Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:17, сочинение
Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classucus - первоклассный, образцовый) и барокко (ит. Ьагоссо, букв. - вычурный) - основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, озна¬меновавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобра¬зительном искусстве.
Сообщение |
На тему: «Почему в немецкой литературе развивается значительно барокко в большей мере, чем классицизм» |
Выполнила: студент II курса
Группы 27л1116
Бондаренко Александра
2013г., Тюмень
Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classucus - первоклассный, образцовый) и барокко (ит. Ьагоссо, букв. - вычурный) - основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия, ознаменовавшегося утверждением абсолютизма во Франции и Испании, контрреформацией и Тридцатилетней войной в Германии, первыми буржуазными революциями в Нидерландах и в Англии. Эти события находили свое отражение в драматургии и поэзии, в прозе и в изобразительном искусстве. Однако писатели и поэты XVII в. сравнительно редко иллюстрировали политическую жизнь своей эпохи, предпочитая говорить о современности, прибегая к историческим ассоциациям и мифологическим аллюзиям.
Классицизм и барокко возникли в недрах Ренессанса. В XVII в. классическими считались произведения античных авторов, в особенности Вергилия и Горация, прославлявших Октавиана Августа. Применительно к творениям XVII в., созданным в соответствии с канонами классицизма, употребляется определение «классицистический» или «классицистский».
Подражая античным художникам и поэтам, поборники классицизма, в отличие от ренессансных гуманистов, заимствовали из наследия античности не столько содержание, сколько художественные принципы, которые понимались достаточно формально. Так, исходя из того, что в античных трагедиях события происходили перед дворцом с восхода до заката, а все сюжетные линии были взаимосвязаны, выдвигается знаменитое требование трех единств: единства места, времени и действия, которым обязан был подчиняться драматург.
Классицизм нашел наиболее полное воплощение во французском искусстве, которому оказалась весьма созвучной идея служения государю и государству. Во Франции при Людовике XIII (1610-1643) фактическим правителем страны был кардинал Ришелье, который сумел победить Фронду - выступления знати против централизованной власти, что впоследствии нашло свое отражение в исторических романах Александра Дюма. Тогда же складывается этика, основанная на подчинении частных интересов государственным, а приоритет соответственно отдается долгу, а не чувствам. Герой классицистов был обязан смирять свои страсти силою разума, что нашло отражение и в знаменитом афоризме Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Вспомним еще одну известную сентенцию. Король Людовик XIV (1643-1715) заявлял: «Государство - это я». Король-Солнце был по-своему прав, ибо монарх становился символом консолидирующейся нации, служить королю означало исполнять государственный долг.
Французское общество зиждилось на сословных принципах, которые были перенесены и в сферу искусства, разделявшего на высшее и низшее.
Высшие жанры - эпопея, ода, трагедия - воплощали судьбы монархов и их приближенных. Низшие жанры - комедия, сатира, басня - отражали повседневную жизнь простолюдинов.
Основные положения
Окончательно эстетика классицизма сформировалась в трактате Никола Буало (1636-1711) «Поэтическое искусство». Сын судейского чиновника в начале своего творческого пути выступал как сатирик. Представленный королю, он вскоре становится придворным историографом. В «Поэтическом искусстве» (1674), написанном в стихах, он формулирует официальную доктрину классицистского искусства, причем делает это талантливо, будучи убежденным, что отстаиваемые им принципы существовали всегда и останутся вечно.
Целью творчества при классицизме становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
Барокко - оппозиционно по отношению к классицизму. Классицистскому рационализму барокко противопоставляло повышенную эмоциональность и пышность форм. Художникам барокко присущ религиозный мистицизм, реальность, мера представляется им иллюзорной.
Развитие эстетической мысли
в Германии имело свои специфические
черты, которые объяснялись
Протестантские князья Южной и Западной Германии объединились в 1608 году в "Евангелическую унию", а католические князья под предводительством герцога Баварского организовали в 1609 году свой военный союз под названием "Католическая лига", находившийся в тесной связи с императором, Испанией и папой. Борьба между унией и лигой обострилась из-за Чехии, самостоятельного славянского государства, которое восстало против Габсбургов в 1618 году и восстание было подавлено католическими войсками. С трагедии чешского народа началась Тридцатилетняя война 1618-1648 г.г., в которую были втянуты почти все государства Европы. Бедствия немецкого народа стали поистине ужасающими. Германия была превращена в полупустыню, потеряла около 3/4 своего населения, на объединение Германии надежды было мало.
