Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:51, реферат
Место действия – город Данциг на границе Германии и Польши. Временные рамки – от зарождения фашизма до его полного падения. По мере укрепления фашизма немцы начинают притеснять поляков. Главный герой – Оскар – мальчик, появившийся на свет в годы зарождения фашизма. В день своего трехлетия он решает перестать расти, выражая тем самым протест против окружающего его общества. От его лица и ведется повествование. Автор показывает этот безумный мир глазами мальчика, который оказался как будто вне временных рамок.
Особенности романа Г. Грасса "Жестяной барабан"
Место действия – город Данциг на границе Германии и Польши. Временные рамки – от зарождения фашизма до его полного падения. По мере укрепления фашизма немцы начинают притеснять поляков. Главный герой – Оскар – мальчик, появившийся на свет в годы зарождения фашизма. В день своего трехлетия он решает перестать расти, выражая тем самым протест против окружающего его общества. От его лица и ведется повествование. Автор показывает этот безумный мир глазами мальчика, который оказался как будто вне временных рамок.
Гюнтер Грасс – писатель, который застал становление, развитие, и, наконец, падение фашизма. Разворачивающиеся вокруг события не могли не найти отражения в его творчестве. Но Грасс был не посторонним наблюдателем. Он сам участвовал в войне, а в 1945 году был ранен и попал в американский плен.
Меня заинтересовала очень важная, на мой взгляд, деталь. Мальчик сам выбирает время, когда ему расти, а когда нет. И насколько символично выбирает! Если он падает и перестаёт расти в начале развития фашистского движения, а начинает развиваться вновь только с окончанием войны, можно предположить, что герой – символ времени. То есть Германия с приходом фашистов как бы затормозила в своём развитии. Если говорить точнее, даже начала развиваться в неправильном направлении. Всё вернулось на круги своя только после падения фашизма.
В романе Грасса этому музыкальному инструменту отводится чуть ли не ведущая роль, о чем свидетельствует и название. Мать, родив Оскара, обещает купить ему к трехлетию детский барабан. И только это примиряет нашего героя с тяготами человеческого существования. Можно сказать, что только ради обладания заветным барабаном он и живёт.
Барабаня, Оскар (одновременно главный герой и рассказчик) выражает своё отношение к жизни. А суть этого отношения была в её абсолютном неприятии. «Я барабанил не только против коричневых манифестаций. Оскар сидел также под трибунами у красных и у черных, у скаутов и у молодых католиков... У Свидетелей Иеговы,.. у вегетерианцев и у младополяков...». Говоря иначе, Оскару были отвратительны в равной мере все социальные группы.
Интересны и мотивы, по которым Оскар принимает такое решение: перестать расти. Даже при поверхностном чтении несложно понять, что таким образом он выражает протест. Но вот против чего он протестует? Самые очевидные – это социальные причины. Протест мальчика против фашизма виден невооруженным глазом. Но нельзя упустить и причины личного характера. Чрезвычайно болезненно воспринимаются мальчиком сексуальные отношения матери с его дядей и предполагаемым отцом, Яном Бронски. Он не хочет быть вовлеченным в эту грязь взрослого мира. Он хочет оставаться ребёнком. Впоследствии он убеждается, что всё же развивается. Правда, не в ту сторону, какую хотелось бы. Не растёшь в нужном направлении – будешь расти в неправильном. Наверное, это закон жизни. И по отношению к Германии того времени этот закон сработал весьма точно.
Лично меня очень заинтересовал Оскар Мацерат как личность. И во время чтения возник вопрос: а любил ли кого-нибудь Оскар? А было ли для него что-нибудь дорого и свято, кроме, разумеется, барабана? Или он только ломает стереотипы, неся при этом злобу, «вываливая» в мир пороки людей? Можно вспомнить его рано умершую мать, к которой он, казалось, испытывал хоть и своеобразные, но теплые чувства. Но когда её хоронили, он «желал вскочить на гроб. Он хотел сидеть на крышке гроба и барабанить. Не по жести, по крышке гроба хотел стучать Оскар своими палочками». Но еще ему хотелось лежать в материнской могиле. Из этого отрывка можно сделать вывод, что Оскар – натура противоречивая. Вспоминается также, что он появился на свет завершенной личность и одновременно не хотел покидать материнской утробы. Покинуть своё убежище его заставила лишь перспектива обладать барабаном. («Одинокий, никем не понятый, лежал Оскар под лампочками и сделал для себя вывод, что так все и останется, пока через шестьдесят-семьдесят лет завершающее короткое замыкание не обесточит все источники света, а потому и вообще расхотел жить, еще раньше, чем началась эта жизнь под лампами; только обещанный барабан помешал мне тогда более активно выразить свое желание вернуться в нормальное положение эмбриона головкой вниз». )
Вспомним и то, что Оскар – отцеубийца, причем вдвойне. Яна Бронски он погубил, приведя на Польскую почту, которую начали штурмовать. Мацерата – когда дал ему нацистский значок в погребе, в который вот-вот должны были ворваться русские солдаты. Мацерат, не видя другого выхода, пытается проглотить этот злосчастный значок, но давится им. Один из солдатов, не понимая, почему он вдруг опустил руки и начал шевелиться, разряжает в него автомат.
Интересную характеристику Оскару даёт лилипут Бебра, так сказать, «покровитель» Оскара. «Вы злы и тщеславны, как, собственно, и положено гению».
Как бы то ни было, в конце концов Оскар оказывается в неком специальном лечебном учреждении. Оттуда он и ведет своё повествование в письменном виде. Позже выясняется, почему он заперт в это некое подобие тюрьмы, пусть и «либеральной». На него пали весьма обоснованные подозрения в том, что он зарезал медсестру. Казалось бы, человек с нормальной психикой должен сходить с ума, оказавшись в подобном месте. Но Оскар чрезвычайно доволен. Ведь ему, наконец, удалось спрятаться от мира, который он не принимал с самого своего рождения. И еще с детства прятался от него под четырьмя бабушкиными юбками, под которыми был даже и зачат.
Лично мне Оскар был неприятен с самого начала до конца повествования. От него отвращает в первую очередь его ущербность – моральная и физическая. Отвращает его бескрайняя злоба. Его бесчеловечность. Он – отражение своей эпохи. Но есть и то, что располагает к Оскару, несмотря на всю негативность его образа. На мой взгляд, он – единственный персонаж книги, который адекватно и относительно верно оценивает то, что происходит вокруг.
Информация о работе Особенности романа Г. Грасса "Жестяной барабан"