Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:15, статья
Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:
«Мазепа» — поэма Гюго;
«Мазепа, вождь украинских казаков» — роман, автор неизвестен;
«Воспоминания Азема» — беллетристика А. д’Овриля;
«Полтава» — поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра. Пушкин А. С. «Полтава»
«Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Этот образ, по мнению И. С. Кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы».[2]
«Мазепа» — исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);
«Мазепа» — поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
«Король степи» — немецкого автора А. Мая (1849);
«Мазепа» — немецкого автора Т. Лейса (1850);
«Мазепа или дикие кони Украины» — поэма неизвестного немецкого автора;
«Мазепа или неприятели» — немецкого автора К. Костина (1855);
«Битва под Полтавой» — немецкого автора К. Штарка (1855);
«Мазепа» — драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);
«Мазепа» — немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
«Мазепа» — немецкого автора А. Зондермана (1860);
«Мазепа» — польского автора Ю. Словацкого (1834);
«Пан гетман Мазепа. Исторический роман» — польского автора Ф. Равиты — Гвронского;
«Гетман Мазепа или борьба за корону» — польского автора Б. Курхана;
«Мазепа и его посол» — шведского автора В. фон Гайденштама;
«Иван Мазепа» — чешского автора И. Фрича;
«Мазепа в Молдове» — молдавского автора Г. Асаки;
«Молодость Мазепы» — украинского автора М. Старицкого;
«Мазепа» — поэма украинского автора В. Сосюры;
«Батурин» — повесть украинского автора Б. Лепкого;
«Мазепа, гетман украинский» — поэма украинского автора Степана Руданского.
Образ Мазепы в мировой литературе
Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:
«Мазепа» — поэма Гюго;
«Мазепа, вождь украинских казаков» — роман, автор неизвестен;
«Воспоминания Азема» — беллетристика А. д’Овриля;
«Полтава» — поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра. Пушкин А. С. «Полтава»
«Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод — юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и
«Мазепа» — исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);
«Мазепа» — поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
«Король степи» — немецкого автора А. Мая (1849);
«Мазепа» — немецкого автора Т. Лейса (1850);
«Мазепа или дикие кони Украины» — поэма неизвестного немецкого автора;
«Мазепа или неприятели» — немецкого автора К. Костина (1855);
«Битва под Полтавой» — немецкого автора К. Штарка (1855);
«Мазепа» — драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);
«Мазепа» — немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
«Мазепа» — немецкого автора А. Зондермана (1860);
«Мазепа» — польского автора Ю. Словацкого (1834);
«Пан гетман Мазепа. Исторический роман» — польского автора Ф. Равиты — Гвронского;
«Гетман Мазепа или борьба за корону» — польского автора Б. Курхана;
«Мазепа и его посол» — шведского автора В. фон Гайденштама;
«Иван Мазепа» — чешского автора И. Фрича;
«Мазепа в Молдове» — молдавского автора Г. Асаки;
«Молодость Мазепы» — украинского автора М. Старицкого;
«Мазепа» — поэма украинского автора В. Сосюры;
«Батурин» — повесть украинского автора Б. Лепкого;
«Мазепа, гетман украинский» — поэма украинского автора Степана Руданского.
«Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея — его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.
Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария — крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи.Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот,а утром «след осьми подков / Был виден на росе лугов».
Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.
«Была та смутная пора, / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». В борьбе со шведским королем Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казал
Молодежь роптала на гетмана, мечтая, объединивш
Такой человек нашелся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнемулюбящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляет
Мазепа мрачен, и «ум его / Смущен жестокими мечтами». Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остается холоден к ним. Оскорбленная Мария укоряет его, говоря,что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя. Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы. Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдет с ним на плаху.И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже — отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтет, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.
«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждет казни, которой не боится — его гнетет позор, потеря чести. Он отдан царем на поругание врагу,не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы,и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришел узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад — святую месть — он готовится снести Богу,Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочуб
Мария, ласкаемая Мазепой, еще не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли,что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, чт
На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.
На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осужденных Кочубея и Искру.Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.
Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.
Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королем, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встает со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведет полки против Петра. Петр сам ведет дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своем разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что еще не поздно перейти на сторону Петра,но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю.Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.
Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам.Воодушевленные появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздается выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, проше
Закончилась битва, пирует в своем шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает»,но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел темной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-тоокликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище,с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрываетс
Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии. Пересказал Э. Л. Безносов