Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:19, доклад

Описание

Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени». Разрыв между реальной действительностью и идеалом представлялся непреодолимым, поэт не видел приложение не только собственным силам, но и силам всего поколения. Неприятие действительности, обличение пороков, жажда свободы - темы, которые занимают важное место в лирике Лермонтова, но, как мне кажется, определяющим, объясняющим взгляды поэта является мотив одиночества.

Работа состоит из  1 файл

лермонтов.docx

— 47.24 Кб (Скачать документ)

Варвара Лопухина происходила  из древнего дворянского рода. Была 7 ребёнком из 8 детей, но из них 4 умерли в детстве. Её старший братАлексей (1813 - 1872) и сестры Мария (1802 -1877) и Елизавета (1809 - 1882) (в замуж. Трубецкая), были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, со времён его обучения в Москве. Сохранилась переписка Марии Лопухиной и Лермонтова.

Варвара Лопухина познакомилась  с поэтом в ноябре 1831 года, когда  приехала в Москву из имения. Молодые  люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество  произведений

Однако, все ее движенья, 
Улыбка, речи и черты 
Так полны жизни, вдохновенья, 
Так полны чудной простоты; 
Но голос в душу проникает, 
Как вспоминанье лучших дней…

По воспоминаниям родственников  поэта, чувство любви к Лопухиной  он сохранил до конца жизни. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака. Главным противником  выступал отец, Александр Николаевич Лопухин. Также против такого союза  высказывалась и сестра Варвары и подруга Лермонтова Мария.

Замужество


В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20. О подробностях этого сватовства её внучатая племянница О. Н. Трубецкая писала [1]:

Судьба бедной Вареньки решилась случайно. В 1835 году на московских балах стал появляться Н.Ф. Бахметев. Ему было 37 лет, когда он задумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, и он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон... Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше - «перста, и посватался. Человек он был с большим состоянием и безупречной репутации. Не знаю, кто повлиял на бедную Вареньку, но предложение Бахметева было принято.


М.Д. Бутурлин писал о свадьбе  Бахметева[2]:

Весною, чуть ли не в мае и вопреки  общей почти боязни майских браков, была свадьба Николая Федоровича Бахметева с Варварою Александровною Лопухиной, в доме Лопухиных на Молчановке. Бахметевы поселились в Москве в доме Николая Федоровича на Арбате, «насупротив церкви Николы Явленного». Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, тем более что Н.Ф. Бахметев оказался большим ревнивцем и запретил жене даже говорить о Лермонтове.


По свидетельству троюродного  брата Лермонтова Акима Шан-Гирея, тот при известии о свадьбе Лопухиной «изменился в лице и побледнел».

Новой фамилии Варвары  Лермонтов не признавал: посылая  ей новую редакцию «Демона» в посвящении к поэме в поставленных переписчиком инициалах В. А. Б. он несколько раз  перечёркивает Б и пишет вместо неё Л. Лермонтов, мучимый ревностью, неоднократно выводил Бахметева в своих произведениях в образе смешного и недалёкого старика, намекая на неверность молодой жены. Однако все его язвительные выпады в сторону Николая Бахметева приходилось переносить его жене:

За десертом, когда подали шампанское, Печорин, подняв бокал, оборотился к княгине: — Так как я не имел счастия быть на вашей свадьбе, то позвольте поздравить вас теперь. Она посмотрела на него с удивлением и ничего не отвечала. Тайное страдание изображалось на ее лице, столь изменчивом, рука ее, державшая стакан с водою, дрожала… Печорин все это видел, и нечто похожее на раскаяние закралось в грудь его: за что он ее мучил? с какою целью? Какую пользу могло ему принести это мелочное мщение?.. он себе в этом не мог дать подробного отчета.

Бахметев приложил все усилия для уничтожения переписки жены с поэтом, поэтому основным источником сведений о их отношениях после замужества является переписка поэта с Марией Лопухиной. В 1839 году, чтобы спасти от уничтожения все материалы, связанные с Лермонтовым, Варвара Бахметева будучи на одном из европейских курортов отдала их все своей знакомой Александре Верещагиной. Многие рисунки Лермонтова и другие материалы были переданы потомками Верещагиной в Россию, однако, по мнению известного литературоведа И. Андроникова «ещё не все верещагинские материалы исчерпаны».

Вскоре после замужества Варвара тяжело заболела. Уже в 1838 году во время последней её встречи  с поэтом Шан-Гирей описывал её так:[3]

Боже мой, как болезненно сжалось моё сердце при её виде! Бледная, худая, и тени не было прежней  Вареньки, только глаза сохранили  свой блеск и были такие же ласковые как и прежде.

