Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:01, творческая работа
Есть стихотворения, прочитав которые, не забудешь никогда, они врезаются раз и навсегда в твою память. К ним относится и знаменитый «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова, который был написан в 1841 году. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль и долг которого заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин в своем стихотворении «Пророк» показал поэта до того, как тот приступил к высокому служению, а Лермонтов продолжил наблюдение за судьбой избранника.
Отзыв на стихотворение «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова
Есть стихотворения,
прочитав которые, не забудешь никогда,
они врезаются раз и навсегда в твою память.
К ним относится и знаменитый «Пророк»
Михаила Юрьевича Лермонтова, который
был написан в 1841 году. Как и Пушкин, автор
называет поэта пророком, роль и долг которого
заключается в том, чтобы «глаголом жечь
сердца людей». Пушкин в своем стихотворении
«Пророк» показал поэта до того, как тот
приступил к высокому служению, а Лермонтов
продолжил наблюдение за судьбой избранника.
Он изобразил жизнь поэта, осмеянного
за свою проповедь. Жизнь, полную скорби
и отчаяния.
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Первые строки произведения звучат обречённо
и мрачно. Поэт видит не красоту и гармонию,
а горе и несправедливость, понимает всю
тщетность попыткам образумить, научить
людей чему-то гуманному, справедливому,
возвышенному. Произведение писалось
в последние месяцы жизни Лермонтова.
В нем, как будто предчувствуя скорую гибель,
автор оглядывается на пройденный путь.
«Пророк» - последняя капля в чаше его
страданий: уже нет никакой надежды на
признание потомков, нет уверенности в
том, что годы труда не прошли даром, стихотворение
полно скорби.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, -
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья…
Не трудно догадаться, о какой правде
говорит поэт. Естественно, что его правда,
обличающая самодержавный строй и крепостничество,
не понравилась светскому обществу. Лермонтов
был окружен злословием, недоброжелательным
отношением, гневом со стороны света.
Пылкое сердце поэта с болью и горечью
отзывалось на резкую и необоснованную
критику. Лермонтов все более уединялся,
даже на пышных балах в дворянских собраниях
он был одинок, задумчив, молчалив:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…
Пустыня – это мир без мечты и надежды,
без будущего. Здесь поэт нашел свой
последний приют, уединился со своими
мечтаниями и надеждами. Последние строфы
полны горьким сарказмом именно здесь
мы понимаем, что общество воинственно, ему не нужен
«герой», открывающий правду, оно предпочитает
жить в «невежестве», отдавая преимущество
спокойствию, а не горению. Многие просто
боятся услышать о себе правду, поэтому
старцы детям и говорят самолюбиво следующие
строки:
…Он горд был, не ужился
с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Лишь природа, чистая и искренняя, принимает
изгнанника. Общение с ней приносит ему
душевный покой:
И звезды слушают меня
Лучами радостно играя…
И здесь же антитеза – среди людей поэту
плохо, неуютно, они смеются над его нищетой
и незащищенностью:
…Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
«Пророк» написан
четырехстопным ямбом с чередованием
мужской и женской рифмы. Композиционно
произведение делится на три части:
первая часть – жизнь и деятельность
пророка до ухода в пустыню; вторая
–герой в пустыне; третья – гневный финал
стихотворения.
Автор прибегает к устаревшим словам,
стараясь сохранить стиль пушкинского
«Пророка» («судия», «град», «очи», «завет»).
Торжественные эпитеты наполняют стихотворение
взволнованной интонацией и некоторой
тайной и пышностью («чистые ученья», «божья
пища», «вечный судия», «шумный град»).
Так же в стихотворении присутствуют
олицетворения (« и звёзды слушают меня,
лучами радостно играя»).
Восклицательные предложения в двух завершающих
строфах звучат вызовом. Это момент наивысшего
напряжения, точка кипения. Обида поэта,
горечь и боль выплёскивается в этот момент
наружу.
Лермонтов продолжил тему пушкинского «Пророка», показав его дальнейший путь, полный гонений и непонимания. Эти два стихотворения — пример тому, насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве таких гениальных поэтов. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные исторические периоды России.
Информация о работе Отзыв на стихотворение «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова