Ораторское мастерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание

Русский язык в самом широком смысле слова — это совокупность всех слов, грамма-тических форм, особенностей произношения всех русских людей, т.е. всех, говорящих на русском языке как на родном.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….2
1 Работа над содержанием публичного выступления…………………………………….3
2 Эвристическая риторика………………………………………………………………….5
3 Логика речи………………………………………………………………………………...6
4 Культура речи……………………………………………………………………………...9
4.1 Стилистические приемы ораторской речи…………………………………….10
4.2 Лексические приемы ораторской речи………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Реферат по русскому языку -Ораторское мастерство.docx

— 39.74 Кб (Скачать документ)

4.1 Стилистические приемы ораторской речи

 

Для современной ораторской речи является характерным сочетание  логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтексиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

    • Прием градации- нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
    • Прием инверсии- речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
    • Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения.

Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того,короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Лексические приемы ораторской речи

 

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность  и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы. Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы.

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

  Метафора- это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..."

  Эпитет- образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!.."

  Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

  Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии,  нельзя не обратить  внимание  на применения  крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень  культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

    • Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.
    • Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь,  при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.
    • Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.
    • Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.
    • Тембр голоса- это звуковая  окраска  голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

Типичной  ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также  совершенствования  техники речи рекомендуется:

- прочитать  вслух в различном темпе фрагмент какого-либо рассказа по книге;

- использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас,  точность и образность фраз и выражений, это учение лаконично и просто сформулировать  свою мысль.

Итак, оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса,  смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точностью словоупотребления.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  В. И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.

2.  М. Предраг,  Как проводить деловую беседу. - М.:1987.

3. А. Иствуд , Я вас слушаю. - М.:1984.

 


Информация о работе Ораторское мастерство