У четы Бахметевых было несколько детей, но из всех выжила только дочь Ольга (в замужестве Базилевская) (1836 - 1912). Лермонтов в 1838 году, возвращаясь из ссылки на Кавказ, встретился с ней и её матерью. По мнению П. А. Висковатого именно ей поэт посвятил своё стихотворение «Ребёнку». Под влиянием изменившейся внешности любимой, видимо, и возникли строки:

… — Увы! года летят; 
Страдания её до срока изменили, 
Но верные мечты тот образ сохранили 
В груди моей

Неоднократно Варвара  Александровна выезжала вместе с  мужем за границу, на лечение, но в 1841 году после гибели поэта её здоровье ещё ухудшилось. Осенью 1841 года её сестра Мария писала:

Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, её нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Может быть я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля.

В 1851 году в возрасте 36 лет  Варвара Бахметева скончалась. Похоронили её в Малом соборе Донского монастыря. Её муж пережил её больше чем на тридцать лет. Николай Фёдорович Бахметев умер 3 марта 1884 года и был похоронен рядом с супругой.

Варвара Лопухина в творчестве Лермонтова


Образ Варвары Александровны  не раз находил отражение в  творчестве поэта. Это и прямые посвящения произведений ей, и определённые персонажи, прототипом которых она послужила, и целый ряд портретов Вареньки, выполненных Лермонтовым. стихи 254—260 поэмы Сашка.

Известнейшее произведение поэта «Демон» неоднократно переписывалась поэтом, её третья редакция прямо посвящена Лопухиной, шестая и седьмая отправлены ей поэтом с посвящением.

В драме «Два брата», над  которой работал поэт уже после  замужества Варвары, подчёркиваются меркантильные  отношения современного ему брака, отношения купли-продажи, а не глубокого  чувства между супругами. Подобный сюжет — сильное чувство связывающее персонажей до замужества героини, не угасает, а только становится сильнее после разлуки — будет фигурировать и в более поздних произведения поэта Княгине Лиговской и Герое нашего времени. Об автобиографичности драмы Лермонтов писал «… Пишу четвёртый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мной в Москве.»

С именем Варвары Лопухиной  тесно связывают и стихотворение  Лермонтова адресованное Екатерине  Быховец: «Нет, не тебя так пылко  я люблю». По воспоминаниям самой  Быховец:

Он был страстно влюблён  в В. А. Бахметеву…я думаю, он и на меня обратил внимание оттого, что находил во мне сходство, и об ней его любимый разговор был

Автобиографичные моменты  встречались и в романе «Герой нашего времени». По мнению первого  биографа Лермонтова Павла Висковатого[4]:Н. Ф. Бахметеву казалось, что все, читавшие Княжну Мэри, узнавали в образе Веры и её мужа чету Бахметевых.

Сами за себя говорят и  описания, данные поэтом своим женским  персонажам:

  • Княгиня Лиговская: «Княгиня Вера Дмитриевна была женщина 22 лет, среднего женского роста, блондинка с черными глазами, что придавало ее лицу какую-то оригинальную прелесть»,
  • Княгиня Вера: «… она среднего роста, блондинка», у нее «глубокие» глаза, что равносильно определению «темные»,
  • из стихотворения ребёнок:

И быстрые глаза, и кудри  золотые, 
И звонкий голосок! — Не правда ль, говорят, 
Ты на нее похож?

А вот как описывала  образ Варвары Бахметевой её внучатая племянница О. Н. Трубецкая: «С портрета, оставшегося у меня в Москве, глядят большие, кроткие темные глаза, и весь облик ее овеян тихой грустью»[1] Характерная черта: тёмные глаза и светлые волосы, присутствует практически везде, разве что в стихотворении возможно более удачный эпитет «тёмные глаза» заменён поэтом на «быстрые». Впрочем, согласно исследованиям Н. П. Пахомова [5] к аналогичным исправлениям поэт прибегал и в «Герое нашего времени», когда родинка княжны Веры бывшая в автографе над бровью (как у Варвары Бахметевой) в окончательном варианте переместилась на щёку, чтобы «отвести возможные догадки о чересчур близком сходстве».

Руке Лермонтова принадлежит  целый ряд портретов Варвары  Александровны. Имеются как портреты, про которые известно, что это  Бахметева, так и целый ряд портретов, о которых выдвигаются предположения о героине портрета.

Память


Помимо многочисленных литературных и художественных Варвара Александровна  удостоилась и иных памятников.

В 1846 году во время болезни  Варвары её муж, Николай Бахметев, в надежде на выздоровление построил каменную церковь в честь Святой Варвары в принадлежащем ему селе Фёдоровка Самарской губернии.

Сегодня бывшая Варваринская церковь называется храмом Благовещения Пресвятой Богородицы и является старейшим сооружением в Тольятти — памятником истории и архитектуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:

  • тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);
  • тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);
  • тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);
  • тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);
  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);
  • тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);
  • тема избранности (судьба поэта и его творений).

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору. 

 

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна  жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание  поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и  мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании  несовершенства мира и человека —  удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека бесконечно, и эту бесконечность открыл русской литературе М.Ю. Лермонтов. 

 

Основной творческий принцип поэта  сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой  мелкой души, едва ли не любопытнее и  не полезнее истории целого народа...»  Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов  приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло  находятся не вне человека, но внутри него, в его душе. 

 

 

 


Информация о работе Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова