Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:37, сочинение
Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, — признавался писатель Пушкину.
Осенью 1835 года
Гоголь принимается за работу над
поэмой “Мертвые души”, сюжет которой
был ему подсказан Пушкиным. Гоголь
давно мечтал написать роман о
России, и был очень благодарен
Пушкину за идею. “Мне хочется в
этом романе показать хотя с одного
боку всю Русь”, — признавался
писатель Пушкину. В поэме автор
отразил уклад жизни и нравы
разных слоев общества — помещиков,
чиновников, крестьян. Объясняя замысел
“Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы
поэмы — “ничуть не портреты
с ничтожных людей, напротив, в
них собраны черты тех, которые
считают себя лучше других”. Крупным
планом изображены в поэме помещики.
Причем последовательность знакомства
их с читателем выбрана Гоголем
не случайно. Начиная от Манилова, и
заканчивая Плюшкиным, автор усиливает
горькую обличительную сатиру, показывает
помещиков по принципу все более
сильного их оскудения и морального
падения. Мечтателя, живущего в мире
своих грез, Манилова сменяет «дубинноголовая»
Коробочка, безалаберного враля
и шулера Ноздрева — неуклюжий
хозяйственный Собакевич. Завершает
эту галерею помещиков Плюшкин
— жадный скряга, «прореха на человечестве»
- так называет Плюшкина Чичиков.
Среди разнообразия интересных характеров
выделяется удивительный персонаж — Павел
Иванович Чичиков. Образ Чичикова является
объединяющим и собирательным, в нем совмещены
разные качества помещиков. О происхождении
и формировании его характера мы узнаем
из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович
принадлежал к бедной дворянской семье.
Отец Чичикова оставил ему в наследство
полтину меди да завет старательно учиться,
угождать учителям и начальникам и, самое
главное, — беречь и копить копейку. В
завещании отец ничего не сказал о чести,
долге и достоинстве. Чичиков быстро понял,
что высокие понятия только мешают достижению
заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает
себе дорогу в жизни собственными усилиями.
В училище старался быть образцом послушания,
вежливости и почтительности, отличался
примерным поведением, вызывал похвальные
отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает
в казенную палату, где всеми силами угождает
начальнику и даже ухаживает за его дочерью.
Оказываясь в любой новой обстановке,
в новой среде, он сразу становится «своим
человеком». Он постиг “великую тайну
нравиться”, с каждым из персонажей он
говорит на его языке, обсуждает близкие
собеседнику темы. В этом герое еще жива
душа, но каждый раз, заглушая муки совести,
делая все для своей выгоды и строя счастье
на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление,
обман, взяточничество, казнокрадство,
махинации на таможне — орудия Чичикова.
Смысл жизни герой видит лишь в приобретении,
накопительстве. Но для Чичикова деньги
— средство, а не цель: он хочет благополучия,
достойной жизни для себя и своих детей.
От остальных персонажей поэмы Чичикова
отличает сила характера и целеустремленность.
Поставив себе определенную задачу, он
не останавливается ни перед чем, проявляет
для ее достижения упорство, настойчивость
и невероятную изобретательность.
Он не похож на толпу, он активен, деятелен
и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность
Манилова и простодушие Коробочки. Он
не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен
к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его
предприимчивость не похожа на грубую
деловитость Собакевича. Все это говорит
о явном его превосходстве.
Характерной чертой Чичикова является
невероятная многогранность его натуры.
Гоголь подчеркивает, что таких людей,
как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись
в губернском городе под видом помещика,
Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие
симпатии. Он умеет показать себя человеком
светским, всесторонне развитым и порядочным.
Он может поддержать любой разговор и
при этом говорит “ни громко, ни тихо,
а совершенно так, как следует.” К каждому
лицу, в котором Чичиков заинтересован,
он умеет найти свой особый подход. Выставляя
напоказ свою доброжелательность к людям,
он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно
использовать их расположение. Чичиков
очень легко “перевоплощается”, меняет
манеры поведения, но при этом никогда
не забывает о своих целях.
В беседе с Маниловым он выглядит почти
совсем, как сам Манилов: он так же обходителен
и чувствителен. Чичиков отлично знает,
как произвести сильное впечатление на
Манилова, а потому не скупится на всевозможные
душевные излияния. Однако, разговаривая
с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни
особой галантности, ни душевной мягкости.
Он быстро разгадывает сущность ее характера
и потому ведет себя развязно и бесцеремонно.
Коробочку деликатностью не проймешь,
и Чичиков после долгих попыток вразумить
ее “вышел совершенно из границ всякого
терпения, хватил в сердцах стулом об пол
и посулил ей черта”. При встрече с Ноздревым
Чичиков гибко приспосабливается к его
разнузданной манере поведения. Ноздрёв
признает только “дружеские” отношения,
разговаривает с Чичиковым на «ты», и тот
ведет себя так, словно они старые закадычные
приятели. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков
помалкивает, будто не сомневаясь в правдивости
услышанного. При встрече с Собакевичем
прямота и непосредственность Чичикова
совершенно исчезают. Собакевича не трогают
и рассуждения на возвышенные темы. И тогда
Чичиков вступает с ним в азартный торг,
в котором каждый стремится перещеголять
другого. “Его не собьешь, неподатлив!”
— думает про себя Собакевич. К Плюшкину
у Чичикова другой подход: он играет роль
великодушного доброжелателя, желающего
помочь одинокому и беззащитному старику.
Своей поэмой Н. В. Гоголь ввел в литературу
понятие “мертвые души”. Мертвыми были
не только те, кто становился предметом
торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен
так говорил об этом: “Это заглавие само
носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе
он не мог назвать; не ревизские мертвые
души, а все эти ноздревы, маниловы и все
прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем
на каждом шагу”.
Безусловно, поэма Гоголя “Мертвые души”
– одно из величайших произведений XIX
века. Белинский назвал поэму “истинно
национальным произведением”. Гоголь
сумел показать, что крепостное право
калечит не только крестьян, делая из них
бессловесных рабов, но и помещиков, превращая
их в тунеядцев, живущих за чужой счет.
Образы, созданные Гоголем, перешагнули
время. Огромная сила сатирического обличения
уродства собственнического мира, заключенная
в творениях писателя, не потеряла своей
актуальности и в наши дни.