Образ Электры у Эсхила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:23, реферат

Описание

Эсхил является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедии». Образу Электры посвящена вторая часть самого позднего произведения Эсхила, «Орестеи» (458 г.), единственная, целиком дошедшая до нас, трилогия.
Сюжет «Орестеи» — судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка. Атрей, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом.

Работа состоит из  1 файл

21 Образ Электры у Эсхила.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Юпитер уходит. Орест в расте­рян­ности: он не знает, что отве­тить незна­комцу, город, где он по праву мог быть царем, ему чужой, ему нет в нем места. Орест решает уехать.

Появ­ля­ется Электра. Орест заго­ва­ри­вает  с ней, и та расска­зы­вает чуже­странцу о своей нена­висти к Клитем­не­стре и Эгисфу. Электра одинока, у нее нет подруг, ее никто не любит. Но она живет надеждой — ждет одного чело­века...

Входит царица Клитем­не­стра. Она просит Электру обла­читься в траур: скоро начнется офици­альная цере­мония пока­яния. Заметив Ореста, Клитем­не­стра удив­ля­ется: путе­ше­ствен­ники, как правило, объез­жают город стороной, «для них наше пока­яние — чума, они боятся заразы».

Электра насмеш­ливо  преду­пре­ждает Ореста, что публично каяться — нацио­нальный спорт аргивян, все уже наизусть знают преступ­ления друг друга. А уж преступ­ления царицы — «это преступ­ления офици­альные, лежащие, можно сказать, в основе государ­ствен­ного устрой­ства». Каждый год в день убий­ства Агамем­нона народ идет к пещере, которая, как говорят, сооб­ща­ется с адом. Огромный камень, закры­ва­ющий вход в нее, отва­ли­вают в сторону, и мерт­вецы, «как говорят, подни­ма­ются из ада и расхо­дятся по городу». А жители готовят для них столы и стулья, стелют постели. Впрочем, она, Электра, не соби­ра­ется прини­мать участия в этих дурацких играх. Это не ее мерт­вецы.

Электра уходит. Следом за ней, пожелав Оресту поскорей убраться из города, уходит и Клитем­не­стра. Появ­ля­ется Юпитер. Узнав, что Орест собрался уезжать, он пред­ла­гает ему пару коней по сходной цене. Орест отве­чает, что пере­думал.

Народ толпится перед закрытой пещерой. Появ­ля­ются Эгисф и Клитем­не­стра. Отва­ли­вают камень, и Эгисф, став перед черной дырой, обра­ща­ется к мерт­вецам с пока­янной речью. Неожи­данно появ­ля­ется Электра в кощун­ственно белом платье. Она призы­вает жителей прекра­тить каяться и начать жить простыми чело­ве­че­скими радо­стями. А мертвые пусть живут в сердцах тех, кто любил их, но не тащат их за собой в могилу. Тут глыба, закры­вавшая вход в пещеру, с грохотом катится вниз. Толпа цепе­неет от страха, а потом рвется распра­виться с возму­ти­тель­ницей спокой­ствия. Эгисф оста­нав­ли­вает разъ­яренных горожан, напомнив им, что закон запре­щает карать в день празд­ника.

Все уходят, на сцене только Орест и Электра, Электра пылает жаждой мести. Открыв­шись сестре, Орест начи­нает угова­ри­вать ее отка­заться от мести и уехать вместе с ним. Однако Электра непре­клонна. Тогда, желая заво­е­вать любовь сестры и право на граж­дан­ство в насквозь пропахшем мерт­ве­чиной Аргосе, Орест согла­ша­ется «взва­лить на плечи тяжкое преступ­ление» и изба­вить жителей от царя и царицы, которые насильно застав­ляют людей все время помнить о свер­шенных ими злоде­я­ниях.

В тронном зале дворца стоит жуткая окро­вав­ленная статуя Юпитера. У ее подножия прячутся Орест и Электра. Вокруг роятся мухи. Входят Клитем­не­стра и Эгисф. Оба смер­тельно устали от ими же приду­манной цере­монии. Царица уходит, а Эгисф обра­ща­ется к статуе Юпитера с просьбой даро­вать ему покой.

Из темноты с обна­женным мечом выска­ки­вает Орест. Он пред­ла­гает Эгисфу защи­щаться, но тот отка­зы­ва­ется — он хочет, чтобы Орест стал убийцей. Орест убивает царя, а затем рвется в комнату царицы. Электра хочет его удер­жать — «она уже не может повре­дить...». Тогда Орест идет сам.

Электра смотрит на труп Эгисфа и не пони­мает: неужели она этого хотела? Он умер, но вместе с ним умерла и ее нена­висть. Разда­ется вопль Клитем­не­стры. «Ну вот, мои враги мертвы. Много лет я заранее радо­ва­лась этой смерти, теперь тиски сжали мое сердце. Неужели я обма­ны­вала себя пятна­дцать лет?» — вопро­шает Электра. Возвра­ща­ется Орест, руки у него в крови. Орест чувствует себя свободным, он совершил доброе дело и готов нести бремя убий­ства, так как в этом бремени — его свобода.