В немецком искусстве первой половины XVII века существовало две тенденции: мистическая, проникнутая страхом и безнадежностью, находящая утешение в религиозном экстазе, и прециозная, зовущая к забвению в наслаждениях и забавах светской жизни. Обе тенденции были глубоко враждебны народу, служили феодальной реакции, поддерживали ее. Обеим тенденциям присущи многие общие черты: стремление к изощренной форме в ущерб содержанию; искусственная, далекая от живого языка лексика; сложная система сравнений, мешающая писателям и поэтам создать живую и правдивую картину действительности. Все это объединило литературу под общим названием «барокко».
Стоит отметить, что в немецкой литературе XVII в. обнаруживается сложное переплетение классицистских и барочных тенденций.
Писатели и поэты в
эпоху барокко воспринимали реальный
мир как иллюзию и сон. Реалистические
описания часто сочетались с их аллегорическим
изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические
изображения насыщенность риторическими
фигурами, антитезами,параллели
История пасторальной литературы
была чрезвычайно востребовательна.
Она выделялась как эпоха. Это, безусловно,
связано с социокультурным контекстом
и порожденным им специфическим мироощущением
эпохи, соединяющим в себе неизбывный
трагизм и безудержный гедонизм, видение
действительности в резких контрастах
и противоречиях – и одновременно страстное
стремление гармонизировать эти противоречия
хотя бы в ментальной сфере, острое ощущение
бренности всего земного – и стремление
пробиться к вечности, приобщиться к ней
уже в земной жизни, противопоставить
неуютной для человека реальности прекрасный
буколический мир. Несомненно, пастораль
в различных ее жанровых разновидностях
всегда выполняет функцию утопии, неся
в себе социальный, духовный, эстетический
эталон прекрасного, осуществления которого
так жаждет человек. Как никогда остро
эту жажду, смешанную с крепнущей горькой
уверенностью в неосуществимости идеала,
чувствовал человек XVII века, особенно
в страшное время Тридцатилетней войны.
Как известно, больнее всего эта война
коснулась Германии, которая стала основным
театром военных действий и к тому же оказалась
расколотой на католические и протестантские
княжества. Немцы убивали немцев, и это
заставляло самых совестливых из них размышлять
о собственной вине.
Война унесла огромное количество жизней – две трети населения Германии, а в некоторых княжествах (например, в Вюртемберге, Баварии) – девять десятых. Практически на протяжении всего военного лихолетья в Германии свирепствовала эпидемия черной чумы. Безумное, словно бы остановившееся время, которое в этом сонете символизируют замедленные реки, заваленные трупами, время, вращающееся по кругу, разделенное поэтом на шестилетия (к тому времени – три, из чего следует явственный намек на апокалиптическое число зверя – 666, на звериный лик истории), время, когда человеческая жизнь предельно обесценилась, казалось, было совершенно неподходящим для создания идиллических образов и буколических ландшафтов. Вероятно, именно потому, что культура развивается не столько «благодаря, сколько «вопреки» – вопреки неблагоприятным обстоятельствам, пытаясь спасти важнейшие гуманистические ценности, время войны, время послевоенной разрухи в Германии и пастораль не только утвердились в литературе, но и достигли своего расцвета. При этом пастораль вовсе не была способом «ухода» от действительности, но скорее – способом ее критики и выражения чаяний лучшего мира.
В литературе бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). В то время литература в целом обращалась к темам, лишь отдаленно связанным с современностью. В разгар страшной войны жизнь нередко сравнивали с пьесой, авторы вынуждены были искать с Богом более личных отношений и центральное место в литературе занял мотив суетности и тщеты.
Поэтому барокко в немецкой
литературе развивается в значительно
большей мере, чем классицизм.
Литература: