Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:43, реферат
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны был
Образ Катерины
Существует версия, что Островский писал
«Грозу», будучи влюбленным в замужнюю
актрису Малого театра Любовь Косицкую.
Именно для нее он писал свою Катерину,
именно она ее сыграла. Однако любовь Островского
была безответной: сердце Косицкой было
отдано другому, который довел ее до нищеты
и ранней смерти. Актриса, играя Катерину,
практически играла себя и на сцене предсказывала
свою судьбу, и этой игрой покорила всех,
в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал
всю трагедию души русской женщины. В XIX
веке женщины в России были практически
бесправны, выходя замуж, они должны были
соблюдать все правила семейной жизни.
Огромное количество браков заключалось
не по любви, а по холодному расчету, молодых
девушек часто выдавали за стариков только
потому, что те имели состояние и высокое
положение в обществе. О разводах в то
время не было даже мысли, и женщины должны
были страдать всю жизнь. В подобной ситуации
оказалась и Катерина, которую выдали
за Тихона Кабанова, происходившего из
зажиточной купеческой семьи и попала
в атмосферу тирании и лжи.
Важную роль в характеристике Кати является
ее детство, проведенное в родительском
доме. Катерина росла в доме зажиточного
купца. Жизнь ее в родительском доме была
счастлива, беззаботна и радостна, она
занималась тем, что ей нравится. Она с
любовью и тоской рассказывает Варваре
о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила,
точно птичка на воле. Маменька во мне
души не чаяла, наряжала меня, точно куклу,
работать не принуждала; что хочу, бывало,
то и делаю». Катерина еще с детства полюбила
ходить в церковь и посещала ее с огромным
желанием, во время служб все присутствующие
обращали на одухотворенное лицо Катерины,
которая в тот момент полностью уходила
от этого мира. Именно эта истовая вера,
впоследствии, обернется для Кати роковой,
ведь именно в церкви ее заметил и полюбил
Борис. Воспитываясь в родительском доме,
Катерина получила и на всю жизнь сохранила
наиболее прекрасные черты русского характера.
Душа Катерины чиста, открыта, способна
на большую любовь. Она не умеет врать.
«Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего
не смогу», - так она говорит о себе. И из
этой атмосферы, пропитанной добром, лаской
и любовью, она попадает в семью Кабанихи,
где все построено на грубости, безоговорочном
повиновении, лжи и обмане. Катерина на
каждом шагу терпит унижения и оскорбления
от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя
свою зависимость от нее. Со стороны мужа
она не чувствует никакой поддержки, так
как он полностью подчинен властью своей
матери и только и думает о том, как от
нее вырваться. Катерина готова была относится
к Кабановой, как к родной матери, но ее
чувства не встречают поддержки ни со
стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона.
Жизнь в этом полном зла и обмана доме
изменило поведение Катерины. «Какая я
была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая
ли я была?!». Но от природы обладая сильным
характером, Катерина не может долго выносить
этого издевательства, идти против своей
воли. Катя – единственный персонаж произведения,
который стремится к настоящему счастью
и настоящей любви, а те к видимому благополучию
и временной радости. Ее чистота, искренняя
любовь и открытость несовместимы с моральными
нормами «темного царства», и именно эти
качества приводят к открытому противостоянию
деспотизму Кабанихи. Сильным поступком,
актом протеста было то, что замужняя женщина
полюбила другого в отсутствие своего
мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется
страшным преступлением: во-первых, по
религиозным канонам, а во-вторых, потому,
что не выполнила наказ мужа. Ее неумение
лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить
публичное покаяние, при этом она прекрасно
понимает, что это конец. Важную роль при
этом сыграли гроза. Из-за своего языческого
восприятия грозы как кары Господней Катя
еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая
барыня пророчит ей геену огненную. Мы
видим, как страдает Катерина, когда Тихон
рассказывает о состоянии после раскаянья:
«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет:
бледная такая, мечется по дому, точно
чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча
утром плакать принялась, так до сих пор
и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально
оказать ей поддержку он не может, так
как боится гнева матери. Борис также ничем
не может помочь своей возлюбленной и
она разочаровывается в нем. Все это приводит
к тому, что Катерина решается на самоубийство,
что с ее стороны является очень сильным
поступком. Она, истинная христианка, прекрасно
знала, что самоубийство самый страшный
грех, который только может совершить
человек, но, не смотря на это, она бросается
с обрыва, переступив через веру. Убив
себя, она освободилась от гнета Кабановой,
которая смогла убить ее тело, но душа
осталась такой же сильной и непокорной.
Смерть Катерины не оказалась напрасной,
она привела к разрушению всего царства
Кабанихи: Тихон восстает против матери
и открыто обвиняет ее в смерти Катерины,
Варвара, которой не так и не удалось приспособиться
к тирании матери сбегает с Кудряшом. В
этом поступке, по словам Добролюбова,
«дан страшный вызов самодурной силе».
А во всем образе Катерины он увидел» протест,
доведенный до крайности, провозглашенный
и над домашней пыткой, и над бездной, в
которую бросилась женщина».