Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».Символика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание

Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в которое вложил он свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души», так и оставшиеся неоконченными после семнадцати лет работы. Поэма вызвала горячие споры и толки. В.Г.Белинский имел все основания сказать, что вопрос о «Мертвых душах» столько же литературный, сколько и общественный, результат столкновения старых начал с новыми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История создания поэмы 4
2.Символика в «портретных» характеристиках героев 5
3.Символика еды 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа состоит из  1 файл

ГОГОЛЬ.docx

— 47.43 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО Югорский государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по Истории отечественной  литературы

Тема: «Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».Символика»

 

 

 

Выполнил: студент гр. зб 3290

Пилипович Ю.В.

Проверил: преподаватель

Рябий М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск – 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. История создания поэмы 4

2.Символика в «портретных» характеристиках героев 5

3.Символика еды                                                                                                 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                                          15

 

ВВЕДЕНИЕ

Почти у каждого  писателя есть произведение, которое  является делом всей его жизни, творением, в которое вложил он свои искания  и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души», так  и оставшиеся неоконченными после  семнадцати лет работы. Поэма вызвала  горячие споры и толки. В.Г.Белинский  имел все основания сказать, что  вопрос о «Мертвых душах» столько  же литературный, сколько и общественный, результат столкновения старых начал  с новыми.

В произведении огромное значение имеет символика.  У Гоголя под каждым персонажем,  под каждой деталью сюжета кроется свой, двойной  смысл. В своей работе, мы попытаемся проанализировать некоторые элементы, ярко отображающие «гоголевскую» символику.

1.История создания

К работе над «Мертвыми душами»  Гоголь приступил в 1835 году. В это  время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта  Николая Васильевича, посоветовал  ему взяться за серьезное сочинение  и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные  им мертвые души как души живые. В  то время было известно немало историй  о реальных скупщиках мертвых  душ. В числе таких скупщиков  называли также одного из родственников  Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан  действительностью.

«Пушкин находил, – писал Гоголь, – что такой сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести  множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней  поездиться самому». В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его  смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел  и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести "Мертвые души" – перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась  за границей, главным образом в  Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведенного нападками  критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

В начале работы Гоголь определял  свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

После гибели Пушкина, явившейся для  Гоголя тяжелым ударом, работу над  «Мертвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьей которого в это время подружился. Друзьям  понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внес в рукопись необходимые поправки и изменения. В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряженно работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить  в трех томах "Мертвых душ". В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской  жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ». По словам самого писателя, первый том "Мертвых  душ" – лишь «крыльцо к обширному  зданию», второй и третий тома –  чистилище и возрождение. Но, к  сожалению, писателю удалось воплотить  только первую часть своей идеи.

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила  ее выпуск. Гоголь был подавлен и  искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился  за помощью к Белинскому, который  в это время приехал в Москву. Критик пообещал помочь Гоголю, и через  несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать "Мертвые души", но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые  души». Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и  имеющую большое значение для  раскрытия идейно-художественного  смысла произведения, цензура категорически  запретила. И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В  первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к  судьбе простых людей. После переделки  вся вина была приписана самому Копейкину.

В мае 1842 года книга поступила в  продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу  же разделились на два лагеря –  сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы  себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма  оказалась в центре журнально-критической  борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над  вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и  мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся  болезни, Гоголь сжег рукопись этого  тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к  идеалу, возрождению человеческого  духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого  наставления, но не смог – он так  и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание  было позднее продолжено Достоевским  и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение  его из той действительности, которую  так ярко изобразил Гоголь.

2.Символика в «портретных» характеристиках героев

Сам Гоголь  так говорил об особенностях своей работы над образом – характером: « Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня тогда, когда я заберу в уме своем весь этот существенный прозаический дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время  вокруг его всё тряпьё до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека,  словом – когда соображу все от мала до велика ничего не пропустивши…”

Погружение человека в  прозаический “дрязг жизни”, “ в тряпье”, - это и есть средство создания характера героев. Центральное место в 1 томе занимают пять “ портретных” глав (образы помещиков). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30 –х годах 19 века, в связи с ростом капиталистических сил,  приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке.

Безхозяйственного помещика Манилова (2 гл.) сменяет мелочная скопиданка Коробочка ( 3гл. ), безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва ( 4гл. ) – прижимистый Собакевич ( 5 гл. ). Завершает эту галерею помещиков – Плюшкин – скряга, который довел свое имение и крестьян до полного разорения.Картина экономического распада барщинного, натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина – нарисована живо и жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век. Гоголь ведет нас , показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.Так поэма превращается в гениальное обличие крепостничества как такого социально – экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства. Эта  идейная направленность поэмы раскрывается, прежде всего, в системе её образов.

Галерея портретов помещиков  открывается образом Манилова –  “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; в приемах  и оборотах его было что – то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером “…Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованными людьми “. На фоне обитателей города и поместий он кажется ”весьма обходительным  и учтивым помещиком”, на котором лежит какой –то отпечаток “ полупросвещённой среды”. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и о времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчёмность этого “существователя”.Писатель подчёркивает в характере Манилова две основные черты – его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не было никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, всецело передоверив его приказчику. Он даже не мог сказать Чичикову, умирали ли у него крестьяне со времени ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру ( т.е. возвышении), открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова только пять – шесть берез, а в его деревне нигде не было растущего деревца или какой – нибудь зелени”. О без  хозяйственности, непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка  комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей”,” щегольский подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями “стоял на столе, а рядом с ним помещался какой –то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале.”

“Не мудрено, что у такого хозяина довольно пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – нечистоплотны и пьяницы, а вся дворня спит немилосердным образом и паясничает всё остальное время”. Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей  праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего – два года в его кабинете лежит книга, заложенная всё на той же 14 – ой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “проектами , вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства  – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза: вместо мысли какие – то бессвязные, глупые рассуждения, вместе деятельности – пустые мечты.

Не живым человеком, а  пародией на него, иным воплощением, все  той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мягкая помещица – владелица 80 душ крепостных.

В противоположность Манилову, Коробочка – деловитая хозяйка. У неё      “хорошая деревенька, двор полон всякой птицы, имеются просторные огороды c капустой, луком, картофелем, свёклой…, …. Есть яблони и другие фруктовые деревья; имена крестьян своих она почти всех знала по имени наизусть. Приняв Чичикова за покупщика, она предлагает ему всевозможные продукты своего хозяйства….”

Но умственный кругозор Коробочки  крайне ограничен. Гоголь подчёркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает на то, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится ”продешевить” при продаже. Все новое и небывалое пугает её.

“Дубинноголовая” Коробочка  – воплощение тех традиций, которые  сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное  хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гоголь говорит, что таких  “Коробочек” можно встретить  и в среде столичных аристократов.

Иной тип “живого мертвеца”  представляет Ноздрёв. ”Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как сталь бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с его лица”.

Ноздрёв – полная противоположность  и Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола, у него ”неугомонная юркость  и бойкость характера”. Он буян, кутила, враль, ”рыцарь кутежа”. Он не чужд хлестаковщины – стремления показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только псарня.Ноздрёв нечестно играет в карты, всегда готов “ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё что хотите”. Однако всё это не приводит Ноздрёва к обогащению, а, напротив, разоряет его.Общественное значение образа Ноздрёва заключается в том, что на нём Гоголь наглядно показывает все противоречие между интересами крестьянства и помещиков. На ярмарку из имения Ноздрёва привезли продукты сельского хозяйства – плоды подневольного труда его крестьян – и “продали  по самой выгодной цене”, а Ноздрёв всё прокутил и проиграл  за несколько дней.

Информация о работе Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».Символика