Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:18, сочинение
В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.
1. Вступление .Драма “ Гроза “ как отражение перелома во взглядах русского общества 60 годов.
2. Главная часть . Жестокие нравы в городе Калинова.
а ) Кабанова и Дикой как представитель «Темного царства».
б) Внутренняя чистота и справедливость Катерины.
в) Непримиримость Катерины к условиям темного царства.
3 . Заключение. Луч света в « темном царстве.
План:
1. Вступление .Драма “ Гроза “ как отражение перелома во взглядах русского общества 60 годов.
2. Главная часть . Жестокие нравы в городе Калинова.
а ) Кабанова и Дикой как представитель «Темного царства».
б) Внутренняя чистота и справедливость Катерины.
в) Непримиримость Катерины к условиям темного царства.
3 . Заключение. Луч света в « темном царстве.
В пьесах Островского отразилась, словно
в зеркале, вся жизнь русского
купечества. Драма “Гроза” показывает
читателю достоверную картину трагедии,
которую можно считать
Один из
жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие
нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”.
Жестокость настолько тесно вплетена
в жизнь города и его обитателей, что никому
даже в голову не приходит противиться
и негодовать по этому поводу. Все окружающие
вынуждены мириться с существующими порядками
и нравами. Единственное, что в городе
есть светлого, чистого и прекрасного,
— это изумительно красивая природа. Не
случайно в самом начале произведения
отдается дань этой вечной красоте, не
зависящей от злобы и жестокости людей.
Кулигин говорит о красоте родной природы:
“Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый
день гляжу на Волгу и все наглядеться
не могу”.Волга символизирует собой свободу,
а любой человек в городе Калинове зависит
от окружающих, от жестоких нравов и чужого
мнения, зачастую несправедливого. Именно
поэтому в воздухе явно ощущается какая-то
духота. В природе такое встречается перед
началом грозы. “Темное царство” старается
поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие
предпосылки к тому, чтобы думать или действовать
самостоятельно. Все подчиняются, поэтому
такие представители “темного царства”,
как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно
устанавливать свои порядки .Кабаниха
— на редкость отвратительный персонаж,
она жестока, властолюбива, но при этом
глупа и ограниченна. Она лицемерна, в
ее душе нет ни жалости, ни сострадания
к окружающим. Про нее говорят, что она
— ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела
совсем”. Кабаниха постоянно упрекает
всех вокруг за то, что они не проявляют
к ней должной почтительности и уважения.
Впрочем, и уважать ее совершенно не за
что. Кабанова настолько донимает своих
домочадцев, что они тихо ненавидят ее.
Иначе к ней относиться просто нельзя.
Кабанова требует, чтобы все ей повиновались.
В глубине души она чувствует, насколько
непрочной является ее власть над окружающими.
И это заставляет ее еще в большей степени
злиться и ненавидеть всех вокруг. Она
тоже несчастная жертва “темного царства”.
Возможно, в молодости она была иной, но
существующие порядки привели к тому,
что она превратилась в злобное и жестокое
существо. Кабаниха не может понять даже
членов своей собственной семьи, среди
которых постепенно устанавливаются иные
отношения, нежели те, к которым она привыкла.
Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый
человек — это целый мир, целая Вселенная.
И поэтому каждый человек имеет право
на собственную жизнь, которая строится
по иным принципам, нежели те, которые
проповедует она. Кабанова считается в
городе уважаемой и влиятельной женщиной.
Она и купец Дикой составляют “цвет”
городской знати. Немудрено, что в городе
царит такая удушающая атмосфера, ведь
все порядки устанавливают такие ограниченные
и злобные люди. Достаточно посмотреть,
как купец Дикой относится к окружающим:
он присваивал деньги своего племянника,
оставшегося сиротой. И он всячески шантажирует
племянника, угрожая, что он не получит
свои деньги, если не будет к нему достаточно
почтителен и послушен его воле. Дикой
не платит денег крестьянам, он унижает
людей, растаптывая их человеческое достоинство.
Дикой и Кабаниха — одного поля ягоды.
Они крайне эгоистичные люди, которые
ценят только себя, а окружающих стараются
не брать в расчет. Катерина изначально
представляется обладательницей совершенно
противоположных качеств, чем те, которые
свойственны представителям купеческой
среды. Катерина мечтательна и нерасчетлива,
несмотря на то что она выросла в такой
же купеческой семье, к ней родители относились
совершенно иначе. Катерина сама вспоминает
с грустью о своем девичестве: “Я жила,
ни о чем не тужила, точно птичка на воле.
Маменька во мне души не чаяла, наряжала
меня, как куклу, работать не принуждала...”.
Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем,
и было принято в купеческом обществе
того времени. Она не питает никаких чувств
к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме
Кабановых угнетает ее. Катерина мечтает
о свободе, о радости, о настоящей, полной
событиями жизни. А ей приходится прозябать
в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества
и фальши. Свекровь пытается унизить Катерину,
а той только и остается, что терпеть. Катерина
нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия
любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно.
