Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:48, курс лекций
1. В чём заключается суть экзистенциальной философии? Обозначьте центральные проблемы экзистенциализма.
2. Существуют ли различия в развитии довоенного и послевоенного экзистенциализма?
3. Раскройте притчевый характер романа А.Камю «Чума».
4. Проанализируйте роман А.Камю «Чума» с точки зрения наличия в нём экзистенциальных черт.
5. В чём суть проблемы выбора в романе. Охарактеризуйте образ Сопротивления.
Своеобразным символом французского экзистенциализма стал Ж.-П.Сартр, чьё творчество можно разделить на два периода: мелкобуржуазный (определение самого Сартра), когда писателем не были открыты истины политической борьбы, и период ангажированного экзистенциализма -послевоенный период, когда Сартр заявил о том, в исторический процесс, и что он в ответственности не только перед собой, но и перед другими людьми. В довоенный период философские идеи Сартра, изложенные в книге «Бытие и ничто», сразу же стали реализовываться в искусстве. Сосредоточил своё внимание Сартр на человеке, его экзистенции, свободе выбора. Познание человеческой природы происходит у Сартра при помощи психоанализа, который позволяет осознать беспомощность человека в окружающем мире, зависимость от обстоятельств, смертность. Эти своеобразные исследования мыслителя легли в основу его романа «Тошнота» (1938).
Герой произведения Антуан Рокантен неординарен, так как основной жизненной целью для него становится осознание сути своего существования. Сартр освобождает героя от своей опеки и дает ему полную свободу действий. Это проявляется в своеобразной форме романа – написан он в виде дневника. Создавая иллюзию невмешательства Сартр абсолютизирует индивидуума, отходит от принципа типизации. Но индивидуум Сартра не индивидуальность, не имеет примет конкретно-социальных, профессиональных, а является носителем определённых заданных идей. Он открывает фундаментальные идеи экзистенциализма. Его сознание утверждает само себя («Я существую, потому что мыслю»), выявляет соотношение бытия и Ничто. Бытие существует, по Сартру вне сознания человека: «я понимал, что это Мир, мир, который предстал передо мной во всей своей наготе, и я задыхался от ярости при виде этого громадного существа… Мир был явлен всюду – впереди, позади. И до него ничего не было. Ничего. Не было такого мгновенья, когда он не существовал…». Сознание, воспринимающее образы (по Сартру образ – это ничто бытия) и продуцирующее их сопряжено с понятием Ничто. Осознание никчемности вызывает чувство тошноты, возникающее у героя в моменты ощущения его существования.
Для воссоздания духовных исканий героя Сартр избирает своеобразную творческую манеру: Рокантен за всем наблюдает – он одинаково всматривается как во внешние вещи, так и в собственный внутренний мир, пытаясь при помощи психоанализа понять своё состояние. Над всей жизнью Рокантена нависает рок смерти, что вызывает чувство страха, сначала героем не осознанного: «В общем-то ясно: я почувствовал страх или что-то в этом роде. Если я пойму хотя бы, чего испугался, это уже будет шаг вперёд», затем специально провоцируемого: «Я тихо погружаюсь на дно, туда где страх», с целью изучения причин его появления. Герой начинает понимать, что в своих поисках он является необычайно одиноким. Однако одиночество не воспринимается Рокантеном как страшная безвыходность, наоборот, это состояние является оптимальным в его исследовании, поэтому он проходит своеобразный путь совершенствования в одиночестве: от аматорского ощущения: «Но я всегда оставался среди людей, на поверхности одиночества, в твёрдой решимости при малейшей тревоге укрыться среди себе подобных – по сути дела я был только любителем» до полного растворения в нём: «Я один на этой белой, окаймлённой садами улице. Один – и свободен. Но эта свобода слегка напоминает смерть».Таким образом, Антуан Рокантен констатирует две ипостаси свободы. С одной стороны, свобода приносит герою освобождение от мира, который провоцирует тошноту, даёт силы отделиться от людей, стать независимым (Сартр создаёт образ сверхчеловека). С другой, одиночество приносит герою новое ощущение собственного «я», которое утрачивает свою индивидуальность: «…всё сознание мира…тоже меня исторгло. Странное чувство. И однако же, я знаю, что существую, что я здесь. Я говорю «я», но понятие утратило для меня смысл. Я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя. Реального во мне осталось только существование, и оно чувствует, что существует. И вдруг «я» начинает тускнеть, всё больше и больше - конечно: оно угасло совсем» .
