Почему в немецкой литературе развивается значительно барокко в большей мере, чем классицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:17, сочинение

Описание

Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classucus - первоклассный, образцовый) и барокко (ит. Ьагоссо, букв. - вычурный) - основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, озна¬меновавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобра¬зительном искусстве.

Работа состоит из  1 файл

Сообщение.docx

— 38.15 Кб (Скачать документ)
 

Сообщение

На тему: «Почему в немецкой литературе развивается значительно  барокко в большей мере, чем  классицизм»

 
 
 

 

 

 




Выполнила: студент  II курса

Группы 27л1116

Бондаренко Александра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г., Тюмень 

Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classucus - первоклассный, образцовый) и барокко (ит. Ьагоссо, букв. - вычурный) - основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве. Однако писатели и поэты XVII в. сравнительно редко иллюстрировали политическую жизнь своей эпохи, предпочитая говорить о современности, прибегая к историческим ассоциациям и мифологическим аллюзиям.

Классицизм и барокко  возникли в недрах Ренессанса. В  XVII в. классическими считались произведения античных авторов, в особенности Вергилия и Горация, прославлявших Октавиана Августа. Применительно к творениям XVII в., созданным в соответствии с канонами классицизма, употребляется определение «классицистический» или «классицистский».

Подражая античным художникам и поэтам, поборники классицизма, в отличие от ренессансных гуманистов, заимствовали из наследия античности не столько содержание, сколько художественные принципы, которые понимались достаточно формально. Так, исходя из того, что в античных трагедиях события происходили перед дворцом с восхода до заката, а все сюжетные линии были взаимосвязаны, выдвигается знаменитое требование трех единств: единства места, времени и действия, которым обязан был подчиняться драматург.

Классицизм нашел наиболее полное воплощение во французском искусстве, которому оказалась весьма созвучной  идея служения государю и государству. Во Франции при Людовике XIII (1610-1643) фактическим правителем страны был кардинал Ришелье, который сумел победить Фронду - выступления знати против централизованной власти, что впоследствии нашло свое отражение в исторических романах Александра Дюма. Тогда же складывается этика, основанная на подчинении частных интересов государственным, а приоритет соответственно отдается долгу, а не чувствам. Герой классицистов был обязан смирять свои страсти силою разума, что нашло отражение и в знаменитом афоризме Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Вспомним еще одну известную сентенцию. Король Людовик XIV (1643-1715) заявлял: «Государство - это я». Король-Солнце был по-своему прав, ибо монарх становился символом консолидирующейся нации, служить королю означало исполнять государственный долг.

Французское общество зиждилось  на сословных принципах, которые  были перенесены и в сферу искусства, разделявшего на высшее и низшее.

Высшие жанры - эпопея, ода, трагедия - воплощали судьбы монархов и их приближенных. Низшие жанры - комедия, сатира, басня - отражали повседневную жизнь простолюдинов.

Основные положения классицистического искусства были определены Французской Академией, созданной Ришелье. Членам Академии, именуемым «бессмертными», а правильнее их стоило бы называть бессменными, надлежало следить за тем, чтобы все пишущие соблюдали единства, разделяли жанры на трагические и комические. Отступников сурово карали, отказывая им в субсидиях, которые получали все правоверные творцы.

Окончательно эстетика классицизма  сформировалась в трактате Никола Буало (1636-1711) «Поэтическое искусство». Сын судейского чиновника в начале своего творческого пути выступал как сатирик. Представленный королю, он вскоре становится придворным историографом. В «Поэтическом искусстве» (1674), написанном в стихах, он формулирует официальную доктрину классицистского искусства, причем делает это талантливо, будучи убежденным, что отстаиваемые им принципы существовали всегда и останутся вечно.

 Целью творчества при классицизме становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).

 

Барокко - оппозиционно по отношению  к классицизму. Классицистскому рационализму барокко противопоставляло повышенную эмоциональность и пышность форм. Художникам барокко присущ религиозный мистицизм, реальность, мера представляется им иллюзорной.

Развитие эстетической мысли  в Германии имело свои специфические  черты, которые объяснялись особенностями  ее социально-экономического положения. В начале XVII века в результате поражения Реформации и разгрома крестьянских восстаний начинается феодализация общества, растет абсолютная власть князей, упрочивается национальная раздробленность государства. В XVII веке Германия переживает один из наиболее трагических периодов своей истории. Германией правили князья, сумевшие извлечь из себя значительные выгоды из Реформации и трагического исхода Великой Крестьянской войны.

Протестантские князья Южной  и Западной Германии объединились в 1608 году в "Евангелическую унию", а католические князья под предводительством  герцога Баварского организовали в 1609 году свой военный союз под названием "Католическая лига", находившийся в тесной связи с императором, Испанией и папой. Борьба между унией  и лигой обострилась из-за Чехии, самостоятельного славянского государства, которое восстало против Габсбургов в 1618 году и восстание было подавлено католическими войсками. С трагедии чешского народа началась Тридцатилетняя война 1618-1648 г.г., в которую были втянуты почти все государства Европы. Бедствия немецкого народа стали поистине ужасающими. Германия была превращена в полупустыню, потеряла около 3/4 своего населения, на объединение Германии надежды было мало.

