Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:45, реферат
Поэты любят родину по-разному. Есть любовь открытая, любовь державная,
государственная, прозвучавшая в свое время у А.С. Пушкина.
Есть другая любовь, более скрытая от постороннего взгляда.
Это любовь то упрямая, то светлая, но не блистающая, такая, какой она предстает перед нами в одном из стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Поэтический мир Николая Рубцова
Поэты любят родину по-разному. Есть любовь открытая, любовь державная,
государственная, прозвучавшая в свое время у А.С. Пушкина.
Есть другая любовь, более скрытая от постороннего взгляда.
Это любовь то упрямая, то светлая, но не блистающая, такая, какой она предстает перед нами в одном из стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Как бы то ни было, эти два русла любви вот уже полтора века, то
разбиваясь на ручейки, то образуя целые реки, несут свои воды в море
русской поэзии
и по сегодняшний день... Николай
Михайлович Рубцов любит
похоронена его мать. За то, что куда бы он ни уезжал, он все равно рано или
поздно возвращается обратно.
Эта смертная связь росла и крепла всю жизнь, и благодаря ей в душе
поэта рождаются
самые высокие чувства и
вырастает
значение этой связи и
скромному одинокому огоньку, горящему в окне русской избы среди
бездорожного поля, произносит тихие слова благодарности:
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя...
Добро и красота смыкаются, становится ясно, что родина для поэта - не
только земля, но и высшее духовное начало, воплощение добра и
справедливости.
Жажда странствий в юности владела душой поэта, и он отдал этой
страсти щедрую дань, как и многие его сверстники. Его стихи о море образуют в книге мажорную ноту, в которой, однако, уже можно услышать неясное желание возвращения:
Я, юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал.
Чтоб для отважных вечно - море,
А для уставших - свой причал...
С годами, гул морей, и звуки шторма, и лихое веселье легкого на
подъем человека окончательно уступили место негромким речам, полным
лирической правды:
Острова свои обогреваем
И живем без лишнего добра,
Да всегда с огнем и урожаем,
С колыбельным пеньем до утра...
Лирический
поэт вправе видеть жизнь
Состояние его души сливается с родной природой, с преданиями родины, с
атмосферой
ее жизни, и это слияние
условный (но
в меру и существующий) мир,
которым наполнены книги Н.
Это мир
размеренной и необходимой
...Спасали скот, спасали каждый дом
И глухо говорили: - Слава богу!
Слабеет дождь... вот-вот... еще немного...
И все пойдет обычным чередом.
А ведь
именно присутствием своего
Лирический
поэт пишет стихотворение,
Рукой раздвинув темные кусты,
Я не нашел и запаха малины,
Но я нашел могильные кресты,
Когда ушел в малинник за овины...
Это уже песня... Русская традиция в книгах Н.Рубцова существует еще и в том, что его стихи естественно, незаметно вдруг переходят в песню, вернее, не в песню, а в песенную стихию:
Не грусти на знобящем причале,
Парохода весною не жди!
Лучше выпьем давай на прощанье
За недолгую нежность в груди.
Стихи молодого поэта не отличаются большим своеобразием. Отражается в
них повседневность
матросской службы с выходами
в дозор, учебными атаками,
мечтами об отпуске и встрече
с близкими ("Утро на море",
"Морская служба", "В дозоре",
"Возвращение", "Учебная атака",
"Море"). Кое-какой опыт был
у него со школьных лет, но
говорить об устойчивых
Отношение
к поэзии определилось
должному служить целям воинской подготовки. Между тем уже по ранним
стихотворным опытам видно, что Н. Рубцов умеет улавливать интересные
детали, находить свежие образы, динамически передать развитие событий.
Порою молодой
поэт схематичен, не всегда справляется
с композицией, однако слово
он хорошо чувствует, умеет
строить фразу, добиться
Пытается
Н. Рубцов также набросать
мужичке - "Леской хуторок" (так первоначально называлось стихотворение
"Добрый Филя"). Находят отражение в его стихах и полузабытые деревенские впечатления ("Я забыл, как лошадь запрягают...", "Эхо прошлого", "На гуляний").
Постепенно
тема скитаний отошла на
многих составляющих
жизни и размышлений о ней;
поэт искал родину в стихах,
а нашел он ее в своей
жизни. Впрочем, припомним, - и
раньше образ родины возникал
в искренних и цельных
Все люблю
без памяти в деревенском
Будоражат сердце мне в сумерках полей
Крики перепелок, дальних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней...
К началу
60-х годов восприятие поэтом
родины обогащается
чувством, которое
отчетливо звучит уже в
Любимые края дороги поэту и в весеннюю пору, когда "высоко над зыбким
половодьем без остановки мчатся журавли", и в долгую зиму, когда "снег
лежит по всей России, словно радостная весть", и в жаркий день, когда "зной
звенит во все свои звонки". Однако осень с ее дождями и ветром, увядание -
ближе душе
поэта, задевает самые
использует сдержанные, нередко позволяя себе писать стихи, так сказать, "в
черно-белом исполнении" (как, например, "лошадь белая в поле темном вскинет голову и заржет"; или: "в чистых снегах ледяные полынные воды"). В его лирике преобладает грустная интонация, но ей присуще бесконечное
разнообразие
вариаций.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бараков В.Н. Лирика Николая Рубцова. – 1993.
2. Рубцов Н.М. Избранное. – М., 1982.
3. Рубцов
Н. Стихотворения. – М., 1983.