Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:29, творческая работа
Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом.
Пушкину грозила
«исправительная» ссылка в Сибирь или
в Соловецкий монастырь. Это означало
бы полную изоляцию от общества, от литературы,
суровые условия жизни, строгий
надзор. Но поэт сам явился к столичному
генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу
и добровольно «выдал» тексты запрещенных
стихотворений. Благодаря этому весной
1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную»,
ссылку на юг, под начало добросердечного
генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права
появляться в столицах, в крупных городах,
обязали выполнять служебные поручения,
зато он сохранил личную свободу, возможность
творить, наслаждаться приятным тёплым
климатом.
Но с каждым
годом ссыльный Пушкин всё болезненней,
переживал оторванность от друзей,
от столичной жизни, от литературной
среды. В апреле 1823 года он с тоской писал
Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды
не сбылись: мне нынешний год нельзя будет
приехать ни в Москву, ни в Петербург».
До 1822 года Пушкин
хотя бы чувствовал себя «своим» среди
враждебной правительству молодёжи;
по пути в ссылку он гостил в киевском
имении Каменка у будущих декабристов,
вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не
будучи членом тайных обществ, Пушкин
на юге поддерживал дружеские отношения
с их вождями и активными сотрудниками,
переписывался с членами Северного общества
(прежде всего с К. Ф. Рылеевым).
С 1823 года в его
письмах с ними, начинается разлад.
Для поэтов-декабристов
Отчуждение постепенно
нарастало. Кроме того, в середине
1823 года Пушкина перевели в Одессу,
в распоряжение к куда более сурового
в отношении с подчинёнными начальника
– генерала Воронцова. (Воронцов отправил
Пушкина обследовать местности пострадавшие
от саранчи; оскорбившись, поэт представил
«отчёт»: «Саранча летала, летала, села…
и всё съела»). С трудом перенося провинциальную
скуку, Пушкин то обдумывал планы побега
за границу, то перебраться в среднюю полосу
Росси. В августе 1824 года его переведут
на жительство в фамильное имение Михайловское
недалеко от Пскова, под надзор полиции.
(Содействовать властям поэта согласился
отец поэта, что окончательно испортит
их отношения.)
Но душевное
смятение, страдание, тоска преобразовались
в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин
словно переживал ещё одну, несравненно
более свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал
в полную силу его лирический голос.
Именно по пути в ссылку, летом 1820 года,
были созданы романтические элегии
«Погасло дневное светило …» и «Редеет
облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение
не поддается однозначному истолкованию.
Но поэт и не стремится к ясности, его стихи
должны быть чуть-чуть туманными, как сам
пейзаж в туманных сумерках. Торжественные
образы ночного море и предзакатных гор,
утраченная любовь, трепетная интонация,
недоговоренность – всё это «приметы»
романтизма, во власти которого пребывал
тогда Пушкин.
Стихи, созданные
на юге, постепенно складывались в один
поэтический сюжет. Они превращались
в лирический роман, повествующий о поэте,
изгнанном властью на окраину империи,
не раз обманутом «молодыми ветреницами»,
но не изменившем главной своей любви,
- внутренней свободы. Власть не может
отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур
серьёзные друзья-декабристы не могут
поколебать его творческую веру в собственное
предназначение. Единственное, что выше
сил Пушкина, - это «даровать свободу»
своим творениям – далеко не все они из-за
цензуры появиться в печати, по крайней
мере в неискажённом виде. Возможно в стихотворении
«Птичка» (1823) поэт говорит и об этом.
В лирике этих лет
переплетаются разные мотивы. Пушкин
говорит о «демоническом» разочаровании
в жизни. Пушкин пишет об свободы
и о неволе, царящей вокруг, об
утраченной любви, что одновременно
разрывает сердце поэта и сулит
ему блаженство воспоминаний. И о верной
дружбе, которая сквозь пространство и
время соединяет разлученных друзей, сводит
их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был
день разлуки шумной…», 1822 год).
Мотивы свободы
и неволи, обманутой любви и
вечной надежды звучат в цикле
романтических «южных» поэм. Герои
этих поэм во многом похожи на героев «восточных
повестей» (поэм) великого английского
романтика Джорджа Гордона Байрона. Это
разочарование европейцы, в поисках свободы
бегущие от цивилизации в естественный
«дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость,
неразрешимые противоречия, новые разочаровании.
Именно – роковая, именно – неразрушимые.
Так, герой «Кавказского пленника» (1820
– 1821 года) охладев сердцем и устремившись
вслед за «весёлым призраком свободы»,
попадает в черкесский плен. Влюблённая
в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает
его, а сама бросается в бурные воды Терека…
Так, крымский хан Гирей («Бахчисарайский
фонтан», 1821 – 1823 года), полюбив взятую
в плен христианку Марию, забыл о войне,
и наслаждения гарема.
Наложница Гирея
наложница Зарема, не в силах простить
«измену» хана, убивает смиренную Марию…
Но уже в
«Кавказском пленнике» - первой из «южных»
поэм – Пушкин столкнулся с серьёзным
препятствием.
По законам
романтизма сквозь образ героя должен
обязательно просвечивать лик поэта-романтика.
Многочисленные полунамёки призваны были
заронить у читателя подозревание: нечто
подобное пережил и сам автор. Но Пушкин
в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову
(1822 год) признавался, что не может быть
героем романтического стихотворения
– разочарованным, поглощенным собой
без остатка и потому равнодушному к человечеству.
Быть может, поэтому характер героя вышел
бледным, не в пример характеру черкешенки
– живому, подвижному. В следующей поэму,
«Бахчисарайский фонтан», главный герой
как будто бы хан (правда, этот характер
поэт назвал позже неудачным). А на самом
далев центре поэмы находятся две женщины
– Мария и Зарема.
В поэме «Цыганы»
(1824 год), замкнувшей «байронический»
цикл, романтический герой изменяется
сам. Предельно сблизившись с ним, связав
его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин
в конце концов отверг его романтическое
устремление, подытожив поэму жёсткими,
почти холодными стихами:
Но счастья
нет и между вами,
Природы бедные
сыны!
И под избранными
шатрами
Живут мучительны
сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись
от бед,
И всюду страсти
роковые,
И от судеб защиты
нет.
«Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.