Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:10, сочинение
“Вишневый сад” Чехова представляет собой сочетание комедии — “местами даже фарса”, как писал сам автор, с нежной и тонкой интригой. Соединение этих двух начал позволяет Чехову неоднозначно оценивать происходящее, давать двойственную, трагическую характеристику героям. Высмеивая их слабости и пороки, автор одновременно сочувствует им.
“Вишневый сад” Чехова
представляет собой сочетание комедии
— “местами даже фарса”, как писал
сам автор, с нежной и тонкой интригой.
Соединение этих двух начал позволяет
Чехову неоднозначно оценивать происходящее,
давать двойственную, трагическую характеристику
героям. Высмеивая их слабости и
пороки, автор одновременно сочувствует
им. Среди героев “Вишневого сада”
нет ни одного чисто комического
персонажа. Так, постаревший ребенок
Гаев в иные минуты своей сценической
жизни вызывает жалость и сострадание.
Епиходов не только смешон со своими бесконечными
неудачами, он и в самом деле несчастен!
Все у него некстати, любовь его отвергнута,
самолюбие его постоянно страдает. Персонажей
“Вишневого сада” Чехов не делит на положительных
и отрицательных, все они одинаково несчастны,
одинаково недовольны своей жизнью.
Драму своих героев Чехов видит именно
в их повседневной жизни, поэтому главное
внимание он уделяет изображению будней,
а события отодвигаются на второй план.
Сюжет и композиция в пьесе носят чисто
внешний, организующий характер. Само
событие продажи вишневого сада является
неотвратимым. Между Раневской, Гаевым
и Лопахиным не возникает конфликта. Раневская
и Гаев практически добровольно отказываются
от вишневого сада и после его продажи
даже чувствуют некоторое облегчение.
“В самом деле, теперь все хорошо, — говорит
Гаев. — До продажи вишневого сада мы все
волновались, страдали, а потом, когда
вопрос был решен окончательно, бесповоротно,
все успокоились, повеселели даже”. Имение
как бы само плывет в руки Лопахину. Петя
Трофимов и Аня даже и не пытаются препятствовать
этому. Свой “вишневый сад” они видят
только в мечтах. Таким образом, Чехов
изображает все события в их закономерном
развитии, сами эти события не содержат
в себе конфликта. Главный же конфликт
развивается в душах героев. Он заключается
не в борьбе за вишневый сад, а в недовольстве
своей жизнью, невозможности соединить
мечту и реальность. Поэтому после покупки
вишневого сада Лопахин не становится
счастливее, он так же, как и остальные
герои пьесы, мечтает о том, чтобы скорее
“изменилась как-нибудь наша нескладная,
несчастливая жизнь”.
Особенности конфликта повлекли за собой
изменения в изображении драматургических
характеров. Герои пьесы выявляют себя
не в поступках, направленных к достижению
цели, а в переживаниях противоречий бытия.
Поэтому в пьесе отсутствует напряженное
действие, оно сменяется лирическим раздумьем.
Герои “Вишневого сада” не реализуют
себя не только в действии, но и в слове.
Каждая произнесенная фраза обладает
скрытым подтекстом. Возникает так называемое
“подводное течение”, несвойственное
классической драме. Примером тому может
служить следующий диалог героев:
“Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов
идет...
Аня (задумчиво). Епиходов идет...
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Да”.
В данном случае слова значат гораздо
меньше, чем чувство неустроенности своей
жизни, скрывающееся за обрывками фраз.
Таким образом, именно в лирическом подтексте
отражается сложная, противоречивая духовная
жизнь героев. В пьесе “Вишневый сад”
Чехов создает особую лирическую атмосферу.
Автор не дает резкой индивидуальной речевой
характеристики героям, скорее, их речь
сливается в одну мелодию. С помощью этого
эффекта автор создает ощущение гармонии.
И, несмотря на то что Чехов разрушает
сквозное действие, которое явилось организующим
началом в классической драме, его пьеса
не утрачивает внутреннего единства. Важно
и то, что общее построение пьесы — это
и настроение каждого героя. Поэтому все
персонажи внутренне очень близки друг
другу. На это общее настроение откликается
в драме каким-то трагическим звуком: “...все
сидят, задумавшись, тишина, слышно только,
как тихо бормочет Фирс, вдруг раздается
отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей
струны, замирающий и печальный”. В финале
к этому звуку прибавляется и другой, еще
более безотрадный: “Слышно, как далеко
в саду топором стучат по дереву”.
Новаторство Чехова-драматурга заключается
в том, что он отходит от принципов классической
драмы и отражает драматическими средствами
не только проблемы, но и показывает психологические
переживания героев.
Вообще, символика
и подтекст играют в пьесах Чехова
огромную роль. Этим произведения Чехова
близок такому направлению искусства,
как модернизм. Именно символика
и подтекст выражают авторскую позицию,
«предсказывают» развитие сюжета, создают
определенную атмосферу. Так, на протяжении
всей пьесы за сценой раздается стук
топора, символизирующий неминуемую
гибель старой России. Кроме того, о
невозможности возврата прошлого говорит
то, что в конце пьесы в
Информация о работе Роль символики и подтекста в пьесе Чехова "Вишневый сад"