В немецком искусстве первой половины XVII века существовало две тенденции: мистическая, проникнутая страхом и безнадежностью, находящая утешение  в религиозном экстазе,   и прециозная,  зовущая к забвению в наслаждениях и забавах светской жизни.  Обе тенденции были глубоко враждебны народу, служили феодальной реакции, поддерживали ее. Обеим тенденциям присущи многие общие черты: стремление к изощренной форме в ущерб содержанию;  искусственная, далекая от живого языка лексика; сложная система сравнений, мешающая писателям и поэтам создать живую и правдивую картину действительности. Все это объединило литературу под общим      названием      «барокко».

Стоит отметить, что в  немецкой литературе XVII в. обнаруживается сложное переплетение классицистских и барочных тенденций. 

 

Писатели и поэты в  эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения насыщенность риторическими фигурами, антитезами,параллелизмами, градациями, оксюморонами Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман , реально-бытовой и сатирический роман. Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали.

 

История пасторальной литературы была чрезвычайно востребовательна. Она выделялась как эпоха. Это, безусловно, связано с социокультурным контекстом и порожденным им специфическим мироощущением эпохи, соединяющим в себе неизбывный трагизм и безудержный гедонизм, видение действительности в резких контрастах и противоречиях – и одновременно страстное стремление гармонизировать эти противоречия хотя бы в ментальной сфере, острое ощущение бренности всего земного – и стремление пробиться к вечности, приобщиться к ней уже в земной жизни, противопоставить неуютной для человека реальности прекрасный буколический мир. Несомненно, пастораль в различных ее жанровых разновидностях всегда выполняет функцию утопии, неся в себе социальный, духовный, эстетический эталон прекрасного, осуществления которого так жаждет человек. Как никогда остро эту жажду, смешанную с крепнущей горькой уверенностью в неосуществимости идеала, чувствовал человек XVII века, особенно в страшное время Тридцатилетней войны. 
 
Как известно, больнее всего эта война коснулась Германии, которая стала основным театром военных действий и к тому же оказалась расколотой на католические и протестантские княжества. Немцы убивали немцев, и это заставляло самых совестливых из них размышлять о собственной вине.

Война унесла огромное количество жизней – две трети населения  Германии, а в некоторых княжествах (например, в Вюртемберге, Баварии) –  девять десятых. Практически на протяжении всего военного лихолетья в Германии свирепствовала эпидемия черной чумы. Безумное, словно бы остановившееся время, которое в этом сонете символизируют замедленные реки, заваленные трупами, время, вращающееся по кругу, разделенное поэтом на шестилетия (к тому времени – три, из чего следует явственный намек на апокалиптическое число зверя – 666, на звериный лик истории), время, когда человеческая жизнь предельно обесценилась, казалось, было совершенно неподходящим для создания идиллических образов и буколических ландшафтов. Вероятно, именно потому, что культура развивается не столько «благодаря, сколько «вопреки» – вопреки неблагоприятным обстоятельствам, пытаясь спасти важнейшие гуманистические ценности, время войны, время послевоенной разрухи в Германии и пастораль не только утвердились в литературе, но и достигли своего расцвета. При этом пастораль вовсе не была способом «ухода» от действительности, но скорее – способом ее критики и выражения чаяний лучшего мира.

В литературе бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). В то время литература в целом обращалась к темам, лишь отдаленно связанным с современностью. В разгар страшной войны жизнь нередко сравнивали с пьесой, авторы вынуждены были искать с Богом более личных отношений и центральное место в литературе занял мотив суетности и тщеты.

Поэтому барокко в немецкой литературе  развивается в значительно  большей мере, чем классицизм. 

Литература:

  1. Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 146 С.
  2. Пронин В.А. История немецкой литературы: Учеб.пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2007. – 384с.
  3. Синило Г. В. ПАСТОРАЛЬ КАК ЖАНР И МИРОЧУВСТВОВАНИЕ У ПОЭТОВ ПЕГНИЦКОГО ПАСТУШЕСКОГО ОРДЕНА // Пастораль как текст культуры: теория, топика, синтез искусств: сб. науч. трудов / отв. ред. проф. Т. В. Саськова. М.: МГОПУ, 2005. С. 26–44. – 1 п. л.
  4. Выдержки из автореферата диссертации Шаулов Сергей Михайлович, 2009, 10.01.03 — Литература народов стран зарубежья 
     
    Диплом, курсовая и реферат самостоятельно — Реферун: http://www.referun.com/n/istoki-natsionalnogo-svoeobraziya-nemetskoy-poezii-reforma-martina-opitsa-i-filosofiya-yakoba-byome#ixzz2GpCMKTJ0

Информация о работе Почему в немецкой литературе развивается значительно барокко в большей мере, чем классицизм