Политические и правовые учения в древнем риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание

Источники древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754-510 до н.э.), республиканский (509-28 до н.э.), императорский (27-476 н.э.). Причем единая Римская империя в 395 г. н. э. была окончательно разделена на Западную (столица- Рим) и Восточную (столица-Константинополь) империи, и последняя (Восточная Римская, Византийская империя) просуществовала до 1453 г.

Содержание

Основные данные о работе………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………………….4
Основная часть:
1.История возникновения Древнего Рима……………………………………...…6
2.Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии Цицерон…………………………………………………………………………………..11
3. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………………….14
4. Учение римских юристов о праве……………………………………..………16
Заключение……………………………………………………………………….. 24
Глоссарий…………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….. 27

Работа состоит из  1 файл

Реферат Древний РИМ.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

В середине II в. до н.э. значительный вклад в развитие юриспруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П. Муций Сцевола и М. Юний Брут. Первый комментарий к  преторскому эдикту написал Сервий Сульпиций Руф (консул 51 г. до н.э.). Его ученик А. Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробньй комментарий к преторскому эдикту. О частном и публичном праве писал ученик Офилия К. Элий Туберон.

Деятельность юристов  по разрешению правовых вопросов включала:

1) respondere - ответы на  юридические вопросы частных  лиц, 

2) cavere - сообщение нужных  формул и помощь при заключении  сделок,

3) agere - сообщение формул  для ведения дела в суде.

Причем юристы оформляли  свое мнение по делу в виде письменного  обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. Опираясь на источники действовавшего права (обычное право, Законы XII таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров), юристы при разборе тех или иных дел интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости (aequitas) и в случае коллизий зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum jus).

Подобная право преобразующая (и нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась поисками такой формулировки предписания, которую дал бы в изменившихся условиях сам справедливый законодатель. Принятие правовой практикой новой интерпретации (прежде всего в силу ее аргументированности и авторитета ее автора) означало признание ее содержания в качестве новой нормы права, а именно нормы jus civile (цивильного права), которое охватывало, кроме того, также обычное право, законодательство народных собраний, преторское право. Право преобразующая деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

Своего расцвета римская  юриспруденция достигает в последний  период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции  и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления Августа получили специальное право давать ответы от имени императора (jus respondendi). Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей, а в III в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.

Со второй половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам jus respondendi. Правда, положения юристов классического периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях.

Из большого числа  известных юристов классического  периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II- III вв.), Павел (II-III вв.), Ульпиан (II-III вв.) и Модестин (II-III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов  стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus iuris civilis)? Которая включала:

1) Институции, т. е.  освещение основ римского права  для начального обучения (для  этой части были использованы “Институции” Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (с 1 в. До н. э. по 4 в н. э.), причем извлечения из работ пяти знасенитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;

3) Кодекс Юстиниана  (собрание императорских конституций). Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист 6 в. Трибониан. Следует иметь ввиду, что прежде всего именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификацию Юстиниана выдающееся место в истории права.

Деятельность римских  юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем  в своих комментариях и ответах  по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля( институции и т.д.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений. Правда, к формулированию общеправовых принципов и определений римские юристы подходили весьма осторожно, отдавая предпочтение детальной и филигранной разработке конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делая те или иные обобщения. Отсюда известное изречение “всякое определение опасно”, восходящее к положению юриста 1-2 вв. Яволена Приска: “В цивильном праве всякое определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто”.

Такая осторожность в  формулировке общих положений (правил, regulae) диктовалась также и тем, что подобное обобщения юристов (правила) приобретали значение общих право положений (правовых норм, правил и принципов). Иначе говоря, непосредственное правовое значение теоретических формулировок были велико, и это требовало большой предусмотрительности от юристов. Характерна в данной связи позиция Павла: “Правило- краткое выражение того, что есть; не из правила выводится право, а из существующего права-правило”.

На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным  представлениям, выступало как нечто  богоданное (теономное) и обозначалось термином jas. В отличие от fas светское, человеческое право в дальнейшем получило наименование jus, под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и все то, что в последующей истории правовых учений (но не в самой римской юриспруденции) начали называть позитивным (или положительным) правом, - обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената (сенатусконсульты), право юристов, установления принципов, конституции императоров и т.д.

Римские юристы делали право  на публичное (право, которое “относится к положению Римского государства”) и частное (право, которое “относится к пользе отдельных лиц”). При этом Ульпиан отмечал, что, в свою очередь, “частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных”. Названные “части”- это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемых в структуре реально действующего права в целом.

