Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:16, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Литературе":
1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 1-й половины ХIХ века.
2. Особенности социально-политической обстановки в России.
3. Основные проблемы времени.
4. Значение русской литературы 1-й половины ХIХ века в развитии русского и мирового литературного процесса.
1. Назовите известных вам писателей
и поэтов XVIII века. Определите их вклад
в развитие русской словесности.
2. Охарактеризуйте творчество одного
из литераторов XVIII Beка.
3. Какие черты писателя или поэта начала
XIX века сохранились в вашей памяти? Что
более вceгo привлекло вас в eгo творчестве?
4. Какие события первой половины XIX века
более вceгo повлияли на развитие русской
литературы?
5. Чем вызвана полемика о путях развития
pyccкoгo языка в XIX веке? Выскажите свою точку
зрения.
6. Какую роль игpала журналистика в первой
половине XIX вeка?
7. Какие литературные направления господствовали
в pycской литературе в первые десятилетия,
30-40-e годы XIX века?
8. Охарактеризуйте особенности романтизма.
9. Дайте общую характеристику реализма.
Темы докладов и рефератов
1. Преемственность в творческой
деятельности писателей или
2. Общие и отличительные черты романтизма
в произведениях литературы, живописи,
музыки.
3. Лирические и лироэпические жанры в
творчестве русских романтиков (на при
мере одного из авторов).
4. Соотношение литературных направлений
в первой половине XIX века (сентиментализм
и романтизм, романтизм и реализм).
5. Комедия А. С. Грибоедов «Гope от ума» как
свидетельство сложности развития литературного
процесса в первой половине XIX века.
Центральным
образом романтических
Сюжет построен на воспоминаниях старухи
Изергиль о. своей жизни и рассказанных
ею легендах о Ларре и Данко. В легенде
повествуется о смелом и красивом юноше
Данко. Он счастлив, что живет среди людей,
так как любит, их больше себя. Данко мужествен
и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная
цель — быть полезным народу. Когда охваченное
страхом, обессиленное странствованиями
по непроходимому лесу племя уже хотело
идти к врагу и принести ему в дар свою
волю, появился Данко. В его глазах светились
энергия и живой огонь, народ поверил в
него и пошел за ним. Но утомленные трудным
путем, люди опять пали духом, перестали
верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная
толпа стала плотнее окружать его, чтобы
убить, Данко вырвал сердце из своей груди.
"Идем! — крикнул Данко и бросился вперед,
высоко держа горящее сердце и освещая
им путь людям. Они пошли за ним, очарованные...
И Данко вывел их из темного леса на солнечную,
свободную землю. Данко проникнут подлинной
любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.
Образ Данко воплощает в себе идеал человека
— гуманиста и личность большой духовной
красоты.
Положительному образу Данко Горький
противопоставляет негативный образ Ларры
— образ себялюбца и эгоиста. Он считает
себя первым на земле, а на других людей
смотрит, как на жалких рабов. На вопрос,
почему он убил девушку, Ларра отвечает:
"Разве вы пользуетесь только своим?
Я вижу, что каждый человек имеет только
речь, руки и ноги.., а владеет он животными,
женщинами, землей... и многим еще". За
совершенное им преступление племя осудило
Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне
общества порождает в Ларре чувство невыразимой
тоски. "В его глазах, — говорит Изергиль,
— было столько тоски, что можно было бы
отравить ею всех людей мира". Ларра
был обречен на одиночество и счастьем
считал для себя лишь смерть.
Идейный смысл рассказа дополняется образом
старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем
жизненном пути — тоже своеобразная легенда
о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль
выше всего ценит свободу. Она с гордостью
заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль
с восхищением говорит о любви к подвигу:
"Когда человек любит подвиги, он всегда
умеет их сделать и найдет, где это можно".
В рассказе "Старуха Изергиль" Горький
рисует исключительные характеры, возвеличивает
гордых и сильных духом людей, для которых
свобода превыше всего.
В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни.
«О смелый Сокол!.. Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»
Все другие люди, не принимающие эту мораль, есть суть гагары, чайки, стонущие перед бурей, ужи, которым небо не нужно, им «здесь прекрасно… тепло и сыро».
Те, кто живет не для людей, кто ставит себя выше всех остальных, несчастны, как Ларра. Вот что рассказывала об этом смелом и гордом юноше старая Изергиль: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Не подумайте, что мне так уж нравятся эти ужи, гагары или Ларра. Нет, мне, конечно, больше по душе мужественный, бескорыстный красавец Данко, идеал писателя. То, что сделал этот юноша, – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от беспощадных врагов, которые грозили истреблением всего племени.
Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. И тогда в благородном порыве великого самопожертвования Данко разорвал себе грудь и пылающим сердцем осветил лес.
Люди вышли из леса, но он умер.
