Образ природы в произведениях В. Бианки, входящих в круг чтения современного младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:19, реферат

Описание

В работе рассмотрены книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Начало творчества В.Бианки………………………………………………4
2. Научные сказки В. Бианки………………………………………………...4
3. «Лесная газета на каждый год»……………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

Образ природы в произведениях В. Бианки.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

«Лесная газета» была написана в 1927 году и вышла в 1928 году, сразу же завоевав общее признание критики и читателей.

С тех пор она выдержала одиннадцать изданий, прочно войдя в золотой фонд советской детской литературы.

«Лесная газета» — книга первоначального знакомства детей с жизнью природы, преимущественно средней полосы. В сезонной, круглогодичной смене картин жизни этой природы юный читатель знакомится с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями.

Стремительно и захватывающе весеннее пробуждение земли, леса, воды. Неисчислимо многообразен круг непрерывно сменяющихся природных явлений в это самое радостное время года. Как передать всё это в книге ребёнку младшего возраста? Как отразить в ней бурный ход событий? Здесь не годятся ни длинный рассказ, ни большой очерк. Они не передадут всей стремительности развёртывающейся весны. Да и не только весна богата событиями. Каждое время года полно лесных новостей и происшествий. Как охватить их все разом и передать в движении? Как сохранить ощущение живой природы? Какую избрать для этого литературную форму?

И Виталий Бианки находит отличное решение сложной творческой задачи. Он смело и остроумно обыгрывает форму газеты, весело имитируя её отделы, броские заголовки, её жанровое разнообразие, периодичность выпуска номеров — всё, вплоть до публикации объявлений. Газетная подача разнообразнейших сведений — в виде телеграфных сообщений, последних известий, корреспондентских заметок — легко создавала ощущение злободневности и динамики происходящих в природе событий. Эта форма не только облегчала игровую имитацию, но раскрывала широкие возможности и для введения в «Лесную газету» подлинных материалов а корреспонденции ТАСС, писем юннатов и лескоров, обращений к пионерам и школьникам, вызывая у читателя ощущение подлинности и всех других материалов книги.

Книга состоит из 12 разделов (номеров газеты), каждый из которых посвящен одному месяцу лесного календаря. У каждого месяца свое название, соответственно характерной черте сезонной жизни, например «Месяц пробуждения от спячки», «Месяц гнезд». В каждом разделе заключен самый разнообразный материал, представленный в газетной форме. Здесь маленькие рассказы, телеграммы, корреспонденции и т. д. В конце раздела помещается «Тир». Вопросы «Тира» проверяют внимательность читателя и степень усвоения материала.

«Лесная газета» неоднократно переиздавалась, и каждая новая редакция расширяла и углубляла содержание книги. Первое издание содержало только природоведческий материал; в книге слабо отражалась жизнь страны, связь с юными читателями.

Во втором издании «Лесной газеты» (1929) в отделе «Лесные происшествия» публиковались подлинные корреспонденции детей-лескоров об интересных личных наблюдениях. Тогда же в книгу был введен «Тир».

В пятом издании «Лесная газета» (1940) стала еще полнее и содержательнее. Был введен отдел «Колхозная жизнь», расширился отдел «Охота». «Лесная газета» претерпевала изменения и в последующих изданиях. Стали шире географические границы книги, дана радиоперекличка корреспондентов с разных концов Советского Союза. Из отделов «Говорит Дальний Восток», «Говорят Кавказские горы», «Говорят моря», «Говорят города» читатель узнает о природе и жизни людей всей страны.

В книгу введены отделы «Колхозный календарь», «Зеленый друг», «Городские новости», официальные сообщения ТАСС и ЛенТАСС. Все это передает дыхание времени. В «Лесной газете» собран богатый познавательный материал.

Эта книга, как и все произведения В. В. Бианки, способствует формированию у юного читателя материалистического мировоззрения. «Во всех его произведениях, в каждой странице, в каждом слове заложена такая любовь к земле своей, такая неразрывная с нею связь, такая чистота нравственного отношения, что нельзя ими не заразиться».

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Книги В. Бианки — произведения природоведческого характера; они уводят нас в полный неповторимой прелести мир живой природы. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах.

В. Бианки умеет вызвать у читателя интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. Чтобы заинтересовать, увлечь маленького читателя, он часто название своих книг дает в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и т. д. Он привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов и загадок, учит наблюдать и смотреть так, чтобы природа добровольно открыла свои тайны. Писатель создает свои произведения на точных научных фактах, на документально проверенных и обоснованных случаях.

Все его герои — животные, птицы, насекомые — обладают конкретными особенностями, писатель не допускает безликого обобщения образов и символов природы. Поэтому книги В. Бианки о природе — энциклопедия биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это энциклопедия, созданная ученым и писателем, ясно понимающим запросы своего маленького читателя. Для беседы с детьми В. Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе.

В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным. Это подмечено в статье писателя Н. Сладкова о Бианки: «Его птицы и звери не символы, не переодетые в птиц и зверей люди: они всамделишные, настоящие, правдишные. И в то же время они глубоко связаны с человеком, естественно входят в круг его интересов, возбуждают его любознательность и будоражат мысль».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.

2. Бегак, Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.

3. Бегак, Б.А. Источник человечности. Люди и звери. – М., 1986.

4. Бианки, В.В. Отчего я пишу про лес. // Жизнь и творчество В.Бианки. – Л., 1967. С.147-152.

5. Дмитриев, Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. – М., 1973.

6. Ивич, А. Природа. Дети. – М., 1980.

7. Капица, Ф. Колумбовой земли… (к 100-летию В.Бианки) // Детская литература. М., 1994. № 2.

8. Кузнецова, Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М., 1995.

9. Левина, Е.Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991.

10. Петровский, М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.

12. Разумневич, В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. – М., 1986.

14. Сивоконь, С.И. Уроки детских классиков.– М., 1990.

 



Информация о работе Образ природы в произведениях В. Бианки, входящих в круг чтения современного младшего школьника