Рои жирных мух окру­жают брата  и сестру. Это эринии, богини угры­зений совести. Электра уводит брата в святи­лище Апол­лона, дабы защи­тить его от людей и мух.

Орест и Электра спят у подножия статуи Апол­лона. Вокруг них хоро­водом распо­ло­жи­лись эринии. Брат и сестра пробуж­да­ются. Словно огромные навозные мухи, начи­нают пробуж­даться эринии.

Взглянув на сестру, Орест с ужасом обна­ру­жи­вает, что за ночь она стала удиви­тельно похожа на Клитем­не­стру. И это неуди­ви­тельно: она, как и мать, стала свиде­тель­ницей страш­ного преступ­ления. Потирая лапки, эринии в бешеном танце кружат вокруг Ореста и Электры. Электра сожа­леет о соде­янном, Орест угова­ри­вает сестру не каяться; чтобы почув­ство­вать себя окон­ча­тельно свободным, он берет всю ответ­ствен­ность на себя.

Вошедший Юпитер усми­ряет эриний. Он не соби­ра­ется карать Ореста и Электру, ему просто нужна «капелька раска­яния». Юпитер убеж­дает Электру в том, что она не хотела убивать, просто в детстве она все время играла в убий­ство, ведь в эту игру можно играть одной. Электре кажется, что она начи­нает пони­мать себя.

Юпитер просит Ореста и Электру отречься от преступ­ления, и тогда он посадит их на трон Аргоса. Орест отве­чает, что он и так имеет право на этот трон. Юпитер заме­чает, что сейчас все жители Аргоса поджи­дают Ореста возле выхода из святи­лища с вилами и дуби­нами, Орест одинок, как прока­женный. Юпитер требует от Ореста признания своей вины, но тот отка­зы­ва­ется. Юпитер сам создал чело­века свободным. А если он не хотел этого преступ­ления, то почему он не оста­новил кара­ющую руку в момент совер­шения преступ­ления? Значит, заклю­чает Орест, на небе нет ни добра, ни зла, «там нет никого, кто мог бы повеле­вать мною».

Свобода Ореста озна­чает изгнание. Орест согласен — каждый человек должен отыс­кать свой путь. Юпитер молча удаля­ется.

Электра поки­дает Ореста. Едва она  ступает на круг, на нее набра­сы­ва­ются эринии, и она взывает к Юпитеру. Электра раска­и­ва­ется, и эринии отсту­пают от нее.

Эринии сосре­до­то­чили все свое внимание на Оресте. Двери в святи­лище распа­хи­ва­ются, за ними видна разъ­яренная толпа, готовая в клочья разо­рвать Ореста. Обра­щаясь к горо­жанам, Орест гордо заяв­ляет, что берет на себя ответ­ствен­ность за совер­шенное убий­ство. Он пошел на него ради людей: взял на себя преступ­ление чело­века, не спра­вив­ше­гося с его бременем и пере­ло­жив­шего ответ­ствен­ность на всех жителей города. Мухи должны наконец пере­стать угне­тать аргивян. Теперь это его мухи, его мерт­вецы. Пусть горо­жане попы­та­ются начать жить заново. Он же поки­дает их и уводит за собой всех мух.

Орест выходит из круга и удаля­ется. Эринии с воплями броса­ются за ним. 

 

 

В античные времена:

Действующим лицом Электра  выведена в трагедии Эсхила «Хоэфоры», у Софокла в трагедии «Электра», у Еврипида в трагедиях «Электра» и «Орест», у Сенеки в трагедии «Агамемнон».

По Софоклу

Согласно наиболее распространённому  сказанию (Софокл), при убиении Агамемнона Эгистом, Клитемнестра хотела погубить и малолетнегоОреста, брата Электры, но Электра спасла его и передала старому дядьке, который увёл мальчика к царю Крисы (в Фокиде), Строфию; там Орест и был воспитан, вместе с сыном Строфия, Пиладом. Электра осталась в отцовском доме, где ей пришлось вести очень тяжёлую жизнь: не будучи в состоянии забыть убитого отца, она проливала все время слёзы и отравляла спокойствие преступной четы. Клитемнестра не могла простить Электре того, что последняя спасла Ореста, который впоследствии мог явиться мстителем за Агамемнона. На 8-й год после убиенияАгамемнона, в Микены вернулся Орест, чтобы, по приказанию дельфийского бога Аполлона, отмстить за убитого отца. Электра, обладая твёрдым и сильным характером, побудила нерешительного Ореста привести в исполнение приказание бога, и он, в смятении, убил сперваКлитемнестру, а затем и Эгисфа.

По Еврипиду

В детстве она была помолвлена с Кастором. По Еврипиду, Эгисф после убиения Агамемнона выдал Электру за простого поселянина, чтобы её дети не могли иметь притязаний на престол Агамемнона, как рождённые не от царской крови; но муж Электры оставил её девушкой. Через восемь лет в хижину Электры пришёл Орест, вернувшийся из Фокиды, и, обсудив с сестрой план мести, убил сперва Эгисфа во время жертвоприношения, а затем, после долгих колебаний, и свою мать Клитемнестру в хижине Электры, куда её привела обманом Электра.


Информация о работе Образ Электры у Эсхила