Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:29, доклад
Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.
Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.
Начиная с раннего стихотворения
«В дороге» и кончая поэмой «Кому
на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал
о «долюшке женской», о самоотверженности
русской крестьянки, о её душевной
красоте.
«В дороге» - повесть о трагической судьбе
молодой крестьянки Груши. Эта женщина
– жертва крепостничества. Когда Груша
была ребенком, помещики для прихоти держали
её в барском доме, где она обучалась дворянским
манерам. Потом, также из прихоти, её выдали
замуж за грубого, невежественного ямщика.
Не привыкшая к тяжелому крестьянскому
труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно
разоблачает помещиков – крепостников.
Он пишет о своей героине: «…погубили
её господа…»
В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:
Будет бить тебя муж – привередник
И свекровь в три погибели гнуть…
Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! – русская долюшка
женская!
Вряд ли труднее сыскать…
С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» - скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:
Мало слов, а горя реченька.
Горя реченька бездонная!..
О суровой доле крестьянки говорит поэт в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына-раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.
Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о его физической красоте:
Есть женщины в русских
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В произведениях Некрасова
Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом».
Филипп Ильич был хорошим человеком и
любил свою жену, но и он бил её иногда.
Филипп часто уезжал на заработки, и тогда
Матрёна оставалась с его роднёй:
…с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Матрёна добра и справедлива. Её любовь к мужу и детям самоотверженная. Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила женщину. В душе Матрёны зреет протест против угнетателей. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», - говорит она. В её душе таяться неисчерпаемые сокровища любви, верности, благородства, ума. И хотя волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России, поэт твёрдо верит в то, что «ключи» эти найдутся.
«Еду ли ночью по улице темной...»
изображаются суровые подробности
драм» бедняков, типичной для столицы.
Рисуется холодный! безмолвный и безлюдный
темный город. Слепые окна леденящий ветер,
тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни
на мостовой, скрип качающегося фонаря,
пляшущий круг света на снегу и одинокая
фигура женщины, пошатывающаяся от ветра.
Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной
замуж за нелюбимого; такая бедность и
нищета, когда нельзя даже купить гроб
для ребенка, умершего от голода и болезни.
Несчастная мать, потерявшая свое дитя;
несчастная жена, не знавшая любви. Она
вышла на улицу продать себя первому встречному...
При чтении стихотворения ясно представляешь
все эти «свинцовые мерзости жизни», низводящие
женщину до такого состояния. О «многокручинной,
многострадальной» русской женщине пишет
поэт в стихотворении «Свадьба»:
Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать — да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! Лучше вперед не гляди!