Каждый раз мне больно, когда я читаю эти строки. Я вижу людей, не способных понять истинное благородство, подчиняющихся диким, животным инстинктам. Вот они пляшут у костра, радуясь, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце кто-то наступает грязной ногой.
Ради кого пожертвовал жизнью чудесный юноша? Ради этих людей? Но их трудно назвать людьми, это дикари. Пусть их большинство, все равно мне жизнь Данко дороже всех их жизней, вместе взятых.
Почему Данко должен умереть, а тот «осторожный человек», что наступил на тлеющее сердце, имеет право жить? Разве жизнь так мало стоит, что ее можно отдать ради тех, кто наступит на твое сердце? Ведь жизнь – все, что у нас есть!
Совершенно уверен, что можно умереть, пожертвовать собой лишь ради тех людей, которые сами способны на такое же самопожертвование, ради настоящих людей.
Подвиг чаще всего незаметен. Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты. И это тоже подвиг. Ну, пусть не подвиг, а хороший поступок. Но если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.
Героями
ранних произведений Горького становятся
люди гордые, сильные, смелые, которые
в одиночку вступают в борьбу с
темными силами. Одно из таких произведений
— рассказ “Старуха Изергиль”.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи
Изергиль о своей жизни и рассказанных
ею легендах о Ларре и Данко. В легенде
повествуется о смелом и красивом юноше
Данко, который любит людей больше, чем
себя, — беззаветно и всем сердцем. Данко
— настоящий герой — мужественный и бесстрашный,
во имя благородной цели — помощи своему
народу — он способен на подвиг. Когда
охваченное страхом, обессиленное долгим
странствием по непроходимому лесу племя
уже хотело идти к врагу и принести ему
в дар свою свободу, появился Данко. В его
глазах светились энергия и живой огонь,
народ поверил в него и пошел за ним. Но
утомленные трудным путем, люди опять
пали духом и перестали верить Данко, и
в этот переломный момент, когда озлобленная
толпа стала плотнее окружать его, чтобы
убить, Данко вырвал сердце из своей груди,
осветив им путь к спасению.
Образ Данко воплощает в себе высокий
идеал — гуманиста, личность большой духовной
красоты, способную к самопожертвованию
ради спасения других людей. Этот герой,
несмотря на свою мучительную смерть,
не вызывает в читателе чувство жалости,
потому что его подвиг выше подобного
рода чувств. Уважение, восторг, восхищение
— вот что чувствует читатель, представляя
в своем воображении юношу с пламенным
взором, держащим в руке искрящееся любовью
сердце.
Положительному, возвышенному образу
Данко Горький противопоставляет “негативный”
образ Ларры — гордеца и эгоиста Ларра
считает себя избранным и на окружающих
его людей смотрит, как на жалких рабов.
На вопрос, почему он убил девушку, Ларра
отвечает: “Разве вы пользуетесь только
своим? Я вижу, что каждый человек имеет
только речь, руки и ноги, а владеет он
животными, женщинами, землей... и еще многим”.
Его логика проста и ужасна, если бы каждый
стал следовать ей, то на земле в скором
времени осталась бы жалкая горстка людей,
борющихся за выживание и охотящихся друг
на друга. Понимая всю глубину неправоты
Ларры, не в состоянии простить и забыть
совершенное им преступление, племя осуждает
его на вечное одиночество. Жизнь вне общества
порождает в Ларре чувство невыразимой
тоски. “В его глазах, — говорит Изергиль,
— было столько тоски, что можно было бы
отравить ею всех людей мира”.
Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая
черта характера. Она делает раба свободным,
слабого — сильным, ничтожество превращает
в личность. Гордость не терпит ничего
обывательского и “общепринятого”. Но
гипертрофированная гордость порождает
абсолютную свободу, свободу от общества,
свободу от всех моральных устоев и принципов,
которая в итоге приводит к ужасным последствиям.
Именно эта мысль Горького является ключевой
в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который
будучи именно таким — абсолютно свободным
— индивидуумом, умирает духовно для всех
(и прежде всего для самого себя), оставаясь
жить вечно в своей физической оболочке.
Герой обрел в бессмертии смерть. Горький
напоминает о вечной истине: нельзя жить
в обществе и быть свободным от него. Ларра
был обречен на одиночество и истинным
счастьем считал для себя смерть. Подлинное
же счастье, по мнению Горького, заключается
в том, чтобы отдать себя людям, как это
сделал Данко.
Отличительная черта данного рассказа
— резкий контраст, противопоставление
хорошего и плохого, доброго и злого, светлого
и темного.
Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой
образа повествовательницы — старухи
Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном
пути — тоже своеобразная легенда о смелой
и гордой женщине. Старуха Изергиль больше
всего ценит свободу, она с гордостью заявляет,
что никогда не была рабой. Изергиль с
восхищением говорит о любви к подвигу:
“Когда человек любит подвиги, он всегда
умеет их сделать и найдет, где это можно”.
