Роман Гончарова И.А. "Обломов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье было ещё трое детей. После смерти отца, воспитанием детей занялись мать и их крёстный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги — «невообразимую смесь… почти выученную наизусть». В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение

Содержание

1.Биография писателя……………………………………………………………………………………..3

2. История создания романа «Обломов»………………………………………………………………...6

3. Критики о романе «Обломов» И. А. Гончарова……………………………………............................8

4. Список героев романа «Обломов»…………………………………………………...........................11

5. Идейно – художественное своеобразие романа «Обломов»……………………………………….12

6. Характеристика главных лиц романа «Обломов»…………………………………………………..17

7. Список литературы……………………………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Обломов контрольная работа.docx

— 115.29 Кб (Скачать документ)

     «…Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникает в язык и войдет во всеобщее употребление. Посмотрим, в чем же состоит эта обломовщина. Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений: он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям; он провел детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной дремотой… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно… Кормление на убой, сон вволю, поблажка всем желаниям и прихотям ребенка…, и тщательное удаление от всего, что может простудить, обжечь, ушибить или утомить его, – вот основные начала обломовского воспитания. Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек… Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных привычек, а от других – развила в нем апатическую неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного…» (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»1859 г.)

     «…Обломов – единственный человек в романе, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха», приобретет определенный, однозначный статус… Гладкому, «мраморному» Обломову нечем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он – просто человек»  (П. Вайль, А. Генис. «Родная речь»1991 г.)

     «…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись…» (А.В. Дружинин. «Обломов. Роман И.А. Гончарова» 1859 г.)

«Обломов» – капитальная  вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». (Л.Н. Толстой)

     «…Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та еность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова «Обломов»…Человек, стремящийся к идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях, и в своих собственных попытках творчества. Он берется то за одно, то за другое дело, ничего не доводит до конца и наконец перестает бороться за жизнь, погружается в лень и апатию. Таков именно Обломов». (Н. О. Лосский. «Характер русского народа»1957 г.)

     «…Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно — влияние среды на характер.Он следит, как мягкие степные очертания холмов, как жаркое “румяное” солнце Обломовки отразилось на мечтательном ленивом и кротком характере Ильи Ильича…Один из основных мотивов Гончарова — сопоставление с праздными, нерешительными характерами личностей деятельных, резких, с твердой до жестокости волей…Все замечали, да и сам автор сознается, что немец Штольц — неудачная, выдуманная фигура. Чувствуешь утомление от длинных и холодных разговоров его с Ольгой. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком…» (Д.С. Мережковский «Вечные спутники. Гончаров» 1890 г.)

  

 

  1. Список героев романа «Обломов»

 

Главные герои:

  • Обломов, Илья Ильич — помещик, дворянин, живущий в Петербурге.
  • Захар — слуга Обломова, верный ему ещё с детства.
  • Штольц Андрей Иванович — друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный.
  • Тарантьев Михей Андреевич — знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый.
  • Ильинская Ольга Сергеевна — дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца.
  • Анисья — жена Захара.
  • Пшеницына Агафья Матвеевна — хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена.
  • Мухояров Иван Матвеевич — брат Пшеницыной, чиновник.
  • Алексеев — знакомый Обломова, неопределенный и всегда со всем согласный.

Герои второго плана:

 

  • Волков  - гость в квартире Обломова
  • Судьбинский – гость
  • Алексеев – гость в квартире Обломова
  • Пенкин   – гость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Идейно – художественное своеобразие романа «Обломов»

 

                                                           «История о том, как лежит и спит ленивец Обломов

                                                         и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,

                                                          не бог весть какая история…»

И.А. Гончаров.

 

    1. Жанр – социально- психологический роман, дающий широкое обобщение обломовщины, монографически исследующий психологию угасающего человека.

Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Идея -  показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

2. Проблематика

1) В своем романе писатель  показал, какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствие этих порядков – застой и неподвижность во всех областях жизни.

2) Условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

3) Деградация личности  и  распад личности.

4) Гончаров ставит в  романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме.

 

3. Художественные достоинства романа «Обломов»:

1) Представлена широкая  картина жизни России.

2) Особое внимание уделяется  описанию внутреннего состояния  героев: внутренний монолог персонажей  и передача переживаний посредством  жеста, голоса, движений.