Взаимопроникновение различных  составных моментов (“частей”) права, невозможность их “чистого” выделения из права в целом и резкого обособления подчеркивал и сам Ульпиан. “Цивильное право,- отмечал он,- не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным, или неписаным, как у греков; из законов одни написаны, другие не написаны”.

Ульпиан в своем, ставшем  классическим, делении всего права  на публичное (право, которое «относится к положению Римского государства») и частное (право, которое «относится к пользе отдельных лиц») отмечал, что, в свою очередь, «частное право делится на три части, ибо оно составлено из естественных предписаний, из (предписаний) народов, или (предписаний) цивильных». Названные «части» - это не изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.

Требования и свойства естественного права пронизывают  не только цивильное право, но и право  народов (jus gentium), которое означало право, общее у всех народов, а также отчасти и право международного общения.

Идею взаимосвязи и  единства различных составных моментов и свойств, присущих праву вообще, теоретически точней и четче, чем  Ульпиан и Гай, выразил юрист  Павел. В его трактовке вместо разных «частей» права (которые неизбежно ассоциируются с представлением об их внешнем, механическом обособлении друг от друга) речь идет о различных взаимосвязанных смысловых аспектах и характеристиках единого в целом права (и общего понятия права вообще).

Включение римским юристами естественного права в совокупный объем понятия права вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями соответствовало их исходным представлениям о праве как справедливом явлении.

Идеально-правовые качества права и закона подразумеваются  там, где римские юристы заняты юридико-техническим анализом закона и иных источников права. Так, например, когда юрист Модестин пишет, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать», то при этом предполагается, что подобные формализации и классификации правовой императивности имеют смысл (и силу) лишь постольку, поскольку речь идет об императивах (велениях) именно права, т.е. справедливого права. Данное принципиальное обстоятельство ясно подчеркивали сами римские юристы. Так, Павел писал: «То, что воспринято вопреки началам права, не может быть распространено на последствия». Иначе говоря, то, что противоречит принципам (началам) права, не имеет юридической силы.

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в  детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приемах толкования норм права, призванных обеспечить адекватное установление смысла толкуемого источника.

Важным достижением  римской юридической мысли является деление права на публичное и  частное.

У Цицерона речь соответственно шла о велениях и запретах, у юриста Квинтилиана - о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

В области публичного права римские юристы разрабатывали  правовое положение святынь и  жрецов, полномочия государственных  органов и должностных лиц, понятия  власти (imperium), гражданства и ряд других институтов государственного и административного права.

При переходе от республики к монархии римские юристы приложили  немало усилий для правового оформления режима цезаризма и обоснования  претензий императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских распоряжений отстаивал Гай. Акты императора являются законом также и согласно Ульпиану.

Многие из юристов  были доверенными советниками при  императорах и занимали высокие  должности в государстве. Некоторые  из них, правда, сами становились жертвой произвола властей. Так, Ульпиан, в качестве префекта претория пытавшийся бороться с произволом и распущенностью преторианцев, после ряда покушений был в 228г. убит ими в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом претория.

Основное внимание римские  юристы уделяли разработке проблем  частного права, и прежде всего цивильного права. В области цивильного права  римские юристы обстоятельно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности и т.д. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты интересов частного собственника.

Право народов, как его  понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с не римлянами (перегринами). В своей значительной части это право народов создавалось под влиянием эдиктов магистратов, обладавших правом юрисдикции в отношении перегринов, а также императорских конституций и правотворческой деятельности юристов. Все это обеспечило взаимодействие и взаимовлияние норм цивильного права и права народов, превращение последнего в такую ветвь римского права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами.

Право народов содержало  целый ряд норм международно-правового  характера (сам термин «международное право» у римлян отсутствует). Согласно праву народов море является «общим для всех». Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам. Противник же в необъявленной войне - это «разбойники или грабители». Запрещались все сделки с врагами. Павел подчеркивал, что не дозволяется, под страхом смертной казни, продавать врагам камни, служащие для точки железа, так же, как железо, зерно и соль. Захваченный римлянами враг терял свою правоспособность и становился рабом. О неприкосновенности послов врага Помпоний писал: «Если кто-нибудь ударит посла врагов, то это действие признается противоречащим праву народов, ибо послы считались святыми. И потому, если у нас были послы какого-либо народа и им была объявлена война, то они остаются свободными, ибо это соответствует праву народов».

 Заключение

 

Политико-правовая идеология  Древнего Рима, складывавшаяся под  сильным влиянием идей греческих  мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них - знаменитое определение государства («дело народное»), данное Цицероном, а также его идея о праве (законе) как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.

Информация о работе Политические и правовые учения в древнем риме