В рассказе “Старуха Изергиль” Горький
рисует исключительные характеры, возвеличивает
гордых и сильных духом людей, для которых
свобода превыше всего. Для него Изергиль,
Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость
натуры первой, кажущуюся бесполезность
подвига второго и бесконечную отдаленность
от всего живого третьего, — подлинные
герои, люди, несущие в мир идею свободы
в разных ее проявлениях.
Однако для того чтобы по-настоящему прожить
жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно
быть свободным и гордым, чувствующим
и беспокойным. Нужно иметь главное —
цель. Цель, которая оправдывала бы существование
человека, потому что “цена человека —
дело его”. “В жизни всегда есть место
подвигу”. “Вперед! — выше! все — вперед!
и — выше — вот кредо настоящего Человека”.
Мы произносим это знаменательное слово – подвиг, и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово – подвижник, потому что без одного нет другого. Что такое подвиг? Каким должен быть человек, совершающий его? Над этими вопросами мы задумываемся, читая легенду о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Легенды известны с древности. Создавая их, люди стремились ярко, образно рассказать о героях и событиях, передать народную мудрость, мечты. Данко – это и есть тот подвижник, который храбро заглянул в глаза смерти не ради личной выгоды, он совершает самоотверженный поступок во имя людей.
Легенда о Данко – это заключительная часть рассказа М.Горького. Ей предшествует история Ларры и повествование о жизни самой старухи Изергиль.
Писатель словно бы подготавливает
нас, читателей, к рождению легенды
о Данко с помощью
Начало легенды похоже на сказочный зачин: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь». В повествование вкрадываются мотивы тревоги, страха.
Чтобы показать, в каком тяжелом положении оказались люди, М.Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены соплеменники пробираться, убегая от врагов: «...каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры...»
Необычный романтический пейзаж автор рисует с помощью эпитетов, метафор, олицетворений. Ветер бьёт по вершинам деревьев, лес «глухо» гудит, шум леса сравнивается с «похоронной песней». На фоне мрачной, страшной картины возникает яркий образ Данко. Именно он будет спасителем, именно он поведёт людей из болот и мёртвого леса. Старуха Изергиль, рассказывая историю, так характеризует романтического героя: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелые».
Соплеменники верят Данко и идут за ним: они «увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но долго идти за ним люди не могут. Усталые и измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но он «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
Для спасения людей требовалось чудо, и герой это чудо совершил! Так наступает кульминационный момент в развитии действия. Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь людям. Сердце героя изображается М.Горьким с помощью разных средств выразительности. Особую эмоциональность придаёт градация («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»), повторы («пылало», «ярко», «солнце», «освещенный»). Своеобразный перифраз - «факел великой любви к людям» - символизирует жертвенную любовь к ближним, благородство и смелость героя.
Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он спасает целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый способен на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.
Данко сдержал слово, он спас людей, но племя забыло о своём спасителе, люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».
В рассказе автор подчёркивает и гордость другого героя – Ларры, противопоставляя этот образ образу Данко. Ларра, желая иметь всё, не хотел отдавать ничего, за что люди придумали ему страшное наказание – безграничную свободу. Ларра отрицает законы общества, его моральные устои. Он силён, но его сила не несёт добра людям, его неограниченная свобода делает его отверженным, изгнанником. Данко же смел, свободен, это о таких людях вслед за М.Горьким можно сказать: «Человек – это звучит гордо…». Данко бессмертен, его бессмертие – награда за подвиг во имя людей. В отличие от Ларры, похожего на могучего зверя, не встречавшегося с людьми «лицом к лицу», Данко безмерно любит людей, тех, кто «были как звери», «как волки».
Человеколюбие Данко противопоставлено и образу самой старухи Изергиль. Героиня эгоистична, равнодушна и жестока: она с лёгкостью забывает прежнюю любовь ради новой, оставляет некогда любимых ею людей, живёт только для себя и теперь обречена на одиночество. Несмотря на это, именно старуха Изергиль произносит ключевую фразу: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». И сам М.Горький верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев.
Образ Данко интересен нам, современным людям. Герои, жертвующие собой ради спасения людей, безусловно, заслуживают уважения. Подвиг Данко напоминает подвиг мифического Прометея, который похитил огонь для людей и сам же понёс за это страшное наказание.
Каким должен быть настоящий человек? Всегда ли окружающие нас люди достойны помощи, поддержки? Нуждаются ли они в благородных, мужественных спасителях? Над этими и другими вопросами о сути Человека, о его предназначении в этом мире заставляет задуматься прочитанная мною легенда о Данко и в целом весь рассказ.