Поэзия и устное творчество казахского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:01, реферат

Описание

Сложение казахской народности привело и к образованию казахского языка, этот процесс длился целые столетия. Были созданы условия и для развития письменности, но, как и раньше, казахи продолжали пользоваться арабским алфавитом. Грамотность была доступна господствующему классу, т. к. основную массу населения ему было выгодно держать неграмотной.
Памятники казахской письменной литературы XVI—XVII веков —«Сборник летописей» (Джами-ат-таварих) Кадыргали Джалаири (Жалаири), «История Рашида» (Тарих-и-Рашиди) Мухаммеда Хайдара, «Тарих-и-кипчаки» (Кыпшак-хана)—дают представление о жизни казахов того времени.

Содержание

Введение
Поэзия и устное творчество казахского народа
Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Истории К.docx

— 37.78 Кб (Скачать документ)

 

Кет-Буга был  предводителем одного из казахских  родов племени найман, долго сопротивлявшихся власти Чингисхана и Хулагу-хана. Кет-Буга, впоследствии наладив отношения  с Чингисханом, стал одним из его  военачальников. Согласно сложившейся  легенде, когда любимый сын Чингисхана Джучи погиб в походах, долго  никто не осмеливался сказать  об этом грозному повелителю, только военачальник Кет-Буга искусной игрой на кобызе сочиненного  им печального кюя оповестил о  смерти сына Чингисхана. Кюй под  названием «Хромой кулан и  Джучи-хан» исполняется и поныне.

Мотивы тоски  и скорби в думах-размышлениях Доспамбе-та-жырау  сменяются мотивами чувственной  любви. В духе восточной эротики  он красочно воспевает женскую красоту: «...красавицу взял я..., лица ее не тронул загар, и не коснулся ветер волос», «нежный локоть», «за шелковым пологом  с алым шитьем лобзал я красавицу  в мраке ночном, и косы она разметала  кругом...».

Завершая  предсмертный толгау-исповедь, Доспамбет-жы-рау  говорит, что «мне не о чем в  жизни своей сожалеть», и сознание этого дает ему поразительное  мужество и таинственное спокойствие  перед мученической смертью. Стихи-толгау Доспамбета сохранились в памяти народа.

Мировоззрение и мировосприятие казахских жырау, живших в условиях патриархально-феодального  общества, отражали сознание людей  того времени, представляли собою определенную ступень развития общественной мысли  эпохи казахского средневековья. Поэты  пытались понять окружающую среду, общественную жизнь, давали довольно правдивую ее характеристику, хотя их взгляды и  не были системными. 
В творчестве казахских жырау разрабатывалась также одна из вечных тем многовековой истории культуры — тема гуманности, человечности. Разумеется, эту общечеловеческую тему казахские жырау разрабатывали по-своему, сообразно требованиям своего времени. «Хорошего человека», «плохого человека» они изображали через призму своих представлений и воззрений. Основная суть поэтических размышлений казахских жырау сводится, в большинстве случаев, к изложению и объяснению того, что «хорошо» и «плохо», кто является «хорошим человеком», «кто плохим», к понятиям «справедливость» и «несправедливость», «положительное» и «отрицательное». В период, когда жили и творили жырау. старейшины родов — аксакалы — управляли родами и племенами вместе с биями и султанами, беками и батырами. По этой причине произведения казахских жырау посвящались отдельным султанам и ханам, батырам и биям. Обращаясь к ним, жырау утверждали, что от поведения и поступков правителей зависит жизнь и благосостояние родов и племен, отсюда идеализация образов батыров-правителей. Рождение таких людей, т. е. батыров, предводителей ополчения, «акынов-ораторов», призывающих в поход, понималось как счастье для рода и племени. Поэты поучали правителей, давали им советы. Например, Шалкииз-жырау дает такие советы Темиру-правителю:


...Добрым  людям, рода сыновьям,

Дай скота, будь дружен с ними сам.

Это нужно и тебе и нам...

Ты  не принижай людей своих.

Коль  принизишь ты людей своих.

Не  найдешь ты помощи у них...

Не  вступай сам с силачами в бой,

Чтоб  не насмехались над тобой.

Над твоей бессильною борьбой.

Лучше умный враг.

Чем глупый друг... 
                                                                          (Перевод В.С. Рождественского.)

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема  нравственности — одна из основных в поэзии жырау. Например, по мнению Актамберды-жырау, самый счастливый человек тот, у кого братьев и  родичей много, «жена очень кроткая  и исполнительная», у кого «на  джайляу растет скот», и тот, «кто умеет обращаться с людьми», «кто отличается щедростью и добротой». К отрицательным чертам он относит  неверность, скупость, хвастовство, горделивость. По мнению многих жырау, признаком несчастья  считается отсутствие детей или  рождение только одного ребенка в  семье, одиночество в старости и  т. п. 
У всех воинов-жырау есть одна мерка человеческого достоинства — подвиг, совершенный в походах. Общественное положение человека, его слава, почет и уважение, оказываемые ему, должны измеряться храбрыми действиями в бою. Оценка человека по его героическим поступкам встречается и в средневековой тюркоязычной «Книге моего деда Коркуда». Вероятно, эта традиция уходит своими корнями в глубь веков и продолжает существовать в позднем средневековье.

Таким образом  казахская поэзия XV—XVII веков подготовила  почву, основу для последующего движения и развития национальной литературы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    • Кузембаев А., Абиль Е. История Республики Казахстан «Фолиант» Астана 2001
    • Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). – Алматы, 1994.
    • Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ век. -Алматы, 1997.

Информация о работе Поэзия и устное творчество казахского народа