Публицистический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:19, реферат

Описание

Цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.
Объект исследования: публицистический текст.
Предмет исследования: стилистика публицистического текста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности публицистического стиля;
2) изучить лексические черты публицистических текстов;
3) изучить грамматические особенности публицистических текстов;
4) рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в публицистических текстах.

Работа состоит из  1 файл

Публицистический стиль.docx

— 50.73 Кб (Скачать документ)

В современной речи военные  лексемы звучат не реже: взрывоопасная  ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма, форсировать, маневрировать, торпедировать.

Активно используется сравнение  государственного устройства со зданием: коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-91 годов), занять нишу, социальный блок, партийное строительство.

Со времени перестройки  в публицистику вошло сравнение  общественного развития с движением  поезда, корабля: локомотив реформ буксует/ползёт/застрял/сходит с рельсов, корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.

Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные  негативные эмоции: паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы  феодальной морали, вирус распада, болезнь  суверенизации, злокачественная опухоль  национализма.

Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами: оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.

Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию. При обсуждении экономических  и политических тем избыток метафор  ведёт к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциальным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов. Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда, и самого автора. Оно особенной неуместно в парламентской речи при обсуждении законов.

Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность  текста наносит ущерб его точности.

Характерным признаком языка  публицистики является использование  синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления, а тем самым и для его более верной характеристики.

В публицистической речи традиционно  присутствуют такие ряды синонимов:

военнослужащий - воин - военный;

обстановка - положение - ситуация;

комментатор - обозреватель - эксперт - аналитик;

специалист - профессионал - мастер своего дела.

В публицистике последних  лет возникли новые синонимические ряды:

предприниматель - бизнесмен - коммерсант;

быстрый - динамичный;

олигарх - магнат;

комментировать - выразить отношение;

консультации - переговоры;

поддержка - финансирование;

рутинный - текущий ~ обычный;

нищие - малоимущие - малообеспеченные;

бомжи - люмпены - маргиналы;

группа - структура - клан - группировка - сила - лобби - элита;

борьба - противостояние - конфронтация;

нажим - напор - давление - прессинг - лоббирование;

возместить - покрыть - восполнить - компенсировать.

Наряду с общеязыковыми  синонимами, воспринимаемыми всеми  говорящими как слова близкие  по значению, в публицистическом стиле  функционируют речевые синонимы, сближаемые по значению лишь в понимании  определённых общественных групп:

капитализм - нищета - голод;

бизнес - спекуляция;

приватизация - ограбление - растащиловка;

свобода - демократия - вседозволенность - беспорядок.

Изменения в обществе всегда отражаются в языке и, прежде всего, в лексике: в употреблении слов, в  развитии многозначности, в изменении  структуры связей между словами. Наряду с появлением новых синонимических рядов имеет место и распад синонимии, в современной речи директор глава учреждения, предприятия, так  как директором может называться и руководитель отдела, коммунист  член партии, так как есть другие партии.

Новые словарные единицы  образуют и новые антонимические пары:

демократия - диктатура, фашизм;

кризис - стабилизация, оздоровление;

легальный - криминальный;

популистский - взвешенный, ответственный;

силовой - мирный, политический, цивилизованный;

фирменный - фальшивый, поддельный;

массовый - эксклюзивный, элитарный;

народ - власть;

общество - государство;

подъём - спад.

В отдельных речевых контекстах могут быть антонимически противопоставлены слова, в словаре не отмечаемые как антонимы:

рынок - базар;

политический - идеологический;

правовой - административный;

жить - выживать;

патриоты - демократы;

свобода - порядок.

В речи антонимия, как и  синонимия, часто оказывается не всеобщей, а характерной для языка  определённых политических групп.

Особую трудность для  правильного употребления представляют собой паронимы - слова близкие  по звучанию, но различные по значению. В современной речи часто встречаются:

криминальный - криминогенный;

демократический - демократичный;

жесткий " жестокий;

элитный - элитарный;

стабильность - стабилизация;

федеральный - федеративный;

легальный - легитимный.

Как отмечает В. Шапошников, для современной речи характерно, что паронимы часто выступают  на правах эквивалентности, как дублеты[4]. Такое употребление паронимов является массовой речевой ошибкой. Обратившись к словарям, мы заметим, что похоже звучащие слова имеют разное толкование:

криминальный - преступный;

криминогенный - порождающий преступность;

демократический - свойство общества, государства;

демократичный - качество руководителя;

жесткий - не допускающий отклонений, безоговорочный;

жестокий - крайне суровый, безжалостный, беспощадный;

элитный - представляющий собой элиту, лучший, отборный;

элитарный - относящийся к элите, свойственный, элите;

стабильность - устойчивое состояние;

стабилизация - процесс  достижения стабильного состояния;

федеральный - относящийся к центральной власти;

федеративный - построенный на принципах федерации;

легальный - законный;

легитимный - воспринимаемый в качестве законного.

Неправильное употребление паронимов нарушает лексическую  правильность и точность речи, обедняет речь, так как не позволяет разграничить смежные понятия.

В публицистическом стиле  используется всё богатство словаря, при необходимости журналист  может включить в свою речь термины, иностранные слова, историзмы.

1.3.    Грамматические особенности стиля

Заметными морфологическими чертами публицистического стиля  являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.

Единственное число часто  используется в значении множественного: русский человек всегда отличался  своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным  для британского налогоплательщика.

Характерно и употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки.