Рокантен пытается также осмыслить своё сознание. Однако чем больше углубляется он в этот вопрос, тем понятнее для него становится независимость собственного сознания от него, и, собственно, от человека: «А смысл его вот в чём: оно сознаёт, что оно лишнее. Оно разжижается, распыляется, тщиться затеряться на тёмной стене… Но забыться ему не удаётся никогда; оно сознаёт, что оно сознание, которое пытается забыться. Такова его участь». В конечном счёте Рокантен практически растворяется в лабиринтах собственного сознания и утрачивает своё лицо. Осознав это, герой завидует своему другу Самоучке, который, несмотря на враждебное отношение к нему людей из-за его сексуальных склонностей, не утратил себя. Именно в этот момент Рокантен начинает понимать истинный смысл своей жизни: «Я тоже хотел быть. Собственно ничего другого я не хотел – вот она разгадка моей жизни; в недрах всех моих начинаний, которые кажутся хаотичными, я обнаруживаю одну неизменную цель: изгнать из себя существование». Герой осознаёт причины своего страха, в котором он хотел разобраться в начале своего поискового пути. Это был страх смерти духовной, индивидуальной. Поэтому так обрадовался Рокантен, когда понял возможность изменить своё существование, что становится спасением для героя: «Стало быть, можно оправдать своё существование? Оправдать хотя бы чуть-чуть? Я страшно оробел. Не потому, что я так уж сильно надеюсь. Но я похож на человека, который после долгих странствий в снегах превратился в сосульку и вдруг оказался в тёплой комнате».
Таким образом, в романе Сартр раскрывает при помощи своего героя сущность экзистанса (существования) человека. Существование, в результате длительных размышлений автора-героя, сводится к категории Ничто, возникает ситуация, когда человеческое «я» поглощается существованием, стирая индивидуальность и превращая человека в индивидуума (не случаен в этом контексте эпиграф к произведению : «Это человек не имеющий никакой значимости в коллективе, это всего-навсего индивид»). К такому выводу можно прийти, по мнению Сартра, только будучи одиноким. Одиночество оптимальное состояние, в котором происходит самосознание и самоопределение человека. Растворение человека в существовании является своеобразной смертью, страх перед которой приводит к выбору жизненной позиции и пути.
Как видим, роман Сартра «Тошнота»
сконцентрирован на психологии личности,
на проблемах взаимодействия в человеке
биологических начал и
К ангажированному
Сюжет произведения повествует о вспышке
смертельной болезни в
В своём произведении Камю даёт ключ к разгадке значения центрального метафорического образа. Величайшим злом для человечества является война. Именно она, как некое смертоносное начало, близка по своей сути к разящей намертво чуме: «В мире всегда была чума, всегда была война». Война, порождённая человеческим сознанием, трансформирует окружающий мир, делая его противоестественным и абсурдным. Влияние этого мира на психологию, поведение и моральное развитие людей – центральная тема романа Камю. Герои произведения в своём становлении проходят несколько стадий: от отрицания чумы, страха перед ней к отчаянной борьбе со смертью, которую несёт чума, смертью, в первую очередь, духовной. Ситуация, в которую были поставлены герои, раскрыла для них сущность их экзистенции. Так, в романе автор развивает мотив одиночества. Чума вскрыла невероятную отчуждённость героев друг от друга и от реальной жизни в целом: «каждый из нас вынужден был жить ото дня ко дню один, лицом к лицу с этим небом…, оставаться наедине со всеми своими заботами». Город представлен как обиталище «узников», «ссыльных» и «изгнанников», далёких друг от друга и замкнутых в своём страхе. После вспышки эпидемии Оран изолируют от остального мира. Люди замкнуты, чума лишает их свободы, и, прежде всего, свободы выбора: «кое-кто из них воображал…, что они ещё действовали как люди свободные, что им ещё дано было право выбора. Но тем не менее … чума пересилила всех и вся». Экзистенциальная проблема выбора перемещается из сферы материальной в сферу духовную. Чума становится катализатором духовности человека. В некоторых она проявляла скрытое в обычной жизни мужество, активизировала силу воли, делала способным к