Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:48, доклад
Большое место занимала поэзии Великой Отечественной войны песня — в самых различных её разновидностях: наряду с лирическими песнями о любви, о разлуке, об ожидании встречи широко развивались песни маршевые, гимнические, произведения высокого гражданского звучания, песни , рождавшиеся в минуты затишья и краткого отдыха. Нередко песни создавались для какой-либо одной дивизии или полка; написанные в большинстве случаев самодеятельными авторами, они становились постоянной принадлежностью того или иного воинского соединения, и ими дорожили.
Большое место
занимала поэзии Великой Отечественной
войны песня — в самых
Потребность в песнях различного характера была на фронте (и в тылу военных лет) очень велика. Композиторы и поэты не могли не видеть, с какой настойчивостью искала себе выражения в задушевном напевном слове человеческая душа.
Как уже говорилось, тон песне задала любимая всем народом «Священная война» Вас. Лебедева-Кумача и А. Александрова.
Однако в первый год войны широко звучали и старые лирические песни довоенных лет, вплоть до сентиментального «Синего платочка», вскоре, однако, переделанного на военный лад для певицы К. Шульженко. Такие песни охотно пели в землянках под гармонь или гитару. Правда, их текст не всегда подходил к новой, фронтовой обстановке, но какую-то часть чувств и переживаний они всё-таки выражали, а главное напоминали о мирном, довоенном прошлом, где остались дом, счастье, любовь, семья. Магической силой воспоминаний и личных ассоциаций эти отзвучавшие и, казалось бы, уже сгоревшие на войне мелодии старых, «мирных» песен разом переносили человека в давно оставленный им далёкий домашний мир. Не случайно в одном из стихотворений, вспоминая довоенный «Синий платочек», М. Матусовский писал:
Пламя военных
пожаров, небо военного дня,
Милая, глупая песня, что ж ты волнуешь
меня?..(1)
Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и стран
Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом... ", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я – другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", – так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.
Создание песен коллективными усилиями, а также большой интерес вообще к стиху со стороны широкой солдатской аудитории свидетельствовали о силе и мужестве народного духа, о живой, неиссякаемой талантливости масс. «Суровые будни войны целиком поглощают время бойца, — писала газета Калининского фронта «Вперёд на врага!». — Но он всё же урывает минуту, чтобы выразить в стихах свои думы и чувства. В редакцию поступают десятки стихотворений». (12) Стихи некоторых солдат-поэтов — сержанта В. Тарбеева, мл. лейтенанта А. Кузьмина, старшины Е. Писаревского, мл. лейтенанта М. Останина, рядовых Ф. Орлова, Г. Отставных, Г. Кабанова, С. Белоусова, В. Смолькова и многих других были положены на музыку известными композиторами. Поистине, как говорила Ольга Берггольц, «только благородный народ… может воевать со стихами на устах, запёкшихся от зноя войны». (13)
Множество песен,
созданных в годы Великой Отечественной
войны, продолжает звучать и десятилетия
спустя после победы. Как живая
часть духовной культуры народа они
перешли к внукам и правнукам
солдат Великой войны.