3) Полнота раскрытия характера  персонажей достигается путем  повторяющейся детали (у Обломова  – халат и домашние туфли).

 

4. Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

  Структура  романа:

1 часть – Обломов лежит на диване. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни Обломова, но тут же сам удивляется, как замечательно подходит леность к этому человеку. Илья Ильич – центральная фигура первой части. Характер героя раскрывается и посредством описания быта, и с помощью образа Захара, но, в основном, конечно, через общение Обломова со своими гостями. Таким образом, зарождается общественный конфликт, автор описывает отношение героя к окружающему его миру как отношение человека к большому муравейнику, где все спешат по своим делам, а ему неинтересны их проблемы. Окончательно формируется общественный конфликт, когда автор вводит образ Штольца. Он впервые появляется сразу после сна Обломова, таким образом характер Ильи Ильича уже четко противопоставлен характеру его друга, а так как это не просто характеры, а целые типы, общественный конфликт принимает вид противопоставления Обломова и Штольца.

2 часть – Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него. Действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

3 часть – Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся. Это всецело описание любви Обломова и Ольги. Напряжение общественного конфликта ослабевает, так как Штольц уехал за границу, а Обломов с виду окончательно «перевоспитался». Его деятельность достигает апогея, полностью раскрывается доселе неведомый богатый внутренний мир Обломова. В этой части, фактически, происходят кульминация и развязка любовного конфликта. Илья Ильич не смог даже ради Ольги окончательно порвать с прошлым. Он понимает это и не собирается дальше бороться. Это говорит о том, что одновременно с любовным конфликтом развивался и внутренний конфликт в самом Обломове.

Кульминация внутреннего  конфликта – нелегкий выбор между  движением и застоем, Ольгой и  Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и  Штольцем.

4 часть – Ольга  выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру – Агафье Матвеевне Пшеницыной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой». Это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

«Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий…не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории». (Добролюбов Н.А.)

     Действие  основной части романа продолжается  около восьми лет и относится  к 40-м годам (1843-1851). Содержание  же всего романа, если считать  «предысторию» Обломова (т. Е. 6-ю и 9-ю главы первой части романа) и эпилог, охватывает огромный период времени – около 37 лет. Это не только история целой жизни героя,- это целая эпоха русской истории.

 

    1. Композиция 

Все действия развертываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало. Место действия в романе – Петербург.

1. Экспозиция – первая часть и 1,2 главы 2 части – затянута, очень подробно показаны условия формирования характера Обломова.

2. Завязка 3 и 5 гл. 2-й части – знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.

3. Кульминация – 12 глава 3-й части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.

4. Развязка – 11, 12  главы 3 части, в которых показана несостоятельность и банкротство Обломова.

     В эпилоге – 11 глава 4 часть, Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

 

     Динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

      Развитие действия – это весна любви Обломова, весна его будущей жизни, лето – счастливая пора беззаветной любви к Ольге, желание навсегда связать с ней свою судьбу, и осень, осень души Ильи Ильича, его любовь «отцветает», жизнь теряет свой смысл. Гончаров мастерски умел показать кульминацию, пик лета – июльский зной, размеренное дыхание природы, жар поля и прохладу леса. Описания полны красками, они полностью отвечают настроению главных героев.Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну. Интересен пейзаж и в плане понимания особой сюжетно-композиционной роли «Сна Обломова». Пейзаж в сне – это, конечно, идиллическая картина Обломовки. Сквозь сон, неясно, как в полдневном мареве, Обломов видит милые картины: леса, поля, луга, речку, редкие деревеньки. Все дышит покоем. На глаза Ильи Ильича наворачиваются слезы. Этот момент вообще очень важен для понимания характера главного героя, и одновременно Гончаров пытается показать, что же такое обломовщина.

     В «Сне» очень важна деталь как средство описания Обломова и обломовщины. Это прежде всего четкое, размеренное течение жизни: ритуалы одевания, чаепития, послеобеденного сна. То состояние, подобное смерти, царящее в Обломовке во время сна, разрушающиеся галерея и крыльцо – все это и есть обломовщина, люди предпочитают поминать старое, боясь строить новое, и эта боязнь изображена в гротескном виде: что мешает снести галерею и построить новую?

Информация о работе Роман Гончарова И.А. "Обломов"