Поэзия великойй отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:48, доклад

Описание

Большое место занимала поэзии Великой Отечественной войны песня — в самых различных её разновидностях: наряду с лирическими песнями о любви, о разлуке, об ожидании встречи широко развивались песни маршевые, гимнические, произведения высокого гражданского звучания, песни , рождавшиеся в минуты затишья и краткого отдыха. Нередко песни создавались для какой-либо одной дивизии или полка; написанные в большинстве случаев самодеятельными авторами, они становились постоянной принадлежностью того или иного воинского соединения, и ими дорожили.

Работа состоит из  1 файл

поэзия великойй отечественной войны.doc

— 27.50 Кб (Скачать документ)

Большое место  занимала поэзии Великой Отечественной  войны песня — в самых различных  её разновидностях: наряду с лирическими  песнями о любви, о разлуке, об ожидании встречи широко развивались  песни маршевые, гимнические, произведения высокого гражданского звучания, песни , рождавшиеся в минуты затишья и краткого отдыха. Нередко песни создавались для какой-либо одной дивизии или полка; написанные в большинстве случаев самодеятельными авторами, они становились постоянной принадлежностью того или иного воинского соединения, и ими дорожили.

Потребность в  песнях различного характера была на фронте (и в тылу военных лет) очень  велика. Композиторы и поэты не могли не видеть, с какой настойчивостью искала себе выражения в задушевном напевном слове человеческая душа.

Как уже говорилось, тон песне задала любимая всем народом «Священная война» Вас. Лебедева-Кумача и А. Александрова.

Однако в первый год войны широко звучали и  старые лирические песни довоенных  лет, вплоть до сентиментального «Синего  платочка», вскоре, однако, переделанного на военный лад для певицы К. Шульженко. Такие песни охотно пели в землянках под гармонь или гитару. Правда, их текст не всегда подходил к новой, фронтовой обстановке, но какую-то часть чувств и переживаний они всё-таки выражали, а главное напоминали о мирном, довоенном прошлом, где остались дом, счастье, любовь, семья. Магической силой воспоминаний и личных ассоциаций эти отзвучавшие и, казалось бы, уже сгоревшие на войне мелодии старых, «мирных» песен разом переносили человека в давно оставленный им далёкий домашний мир. Не случайно в одном из стихотворений, вспоминая довоенный «Синий платочек», М. Матусовский писал:

Пламя военных пожаров, небо военного дня, 
Милая, глупая песня, что ж ты волнуешь меня?..(1)

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и стран

Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые  тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую  военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом... ", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я – другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", – так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.

Создание песен  коллективными усилиями, а также большой интерес вообще к стиху со стороны широкой солдатской аудитории свидетельствовали о силе и мужестве народного духа, о живой, неиссякаемой талантливости масс. «Суровые будни войны целиком поглощают время бойца, — писала газета Калининского фронта «Вперёд на врага!». — Но он всё же урывает минуту, чтобы выразить в стихах свои думы и чувства. В редакцию поступают десятки стихотворений». (12) Стихи некоторых солдат-поэтов — сержанта В. Тарбеева, мл. лейтенанта А. Кузьмина, старшины Е. Писаревского, мл. лейтенанта М. Останина, рядовых Ф. Орлова, Г. Отставных, Г. Кабанова, С. Белоусова, В. Смолькова и многих других были положены на музыку известными композиторами. Поистине, как говорила Ольга Берггольц, «только благородный народ… может воевать со стихами на устах, запёкшихся от зноя войны». (13)

Множество песен, созданных в годы Великой Отечественной  войны, продолжает звучать и десятилетия  спустя после победы. Как живая  часть духовной культуры народа они  перешли к внукам и правнукам  солдат Великой войны. 

Информация о работе Поэзия великойй отечественной войны