Она абсолютно несчастна Муж Катерины
— безвольный и слабый человек, Катерина
его не любит, а он даже не пытается защитить
свою жену от злобной и несправедливой
свекрови. Любовь к Борису является для
Катерины уходом от серости и однообразия
повседневной безрадостной жизни. Катерина
не может отказаться от своего чувства.
Ведь любовь — единственное, что есть
у нее чистого, светлого и прекрасного.
Катерина — человек открытый и прямодушный,
поэтому она не может скрывать свои чувства,
приспосабливаясь к царящим в обществе
порядкам. Катерина больше не может оставаться
в этом городе, снова терпеть унижения
свекрови. И она принимает решение уехать
с любимым человеком. Но он отказывается:
“Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду:
дядя посылает”. Катерина с ужасом понимает,
что ей снова придется жить с мужем и терпеть
порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает.
Она решается на самоубийство. Самоубийство
героини — это протест против никчемной
жизни, против темных сил царства Домостроя.
Катерина расстается с жизнью в тот момент,
когда над городом разразилась гроза.
Гроза в природе радикальным образом меняет
атмосферу, пропадает жаркое и удушающее
марево. Смерть Катерины явилась для общества
той же самой грозой, которая заставила
людей иначе взглянуть на собственную
жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает,
кто виноват в смерти женщины. Он обвиняет
в трагедии собственную мать: “Маменька,
вы ее погубили! Вы, Вы, Вы...”. Смерть Катерины
явилась тем знаком, который заставил
очнуться окружающих, открыть глаза, долгое
время закрытые пеленой лжи, лицемерия
и ханжества. Самодурство, равнодушие
и людское безразличие к чужой судьбе
губит людей не только физически, но и
духовно. Драма носит название “Гроза”
потому, что в данном произведении гроза
является не только природным, но и социальным
явлением. В городе назревала взрывоопасная
ситуация, и наконец она произошла — под
влиянием среды и окружающих людей несчастная
женщина добровольно рассталась с жизнью.
Таким образом, в "Грозе" нашло всестороннее
и глубокое отражение неспокойное, полное
противоречий и катастроф время, когда
начал рушиться старый патриархальный
мир, пробуждая в людях надежду на лучшее
будущее страны и народа.
Анализ стихотворения Г.Р. Державина « Памятник» Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид: Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! – весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь словянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Филицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай. "Памятник" Г.Р. Державина является переложением одноименного стихотворения древнеримского поэта Горация. Гораций жил очень давно, еще до нашей эры. Но в свой "Памятник" он сумел вложить мысль, во все последующие времена животрепещущую для художника-творца. Мысль о бессмертии созданных им произведений, а, следовательно, и его самого. До Державина это замечательное произведение переложил Ломоносов, после Державина – Пушкин. Тема бессмертия поэтических творений никогда не уходила из русской литературы, потому что вечна и неисчерпаема, как вечна и неисчерпаема сама поэзия. Когда-нибудь исследователь-литературовед или просто любитель поэзии положит перед собой все "Памятники", начиная с Горацинского, посмотрит и сравнит, как в каждом из них отразились историческая эпоха и личность поэта-переводчика. Личность Державина в его переложении "Памятника" отразилась полно и узнаваемо. Конечно же, "из безвестности известен стал" – это он сам, Гаврила Романович Державин. Начавший свой путь безвестным солдатом, долго и трудно выбивающийся в "большие люди" и всем успехам на жизненном пути обязанный лишь самому себе. И "забавный русский слог", и послание Фелице-Екатерине, и дерзкое приравнивание в "сердечной простоте" человека к Богу, и пререкания ради истины с самой императрицей – все это поэт говорит о себе лично. Пожалуй, ни один из прежних русских стихотворцев не осмелился так откровенно и просто поставить себя в центр повествования на столь традиционно высокую тему! И дело здесь не только в том, что Державин никогда не страдал от излишней скромности. Поэт был твердо уверен, что именно благодаря своему особому жизненному пути, он поднял русскую поэзию на новую высоту. И еще: дело в его уникальной художественной манере. Так он умел и стремился писать: осязаемо, насыщая произведения фактами своей биографии, плотью сегодняшнего дня. Державин не очень придерживается точного соответствия тексту Горация. В свой "Памятник" он вводит национальные и личностные приметы и детали. Но самое интересное, хотя, конечно, и спорное, в этой поэтической переориентации заключалось в том, что Державин видоизменил идейный замысел древнеримского стихотворения. Гораций в поэтическом величии уповал, прежде всего, на совершенство стиха, Державин – на его правдивость. В свое время это отметил Н.Г. Чернышевский. В статье "Очерки гоголевского периода русской литературы" он комментирует: "Гораций говорит: Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи; Державин заменяет это другим: Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народам, и царям". Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений. | |