Н.В.Гоголь "Мертвые души"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:30, доклад

Описание

Существует знаменитое высказывание, о творчестве Гоголя: "смех сквозь слезы". Но к гоголевскому смеху примешана далеко не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в единое целое под пером мастера, создает необыкновенную красочность гоголевской сатиры.
Сатира в произведении Гоголя сочетается с глубоким лиризмом, - это произведение о России, о ее прошлом, настоящем, будущем, о ее историческом предназначении.
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость, отсутствие простого понятия о патриотизме.

Работа состоит из  1 файл

Гоголь.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

                             Доклад по поэме Н.В. Гоголя ''Мертвые души''

Я выбрал поэму  Н.В. Гоголя "Мертвые души" потому, что это грандиозное произведение, в котором автор стремился  показать не только современную ему  Россию, но пытался заглянуть в  ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению. 
Существует знаменитое высказывание, о творчестве Гоголя: "смех сквозь слезы". Но к гоголевскому смеху примешана далеко не одна печаль. В нем есть и гнев, и ярость, и протест. Все это, сливаясь в единое целое под пером мастера, создает необыкновенную красочность гоголевской сатиры. 
Сатира в произведении Гоголя сочетается с глубоким лиризмом, - это произведение о России, о ее прошлом, настоящем, будущем, о ее историческом предназначении. 
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость, отсутствие простого понятия о патриотизме.

Сюжет поэмы достаточно прост: ее главный герой, Чичиков, – прирожденный аферист и грязный предприниматель  – открывает возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с  теми крепостными, которые уже мертвы, но еще числились среди живых. Он решает скупить по дешевке мертвые души и для этого отправляется в один из уездных городов. В результате перед читателями предстает целая галерея образов помещиков, к которым наведывается Чичиков с тем, чтобы воплотить свой замысел в жизнь. 
Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. Он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, слишком было добавлено сахару. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. На фоне обитателей города и поместий он кажется весьма обходительным и вежливым помещиком. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, Гоголь показывает полнейшую его пустоту и никчемность. 
Писатель подчеркивает в характере Манилова его бессмысленную мечтательность. Он не занимается хозяйством, свою жизнь проводит в праздности. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными проектами. Вместо настоящего чувства – у Манилова приятная улыбка, вместо мысли – глупые рассуждения, вместо деятельности – пустые мечты. 
Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова, – полная противоположность маниловской мечтательности. Это одна из тех небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки, а сами набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов. 
Казалось бы, Коробочка с недалекостью кругозора является полной противоположностью Чичикову с его авантюризмом и грандиозностью задуманного предприятия. Но сходство с нею у Чичикова есть, и немалое. Не случайно здесь Гоголь обращается к описанию шкатулки Чичикова, она напоминает комод Коробочки. Кажется, что в нем, ничего нет, кроме дорожных вещей. Но, в там скрывается еще маленький потаенный ящик для денег. 
Далее – снова контраст: от Коробочки - к Ноздрёву. В противоположность мелочной и корыстной Коробочке Ноздрёв отличается буйной удалью и широкой натурой. Он очень активен и подвижен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздрёв готов заняться тем, что приходит ему в голову. Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели. Он с легкостью начинает и бросает любое свое предприятие. Идеалом его являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя заботами. Всюду, где появляется Ноздрёв, затевается ссоры, возникают скандалы. Хвастовство и ложь – главные черты характера Ноздрёва. Никогда он не остается, верен ни своим словам, ни отношениям. 
Собакевич – один из тех людей, которые трезво оценивают и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Основательность, крепость – отличительные черты, как самого Собакевича, так и окружающей его обстановки. Животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов. По его убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании, насыщении желудка. Просвещение он считает ненужной, и вредной выдумкой: Собакевич расчетлив и практичен. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Он умеет устроиться в жизни, но именно в этом качестве с особой силой проявляются его низменные чувства и стремления. 
Таким образом, помещиков в "Мертвых душах" объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость и духовная пустота.

Понятие "мертвые души" многообразно преломляется в поэме (мертвые души – как умершие крепостные и как духовно омертвевшие помещики и чиновники). Однако с понятием омертвления души связана надежда на возрождение. Поэтому мы можем говорить о том, что главной тревогой и заботой автора была именно живая Россия. 
В поэме миру угнетателей – "мертвых душ" противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная жизни и внутренних сил Русь. Родина – это, прежде всего народ. Николай Васильевич Гоголь с большим мастерством изобразил в поэме простых русских людей. С первых же строк произведения мы видим двух мужиков, они пришли утопить горе в вине, они еще не знают, что делать, как изменить жизнь, но у них уже зародилась ненависть к угнетателям. Читая поэму, мы знакомимся с крепостными помещиков. Эти крепостные своим трудом создали богатство помещикам, только сами живут в нужде, мрут, как мухи. Они безграмотны и забиты. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка, девочка Пелагея – все они бесправные, приниженные, дошедшие до отупения. 
Гоголь с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, трудолюбии, выносливости, жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка, исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Митяй создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – что шилом кольнет, то и сапоги. Крепостные показаны хорошими работниками, с увлечением они выполняют дело, с таким же увлечением отдаются веселью. Гоголь ценил в народе природный талант, живой ум, острую наблюдательность.

Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые  души" - величайшее произведение мировой  литературы. 
Гоголь отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. 
Все произведение пронизано верой в "таинственный" русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?"


Информация о работе Н.В.Гоголь "Мертвые души"