самопожертвованию. Так, доктор Риэ с самого начала эпидемии выполняет свой профессиональный долг: посещает на дому больных, дежурит у постели умирающих, оказывает посильную помощь всем тем, кто к нему обращается. Жан Тарру, состоятельный путешественник, чьи записные книжки проливают свет на происходящее в Оране, в пик чумы предлагает свои услуги городу, организовывая санитарные дружины, очищая город от трупов, транспортируя больных в лазареты. Ничем не приметный служащий Жозеф Гран естественно воспринимает свои обязанности по отношению к другим людям: «Сейчас чума, ну ясно, надо с ней бороться», он помогает Жану Тарру, не задумываясь о собственном благополучии и здоровье. Журналист Раймон Рамбер, сперва стремящийся любыми способами покинуть город, впоследствии принимает сторону «борцов», оказывая посильную помощь заболевшим. Всей душой отдаётся общественной деятельности и священник - отец Панлю. Он первый связывает причины возникновения чумы с самим человеком. Исследуя исторические случаи возникновения этого заболевания, Панлю говорит о некоемом возмездии за человеческую деятельность. По его мнению, причины возникновения чумы человек должен искать в себе самом. К подобному мнению приходит и Жан Парру, который считает чуму внутренней болезнью человека: «… эта стерва чума! Даже тот, кто не болен, всё равно носит болезнь у себя в сердце»
В других людях чума обостряет чувство эгоизма. Они используют эпидемию в своих собственных целях. Так, контрабандисту Коттару, чума помогает уйти от наказания. Он рад эпидемии и даже извлекает из неё определённую материальную выгоду. Коттар не принимает сторону «бунтарей», что делает бессмысленным его существование и закономерным финал его бесславной жизни.
Противостоять чуме могут только искренние, возвышающие человека, чувства – чувство любви, чести и честности. Хоть некоторые из героев и гибнут в своей борьбе с чумой, однако их жизнь и смерть наполняются смыслом.
Таким образом, как отметил В. Глибовец, «в романе автор создаёт характерную для экзистенциализма «пограничную ситуацию», когда человек находится в положении между жизнью и смертью, с вытекающей отсюда проблемой выбора и нравственного самоопределения».
Необходимо отметить, что деятельность «бунтарей» у Камю не приводит к ликвидации чумы. Она исчезает по какой-то неизвестной причине. С этой точки зрения протест героев против эпидемии не имеет никакого практического результата. Однако для Камю важным становится иной вывод. Переведя проблему добра и зла из внешней среды на внутренний духовный уровень человека, писатель показывает важность духовного совершенствования личности, его способность противостоять злу, в какой форме оно не было бы представлено.
Роман А.Камю имеет два аспекта прочтения. Один – связывает произведение с историей. Чума может восприниматься читателем как Вторая мировая война (на это неоднозначно указывает сам автор, связывая описываемые события с 194… годом); герои-бунтари в этом ключе олицетворяют подпольное антифашистское движение – Сопротивление. Автор, вполне вероятно, размышлял над социально-нравственной позицией абсолютно реальных людей, посвятивших себя борьбе, изучал причины, побудившие человека восстать против обстоятельств. Второй –притчевый, выводит сюжет романа за рамки определённого времени, заставляет по-новому оценить человеческую личность, задуматься о важности сохранения её физической и духовной жизни.
Итак, в романе А.Камю «Чума» были подняты важные нравственно-философские и социальные проблемы: проблема смысла существования и предназначения человека, ответственности его за свою жизнь и жизнь окружающих людей (выносится для размышления вопрос о личности и её взаимосвязи с обществом), проблема добра и зла. Указанные проблемы решались писателем в экзистенциальном аспекте. Герои произведения оказываются в экстремальной ситуации, в которой они вынуждены делать моральный выбор: оставаться ли безучастными к происходящим событиям и не подвергаться риску заражения смертельной болезнью или активно действовать, преодолевая страх перед смертью, помогая другим людям. Кроме того, использованы автором в структуре романа и экзистенциальные мотивы отчуждённости и одиночества человека, а также реализована экзистенциальная тема абсурда бытия.