Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:39, доклад
Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.
Образы города
Глупова и его градоначальников аллегоричны,
они символизируют самодержавно-крепостническую
Россию, власть, в ней царящую, русское
общество. Поэтому гротеск, используемый
Салтыковым-Щедриным в повествовании,
— это еще и способ обличить отвратительные
для писателя, уродливые реалии современной
ему жизни, а также средство выявления
авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина
к происходящему в России.
Описывая фантастически-комическую жизнь
глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую
любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин
выражает свое презрение к народу, апатичному
и покорно-рабскому, как считает писатель,
по своей при роде. Единственный лишь раз
в произведении глуповцы были свободны
— при градоначальнике с фаршированной
головой. Создавая эту гротесковую ситуацию,
Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем
общественно-политическом строе народ
не может быть свободен. Абсурдность же
поведения “сильных” (символизирующих
реальную власть) мира сего в произведении
воплощает беспредел и произвол, чинимый
в России высокопоставленными чиновниками.
Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его
“систематический бред” (своеобразная
антиутопия), который градоначальник решил
во что бы то ни стало воплотить в жизнь,
и фантастический конец правления — реализация
идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности,
противоестественности абсолютной власти,
граничащей с самодурством, о невозможности
ее существования. Писатель воплощает
мысль о том, что самодержавно-крепостнической
России с ее безобразным укладом жизни
рано или поздно придет конец.
Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость
и абсурд реальной жизни гротеск передает
особую “злую иронию”, “горький смех”,
характерный для Салтыкова-Щедрина, “смех
сквозь презрение и негодование”. Писатель
порой кажется абсолютно безжалостным
к своим героям, чересчур критичным и требовательным
к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов,
“лекарство от болезни может быть горьким”.
Жестокое обличение пороков общества,
по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное
действенное средство в борьбе с “болезнью”
России. Осмеяние несовершенств делает
их очевидными, понятными для всех. Неверно
было бы говорить, что Салтыков-Щедрин
не любил Россию, он презирал недостатки,
пороки ее жизни и всю свою творческую
деятельность посвятил борьбе с ними.