бойкая, необгонимая тройка несешься?"