Такое употребление связано  либо с упоминанием ряда однородных объектов (экономики, бюджеты), либо с  тем, что слово обозначает марку  сорт, разновидность (масла, пасты), к  этому близко значение слова риски, либо в экспрессивных целях (власти, поиски). Иногда такой выбор формы  явно нарушает норму языка, например, распространившееся в последнее  время в речи официальных лиц  внешнеполитического ведомства  слово озабоченности.

Повелительная форма глагола  в публицистике используется как  средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.

Иногда встречаются стилистически  возвышенные формы творительного  падежа: властию, жизнию, страною, кровию.

Настоящее время глагола  используется для сообщений о  событиях, запланированных на будущее. Такая форма позволяет подчеркнуть  актуальность предстоящих событий: Завтра начинается, визит в Санкт-Петербург  федерального канцлера Германии. На следующей  неделе открывается книжная ярмарка.

Форма прошедшего времени  более частотна в сравнении с  другими книжными стилями и служит для сообщений о происшедшем: У сапёров украли тротил. Задержаны  продавцы фальшивых интернет-карт. Преступник сбежал после вынесения приговора. В Македонии подписано мировое соглашение.

Типично использование производных  предлогов: в ходе, на основе, в качестве, на базе, на пути, в сторону, в духе, в интересах, с учётом, в условиях, в свете, в направлении, по причине.

Для публицистики характерно частое употребление инверсионного  порядка слов, что позволяет поставить  на первое место в предложении  тему сообщения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели. Человек пострадал от пожара в  пятиэтажке на улице Обручева.

Для того чтобы усилить  эмоциальное воздействие, подкрепить выражаемую мысль ставятся риторические вопросы: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Разве заградительные пошлины смогут улучшить качество отечественных автомобилей? Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев?

Глава 2.   разностилевые обороты в публицистических текстах

Профессор Ю.В. Рождественский выделяет две группы стилистических средств в языке средств массовой информации и называет признаваемое и отвергаемое. "В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными"[5].

Соотношение этих сфер, естественно, зависит от информационной политики данного органа информации, т.е. внешних  для языка причин, но выражается это соотношение на стилистической окраске употребляемых в речи языковых средств, в том числе  на лексемах вне текста совершенно нейтральных.

Для культуры речи эта проблема интересна и важна в том  отношении, что стилистическая окрашенность публицистического текста может  создать трудности при его  переработке. Изложение такого текста человеком других взглядов, в другой ситуации, в другом политическом контексте  может незаметно для этого  человека привести к нарушению стилевого  единства порождаемого им текста. Конечно, опытный журналист если и вставит  в свой текст, например, обороты, характерные  для советских газет, то сделает  это осознанно, например, для выражения  иронии по поводу какого-либо события. А вот в сочинениях школьников разностилевые обороты могут столкнуться незаметно для автора сочинения.

Рассмотрим конкретные примеры  из школьных сочинений. "Не видя ничего, сметая всё вокруг себя, они боролись за правду", - пишет автор сочинения  о революционерах. По общему содержаний сочинения видно, что автор хорошо относится к революционерам, значит, данная фраза не тонкая ирония, а  стилистическая ошибка. Другой автор, высказывая высокую оценку творчеству Пушкина пишет: "он правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя за собой несмываемые следы". Ещё один пример неосознанного смешения принимаемого и отвергаемого - словосочетание "под гнётом гуманности".

Соотношение этих двух сфер - принимаемого и отвергаемого - в  истории нашей публицистики менялось.

В текстах советской печати, радио и телевидения в 70-е годы 20 века к сфере принимаемого относились: социалистический лагерь, ударники труда, новаторы производства, решения пленума, трудовой энтузиазм, социалистическое соревнование, идейная убеждённость, достижения науки и техники, покорение природы, национально-освободительная борьба, прогрессивные силы, народная/ подлинная/социалистическая демократия, интернациональная дружба. В сферу отвергаемого входили: буржуазная пропаганда, империалистические акулы, антисоветчики, реакционные силы, антикоммунисты, тунеядцы, спекулянты, хапуги, злопыхатели, гонка вооружений, агрессивный блок НАТО, мир капитала, общество потребления, ревизионисты всех мастей, критиканы, безыдейные обыватели.

В период перестройки (вторая половина 80-х годов 20 века) на первый план вышел ряд устойчивых сочетаний, характеризующих, политические идеи именно этой эпохи. Среди принимаемого оказались: хозрасчёт, хозяйственная самостоятельность, обновление, консенсус, инициатива снизу, гласность, демократизация, кооперативы. В сферу отвергаемого попали: аппаратчики, бюрократия, инертность, механизмы торможения, противники перемен, застой, догматизм, конфронтация, экстремизм, радикализм, административно-командная экономика, милитаризация, горячие точки, национальные конфликты.

Необходимо заметить, что  здесь речь идёт только о словах, а не о реалиях жизни - одобряемое словесно далеко не всегда активно  поддерживалось на деле.

Теперь обратимся к  государственным и близким к  ним СМИ начала 21 века. Здесь в сферу принимаемого входят следующие слова и устойчивые сочетания слов: подъём экономики, возрождение России, кабинет министров, партия "Единство", рыночные реформы, государственные интересы, мировая роль России, исполнительная вертикаль, облучённое ядерное топливо, жёсткие/чрезвычайные/адекватные меры, демократия, интеграция, бюджетная дисциплина, внятная политика, информационная безопасность.

Информация о работе Публицистический стиль