Образ Джейн Эйр в романе Ш. Бронте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:14, творческая работа

Описание

Джейн Эйр— сирота, из милости пригретая в семействе своей тетки, затем воспитанница Ловудского приюта для сирот — осознает учительство как дело своей жизни. Подчеркивая внешнюю неброскость своей любимой героини, Бронте настаивает на неординарности ее душевной красоты. Прямота, искренность, сила духа, отличающие Джейн от представленных в романе аристократок, обращают на нее внимание Эдварда Рочестера, в богатый дом которого она вступает в роли гувернантки. В любви к мистеру Рочестеру раскрывается вся глубина ее натуры. Вынужденная бежать из его дома, дабы не согрешить против моральной чистоты их любовного союза, Джейн Эйр возвращается к нему в час суровых испытаний, становясь его женой, другом, возвращая ему потерянное зрение, веру в себя.

Работа состоит из  1 файл

jane.ppt

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Образ Джейн Эйр

 

в романе Ш. Бронте

Краткая история

 

  • Джейн Эйр— сирота, из милости пригретая в семействе своей тетки, затем воспитанница Ловудского приюта для сирот — осознает учительство как дело своей жизни. Подчеркивая внешнюю неброскость своей любимой героини, Бронте настаивает на неординарности ее душевной красоты. Прямота, искренность, сила духа, отличающие Джейн  от представленных в романе аристократок, обращают на нее внимание Эдварда Рочестера, в богатый дом которого она вступает в роли гувернантки. В любви  к мистеру Рочестеру раскрывается вся глубина ее натуры. Вынужденная бежать из его дома, дабы не согрешить против моральной чистоты их любовного союза, Джейн Эйр возвращается к нему в час суровых испытаний, становясь его женой, другом, возвращая ему потерянное зрение, веру в себя.

Личностные качества

 

Непокорная, бунтующая,

не согласна подчиняться  правилам :

Когда юный Джон, гордость  материнского сердца, пытается унизить  ее, потому что она бедна и  зависима,

а затем бьет, Джейн  бунтует, отвечая ударом на удар. Запертая в спальне, Джейн лихорадочно  вспоминает подробности своего  мятежа и все случаи жестокого, деспотичного отношения к ней. «Несправедливо, несправедливо, - твердил мой разум, - возбужденный душераздирающим, хотя и преходящим событием…»[I]

Борец за правду:

 

  • Когда миссис Рид знакомит Джейн с мистером Броклхерстом, она рекомендует ему Джейн как малолетнюю лгунью, требующую особенно сурового с ней обращения. Тут чистая и правдивая Джейн не выдерживает:«Я не обманщица, если бы я была ею, я бы сказала, что люблю вас, но я прямо говорю, я вас не люблю, я вас ненавижу больше всех… Люди думают, что вы хорошая, но вы плохая, у вас жестокое сердце. Это вы обманщица.»[IV]
  • Высказав правду, Джейн вдруг почувствовала себя счастливой – она освободилась от зависимости, гнета молчания, стремления угодить и этим вызвать снисхождение. Так родилось чувство самоуважения, так, защитив свое достоинство, Джейн почувствовала себя свободным человеком.

 

Искренняя:

 

  • Этим качеством наделяет ее подруга Элен: «Я сразу же увидела по твоим горящим глазам, по твоему чистому лбу, что у тебя правдивая душа.»[VIII]

У нее немного друзей, но она искренне дорожит ими, готова до последнего оставаться  рядом с ними. Когда умирает  ее подруга Элен, она любым  путем пытается встретиться с  ней, несмотря на то, что тем  самым подвергает опасности свою  жизнь ( Элен умирала от туберкулеза): «Я должна была обнять ее перед смертью, поцеловать в последний раз, обменяться с ней последним словом…»[IX]

Независимая:

 

  • Живя в Ловуде, она испытывает на себе унижения и несправедливость. Но именно здесь, где Джейн стала из угнетенной и страдающей стороны свидетельницей незаслуженных страданий другого, окончательно сложилась ее философия жизни человека независимого, гордого и непокорного. Однажды в разговоре с Элен Джейн сказала: «Когда нас бьют без всякой причины, мы должны ответить ударом, и очень серьезным. Я уверена, что нужно так сильно ударить в ответ, чтобы тот, кто нас ударил прежде, никогда бы на это больше не решился».[VIII]

Стремящаяся к равенству  между мужчиной и женщиной:

 

  • Высказала мысль о том, что женщина ничем не отличатся от мужчины – такие мысли были нехарактерны для женщины викторианской эпохи. Объяснение с мистером Рочестером: «Или вы думаете, что я автомат, бесчувственная машина?... У меня такая же душа, как у вас, и такое же сердце…Я говорю с вами сейчас, презрев обычаи и условности и даже отбросив все земное…»[XXVIII]
  • «Женщины испытывают то же, что и мужчины; у них та же потребность проявлять свои способности и искать для себя поле деятельности, как и у их собратьев мужчин; вынужденные жить под суровым гнетом традиций, в косной среде, они страдают совершенно так же, как страдали бы на их месте мужчины».

 

 

Гордая:

 

  • Когда она узнает тайну мистера Рочестера, он предлагает ей уехать в Италию и жить там ради себя, забыть обо всем, она не соглашается: «Я оскорблю себя. Чем глубже мое одиночество, без друзей, без поддержки, тем больше я должна уважать себя. Я не нарушу закона, данного Богом и освященного человеком. Я буду верна тем принципам, которым следовала, когда была в здравом уме, тогда как сейчас я безумна.» [XXVII]

    Джейн - гордая и чистая натура, сама мысль о том, что всю жизнь придется лгать, всю жизнь быть вдалеке от родины, завися от малейшей прихоти деспотичного и вспыльчивого человека, невыносима для нее, и она предпочитает нищету и разлуку.

Выводы:

 

  • При всей конкретности социально-бытовой обрисовки Джейн Эйр, эта «романтическая героиня в неромантических слоях общества» представляет собой очередную, столь популярную в английской литературе XIX в. модификацию образа Золушки. Наряду с положительными героинями Д.Остин, Ч.Диккенса, У.М.Теккерея Джейн Эйр олицетворяет мысль о том, что душевное благородство, честность, трудолюбие и вера в конечном счете обязательно будут вознаграждены. И хотя в конце романа героиню не ожидают дворец и хрустальные туфельки, семейный мир, душевный покой и счастливое материнство ей гарантированы.

Подготовили:

 

  • Вершкова Т.
  • Зарихта Н.

 

  • 404а, 2006

Информация о работе Образ Джейн Эйр в романе Ш. Бронте