Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:25, реферат
Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно отзывался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества. Но многие из этих униженных и оскорбленных стояли в стороне от освободительной борьбы, искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в творчестве Достоевского.
УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ
Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно отзывался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества. Но многие из этих униженных и оскорбленных стояли в стороне от освободительной борьбы, искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в творчестве Достоевского.
Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил и политическую атмосферу 60-х годов: в романе изображен Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и оскорбленных. Именно в этом сильная сторона романа.
«Люди, которых человеческое достоинство оскорблено,— писал Добролюбов,— являются нам у г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее отец Николай Сергеевич. Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот бунт трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли.
Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии его: первая — история семьи Ихменевых, вторая — трагическая судьба семьи Смитов. Достоевский повествует о том, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию своего отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к своим бедным родителям, и отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен отец Наташи — Николай Сергеевич.
Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий Наташи — не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу и по настоянию князя женится на обладательнице миллионного состояния. Казалось бы, есть все основания для того, чтобы осудить виновника драмы Наташи Алешу. Но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши.
Рассказчик, от имени
которого ведется
Автор заставил свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу.— П. П.), Ваня,—перебила Наташа...—его судить нельзя как всех других... его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Хагокество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатий.
Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется и в его отношении к Кате, и в его любви к Наташе. Когда он убеждает Наташу согласиться на его брак с Катей, в его словах заметна эгоистическая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь к ней была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто не разрушил бы их счастья и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского.
Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напросто, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей этой идеи Наташу. Но современный читатель, чуждый христианской идее всепрощения, не может смотреть на Алешу глазами Наташи. Он судит героя по его поступкам и делам. Естественно, что наша оценка Алеши расходится с оценкой Достоевского.
Но Нелли не пассивна. Она не может смириться и простить своих обидчиков. Напротив, она одержима жаждой мести. Ее бунт н против князя и против окружающих ее условий полой трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро ставил вопрос о страданиях ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.
Образ Нелли — большое художественное достижение Достоевского-реалиста. От этого образа, как и от образа Неточки Незвановой (героини одноименной повести) протянется прямая линия к героине романа «Идиот» Настасье Филипповне, такой же, как и Нелли, гордой, застенчивой, предельно самолюбивой, обличающей несправедливости буржуазного мира.
Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди — лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится вначале на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со свету. Вскоре он вторично женится — на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает и обирает и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание Ихменеву, чтобы развязать себе руки.
Таким образом, изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение, и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Между этими двумя сюжетными линиями романа — пассивного и активного протеста — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод — писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира. Это — великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!»
Жизнь для него —
коммерческая сделка, а люди —
лишь средство для достижения
корыстных целей. Князь
Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора человек в высшей степени гуманный и великодушный.Но Иван Петрович не только рассказчик, он — и действующее лицо романа, герой, влюбленный в Наташу. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета романа.
Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он скорбит их скорбями и сочувствует их страданиям.
Несколько иная роль Ивана Петровича как героя романа, как человека, полюбившего Наташу.
«Униженные и оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События предельно концентрированы и происходят в максимально короткий промежуток времени. Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов. Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах и переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир
Информация о работе Роман «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского