Поэзия периода великой отечественной войны (1941—1945)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:21, творческая работа
Описание
Работа состоит из 1 файл
ПОЭЗИЯ
ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941—1945)
- Военная
действительность начальной поры потребовала
от литературы, в особенности в
первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных
слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных.
Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского,
были приравнены «к штыку». Листовка, говорил
Николай Тихонов, была подчас для
поэта важнее стихотворения, а стихотворение
нередко стремилось к тому, чтобы
стать листовкой, не чувствуя себя при
этом эстетически ущемлённым. «Никогда
не было такого разнообразия в писательском
арсенале! — вспоминал он же в
статье «В дни испытаний». — Краткие
яркие корреспонденции, зарисовки
сразу после боя, впечатления, наблюдения,
портреты отдельных героев, листовки,
боевые листки, обращения к солдатам
противника, многочисленные выступления
по радио, статьи, и стихи, и призывы,
обращённые в края, оккупированные
фашистами, материалы для партизанской
печати, очерки, рассказы, беседы, фельетоны,
обзоры, рецензии…» Поэты, по свидетельству
Н. Тихонова, не представляли в этом разнообразном
газетном, по преимуществу сугубо публицистическом
деле никакого исключения. Наоборот, «стих
получил особое преимущество», так как
«писался быстро, не занимал в газете много
места, сразу поступал на вооружение…»
- Фронтовой
быт военных поэтов не многим отличался
от жизни солдат и боевых офицеров,
они полностью делили с ними все
тяготы обстановки. Не только корреспонденции,
но и стихи рождались буквально
«на местности». Как писал, заключая
своего «Василия Тёркина», Александр
Твардовский, —
На войне под кровлей
шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колёс,
В дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс…
- Повседневную
поэтическую работу, в том числе
и утилитарно-черновую работу в газетах
первого периода войны, при всём
том, что многое из неё не пережило
своего времени, так и оставшись
в старых газетных подшивках, нельзя
недооценивать. Она была, во-первых,
огромна по размаху, её делали ежедневно
и ежечасно тысячи литераторов на
всех фронтах Великой Отечественной
войны, делали самоотверженно и подвижнически
в тяжелейших условиях изнурительной
борьбы, они пронизали своим пропагандистским,
агитационным партийным словом всю
накалённую атмосферу военного времени;
во-вторых, эти коллективные усилия
поэтов, каждый из которых выполнял
свою локальную задачу, в совокупности
образовали для сегодняшнего читателя
своеобразную летопись своей героической
эпохи; сама торопливость, незавершённость
неотделанность той или иной стихотворной
строки приобретает в наши дни
дополнительный документальный эффект
— грубая, обугленная фактура стиха
подчас свидетельствует нам о
тяжести войны больше, чем это
могли бы сказать отделанные во всех
частностях, написанные на досуге произведения.
- Руками,
огрубевшими от стали,
Писать стихи, сжимая
карандаш.
Солдаты спят — они
за день устали,
Храпит прокуренный
насквозь блиндаж.
Под потолком коптилка
замирает,
Трещат в печурке мокрые
дрова…
Когда-нибудь потомок
прочитает
Корявые, но жаркие слова,
И задохнётся от густого
дыма,
От воздуха, которым
я дышал,
От ярости ветров неповторимых,
Которые сбивают наповал.
И, не видавший горя
и печали,
Огнем не прокалённый,
как кузнец,
Он предкам позавидует
едва ли,
Услышав, как в стихах
поёт свинец,
Как дымом пахнет всё
стихотворенье,
Как хочется перед атакой
жить…
И он простит мне в рифме
прегрешенье…
Он этого не сможет не
простить…
Сергей Орлов
- Нельзя,
кроме того, не учитывать, что эта
огромная, повседневная и, конечно же,
зачастую далёкая от художественного
совершенства поэтическая работа, хотя
и была подчас рассчитана лишь на краткий
срок газетной полосы или на полузабвенье
в записной книжке, приносила большую
пользу самим литераторам, так как приучала
художника постоянно жить действительными
потребностями воюющего народа и произносить
слова, столь же необходимые на войне,
как пуля, снаряд или винтовка. Всё, что
было украшающей фразой, суесловием, высокопарностью
и прочими литературными красотами, тотчас
обнаруживало свою беспочвенность — война
требовала дела, и только дела. Люди, которым
адресовались стихи, постоянно встречались
со смертью — им было нужно слово сердечное
и правдивое. «Война нас научила, — замечал
М. Шолохов, — говорить очень прямо».
- Один
из сотрудников «Фронтовой правды»,
С. А. Савельев, вспоминает: « .. .уже в
первые месяцы войны фронтовая поэзия
стала „царицей газетных полей”. В
нашей газете, как и в других,
она показала отличные боевые качества:
высокую оперативность, меткость, большую
взрывчатую силу, умение „взаимодействовать”
со всеми другими родами газетного
оружия, „придать” и официальному
документу, и корреспонденции с
переднего края, и скупому информационному
сообщению энергию поэтического
слова…»
- То
действительно были стихи-солдаты, рядовые
труженики войны, не чуравшиеся никакой
черновой работы, самоотверженно бросавшиеся
в самое пекло боев и тысячами погибшие,
навсегда оставшись неизвестными для
далёких потомков своих военных читателей.
- Качается
рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы —
девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты:
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
- В отличие
от прежних эпох единичный голос
поэта теперь мгновенно озвучивался
сотнями тысяч газетных полос (не
говорим уже о других средствах
массовой информации и пропаганды,
например о радио), о чём, конечно,
не мог и помышлять первый и
русской поэзии «сотрудник» армейской
типографии Вас. Жуковский. Это, естественно,
сильно повышало агитационное и иное
воздействие стиха на читательскую
аудиторию, накладывая при том, разумеется,
особую ответственность на поэта.
- С
полос газетных, свёрстанных
ночами,
Ещё пропахших дымом
фронтовым,
Сатирой, песней, лозунгом,
стихами
Я прихожу к читателям
моим,—
- Поэтическая
публицистика была непременным и
боевым участником каждого дня военной
страды. В лучших своих произведениях
она сочетала острую отточенность публицистической
формы, глубочайшую ненависть к врагу
с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом,
с глубочайшей верой в торжество человечности.
Этот великолепный и сложный сплав и придал
поэтической публицистике периода Великой
Отечественной войны колоссальную агитационную
силу воздействия.
Информация о работе Поэзия периода великой отечественной войны (1941—1945)