Поэзия периода великой отечественной войны (1941—1945)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:21, творческая работа

Описание

Поэзия Великой войны.

Работа состоит из  1 файл

ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.pptx

— 1.01 Мб (Скачать документ)

ПОЭЗИЯ  ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 
(1941—1945)

    • Военная действительность начальной поры потребовала  от литературы, в особенности в  первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных  слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных. Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку». Листовка, говорил  Николай Тихонов, была подчас для  поэта важнее стихотворения, а стихотворение  нередко стремилось к тому, чтобы  стать листовкой, не чувствуя себя при  этом эстетически ущемлённым. «Никогда не было такого разнообразия в писательском арсенале! — вспоминал он же в  статье «В дни испытаний». — Краткие  яркие корреспонденции, зарисовки  сразу после боя, впечатления, наблюдения, портреты отдельных героев, листовки, боевые листки, обращения к солдатам противника, многочисленные выступления  по радио, статьи, и стихи, и призывы, обращённые в края, оккупированные фашистами, материалы для партизанской печати, очерки, рассказы, беседы, фельетоны, обзоры, рецензии…» Поэты, по свидетельству Н. Тихонова, не представляли в этом разнообразном газетном, по преимуществу сугубо публицистическом деле никакого исключения. Наоборот, «стих получил особое преимущество», так как «писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение…»
    • Фронтовой быт военных поэтов не многим отличался  от жизни солдат и боевых офицеров, они полностью делили с ними все  тяготы обстановки. Не только корреспонденции, но и стихи рождались буквально  «на местности». Как писал, заключая своего «Василия Тёркина», Александр  Твардовский, — 
       
      На войне под кровлей шаткой, 
      По дорогам, где пришлось, 
      Без отлучки от колёс, 
      В дождь, укрывшись плащ-палаткой, 
      Иль зубами сняв перчатку, 
      На ветру, в лютой мороз, 
      Заносил в свою тетрадку 
      Строки, жившие вразброс…
    • Повседневную  поэтическую работу, в том числе  и утилитарно-черновую работу в газетах  первого периода войны, при всём том, что многое из неё не пережило своего времени, так и оставшись  в старых газетных подшивках, нельзя недооценивать. Она была, во-первых, огромна по размаху, её делали ежедневно  и ежечасно тысячи литераторов на всех фронтах Великой Отечественной  войны, делали самоотверженно и подвижнически  в тяжелейших условиях изнурительной  борьбы, они пронизали своим пропагандистским, агитационным партийным словом всю  накалённую атмосферу военного времени; во-вторых, эти коллективные усилия поэтов, каждый из которых выполнял свою локальную задачу, в совокупности образовали для сегодняшнего читателя своеобразную летопись своей героической  эпохи; сама торопливость, незавершённость  неотделанность той или иной стихотворной строки приобретает в наши дни  дополнительный документальный эффект — грубая, обугленная фактура стиха  подчас свидетельствует нам о  тяжести войны больше, чем это  могли бы сказать отделанные во всех частностях, написанные на досуге произведения.
    • Руками, огрубевшими от стали, 
      Писать стихи, сжимая карандаш. 
      Солдаты спят — они за день устали, 
      Храпит прокуренный насквозь блиндаж. 
      Под потолком коптилка замирает, 
      Трещат в печурке мокрые дрова… 
      Когда-нибудь потомок прочитает 
      Корявые, но жаркие слова, 
      И задохнётся от густого дыма, 
      От воздуха, которым я дышал, 
      От ярости ветров неповторимых, 
      Которые сбивают наповал. 
      И, не видавший горя и печали, 
      Огнем не прокалённый, как кузнец, 
      Он предкам позавидует едва ли, 
      Услышав, как в стихах поёт свинец, 
      Как дымом пахнет всё стихотворенье, 
      Как хочется перед атакой жить… 
      И он простит мне в рифме прегрешенье… 
      Он этого не сможет не простить…
 

                   Сергей Орлов

    • Нельзя, кроме того, не учитывать, что эта  огромная, повседневная и, конечно же, зачастую далёкая от художественного  совершенства поэтическая работа, хотя и была подчас рассчитана лишь на краткий  срок газетной полосы или на полузабвенье в записной книжке, приносила большую пользу самим литераторам, так как приучала художника постоянно жить действительными потребностями воюющего народа и произносить слова, столь же необходимые на войне, как пуля, снаряд или винтовка. Всё, что было украшающей фразой, суесловием, высокопарностью и прочими литературными красотами, тотчас обнаруживало свою беспочвенность — война требовала дела, и только дела. Люди, которым адресовались стихи, постоянно встречались со смертью — им было нужно слово сердечное и правдивое. «Война нас научила, — замечал М. Шолохов, — говорить очень прямо».
    • Один  из сотрудников «Фронтовой правды», С. А. Савельев, вспоминает: « .. .уже в  первые месяцы войны фронтовая поэзия стала „царицей газетных полей”. В  нашей газете, как и в других, она показала отличные боевые качества: высокую оперативность, меткость, большую  взрывчатую силу, умение „взаимодействовать”  со всеми другими родами газетного  оружия, „придать” и официальному документу, и корреспонденции с  переднего края, и скупому информационному  сообщению энергию поэтического слова…» 
    • То действительно были стихи-солдаты, рядовые труженики войны, не чуравшиеся никакой черновой работы, самоотверженно бросавшиеся в самое пекло боев и тысячами погибшие, навсегда оставшись неизвестными для далёких потомков своих военных читателей.
    • Качается  рожь несжатая, 
      Шагают бойцы по ней. 
      Шагаем и мы — 
      девчата, 
      Похожие на парней. 
      Нет, это горят не хаты: 
      То юность моя в огне, 
      Идут по войне девчата, 
      Похожие на парней.
    • В отличие  от прежних эпох единичный голос  поэта теперь мгновенно озвучивался  сотнями тысяч газетных полос (не говорим уже о других средствах  массовой информации и пропаганды, например о радио), о чём, конечно, не мог и помышлять первый и  русской поэзии «сотрудник» армейской  типографии Вас. Жуковский. Это, естественно, сильно повышало агитационное и иное воздействие стиха на читательскую аудиторию, накладывая при том, разумеется, особую ответственность на поэта.
    • С полос газетных, свёрстанных ночами, 
      Ещё пропахших дымом фронтовым, 
      Сатирой, песней, лозунгом, стихами 
      Я прихожу к читателям моим,—
    • Поэтическая публицистика была непременным и  боевым участником каждого дня военной  страды. В лучших своих произведениях  она сочетала острую отточенность публицистической 
      формы, глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом, с глубочайшей верой в торжество человечности. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.

Информация о работе Поэзия периода великой отечественной войны (1941—1945)